Существует древний тест, который люди использовали, чтобы понять, к чему ребенок наиболее расположен. На четыре стороны света помещали книгу, деньги, молоток и какое-нибудь оружие и смотрели, в какую сторону поползет малыш. В той из сфер – учении, торговле, ремесле или правосудии, – которую он выбирал, и искали затем его предназначение.
Главная проблема рынка труда в России заключается в том, что большинство нынешних выпускников вузов по окончании обучения не имеют возможности успешно устроиться на работу. И дело даже не в нежелании, а в том, что при выборе профессии они опирались на мнение родителей или окружающих, которое и стало причиной формирования иллюзий о востребованности или самореализации в конкретной профессии.
«Нужно взять все самое лучшее, что было в прежних дворцах пионеров, кружках юных техников и т.д., построить работу на принципиально новой, современной основе, с участием и бизнеса, и высших учебных заведений, университетов», – сказал Президент Российской Федерации Владимир Путин в своем ежегодном Послании Федеральному собранию.
Одна из причин сложившейся ситуации – отсутствие по-настоящему эффективной профориентации. «К примеру, в советское время профориентация была выстроена в соответствии с потребностями рынка – нужны были рабочие специальности, их популяризировали, создавали кафедры подготовки специалистов и заполняли рабочие места», – отмечает HR-директор компании «Бизнес молодость» Зулия Лоикова. Сейчас же о недостаточном объеме подобной работы с молодежью свидетельствует безработица среди людей с высшим образованием и офисными специальностями, на фоне дефицита технических специалистов. Интерес к специальностям инженеров и рабочих упал после распада Союза и до сих пор так и не восстановился.
«Поэтому, учитывая, что одной из основных задач государства является возрождение инженерного и научно-технического потенциала страны, необходима активная работа по разработке технологий и методологии преподавания предметов естественно-научного цикла, организации кружковой деятельности по робототехнике, созданию STEM-центров и проектно-исследовательских лабораторий для учеников при вузах», – считают в компании Polymedia. Все это, безусловно, должно помочь скорректировать профориентационную деятельность в стране.
Нужна ли какая-то профориентация в раннем детстве – спорный вопрос. Эксперты высказываются неоднозначно. Правда, все сходятся на том, что для определения интересов, способностей и склонностей ребенка в раннем возрасте важны не столько психологические техники и тесты, сколько наблюдение. И, безусловно, лучше всего наблюдать за малышом тогда, когда он играет.
В последние годы в России активно развиваются проекты, целью которых является знакомство с существующими профессиями даже совсем маленьких детей. Но если школьная профориентация чаще всего предполагает уже осознанную оценку профессий ребенком, и в это время, кстати, стартует та же пропаганда определенных профессий, например, рабочих, инженеров, то в проектах для малышей все сделано в игровом формате. «Это важно, потому что игра – основной вид деятельности ребенка. Через игру он познает мир, а в данном случае – себя в профессии», – считает начальник отдела профессионального обучения, профориентации и психологической поддержки Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга Людмила Колдунова.
Действительно, по мнению декана факультета психологии московского Института гуманитарного образования и информационных технологий (ИГУМО) Марии Борисовой, профориентация как ориентирование ребенка на ту или иную область профессиональной деятельности необходима в старшем школьном возрасте, когда происходит становление личности и выкристаллизовываются основные профессиональные интересы, предпочтения и мотивы учащихся. «Но поскольку у человека все, в том числе и профессиональная направленность, закладывается с детства, раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии должно заключаться не в навязывании ему того, кем он должен стать по мнению родителей, а в том, чтобы, познакомив с различными видами труда, облегчить ему самостоятельный выбор в будущем», – поясняет Зулия Лоикова.
Сейчас все большую популярность приобретают проекты в формате городов профессий и образовательных парков, куда приходят дети в возрасте от полутора до 14 лет. Здесь ребенок погружается в игровую реальность – модель взрослого мира – с поиском работы, карьерным ростом, зарплатой. Дети могут примерить на себя более 60 профессий – от творческих, офисных до технических и рабочих. В процессе ребята социализируются и проходят раннюю профориентацию. Создатели таких проектов рекомендуют родителям дать возможность ребенку самостоятельно выбирать, кем быть, – фермером или банкиром. Тогда есть шанс, как упоминалось, уже в раннем возрасте определить, какие у него интересы, таланты и способности. «На территории нашего комплекса есть почта, банк, больница, полицейский участок, служба МЧС, работают теле- и радиостудии, редакция газеты, школа танцев и дом мод, а также другие заведения, без которых невозможно представить современный мегаполис. Как и во взрослом обществе, в детском городе выдают паспорта и трудовые книжки. А игровые деньги можно тратить на дальнейшее обучение, получение новых специальностей, развлечения или сувениры», – отмечает генеральный директор ООО «КИДБУРГ» Максимилиан Пивоваров.
Стоит отметить, что, например, в Финляндии давно выстроена работа по профориентации молодежи, она имеет четкую структуру. «Мы не говорим, что профориентация предназначена именно для детей. Профориентация начинается в седьмом классе основной общеобразовательной школы и продолжается до тех пор, пока не закончится основная школа (то есть до конца девятого класса). Инструкторы по учебе и профориентации отвечают за сопровождение образовательного процесса, профориентацию или карьерную консультацию, которые входят в обязательную для всех учебную программу. Данный блок включает в себя лекции в классе; личное сопровождение; ознакомительные экскурсии в учебные заведения, на рабочие места и в учреждения предоставления общественных услуг. Кроме того, школьники на разных этапах знакомятся с настоящей трудовой деятельностью на рабочих местах. Сопровождение образовательного процесса и профориентация продолжаются в школах среднего уровня (гимназия, профессиональные учебные заведения) и в вузах», – поясняет эксперт Министерства занятости и экономического развития Ари-Пекка Леминен.
Для России первоочередной системной задачей является как раз выстраивание эффективной системы профориентации, от которой в не меньшей степени, чем от пропаганды, информационных и PR-компаний, зависит стабилизация рынка труда. Корректировка системы ценностей и формирование непредвзятой и объективной оценки профессий, которые сейчас непопулярны у будущих специалистов, но как никогда востребованы предприятиями, позволят обеспечить российскую промышленность недостающими высококвалифицированными кадрами и через несколько лет небезосновательно говорить о том, что мы по уровню ее развития действительно не уступаем мировым экономическим лидерам.