Постковидный синдром сегодня всесторонне исследуется учеными, он уже включен в Международный классификатор болезней. По разным данным, шлейф осложнений после COVID-19 ощущает почти каждый второй пациент.
Однако в ряде ситуаций постковид приобретает весьма причудливые формы. Есть пациенты, которые отмечают, что после перенесенной коронавирусной инфекции им стало… лучше! Например, они стали лучше спать, у кого-то стали густеть волосы, а у иных прошли беспокоившие их многие годы болячки.
Как говорится, кому война, а кому мать родна. И даже самое неприятное событие в жизни может обернуться неожиданной пользой. Обозреватель «МК» провел в группах переболевших опрос в соцсетях и собрал любопытную статистику. Мы распределили полученные данные по группам и узнали у экспертов, следует ли расценивать положительные изменения в здоровье как благо.
Все полученные данные мы объединили в группы. И делимся результатами с читателями.
Легкие
Лариса, пенсионер: «Сегодня была у пульмонолога, КТ сделала неделю назад, но глазам не поверила, решила дождаться мнения врача. Судя по всему, мой ковид грохнул мой саркоидоз легких, он у меня с 2013 года, только КТ, сделанных за эти годы, насчитала 14 штук, заставляли по 2 раза в год контролировать процесс. И вот пропал, исчез! Через год сказали проверить. Как говорится, нет худа без добра, или чудеса все-таки случаются!»
Аналогичную историю рассказал Иван: «Пропали все увеличенные саркоидозные лимфоузлы после COVID-19. Саркоидоз найден случайно в 2016 году, подтвержден двумя снимками КТ. Ничем не лечил, никак не беспокоил. «Корона» прошла легко, сделал КТ на второй неделе болезни — все чисто. Ни матового стекла, ни лимфоузлов».
Александр рассказывает о том, что у него после коронавируса «исчезла» легочная гипертензия, а Вадим — о «пропаже» трех буллов (пузырьков) в легких: «Ковид их тоже грохнул».
Мнение специалиста
Профессор кафедры фтизиатрии и пульмонологии МГМСУ им. Евдокимова, глава Центра респираторной медицины Андрей Малявин: «Объяснений «исчезновению» саркоидоза может быть несколько. Самое очевидное: если пациентов лечили стероидами, например дексаметазоном, саркоидоз вполне мог пройти. Кроме того, он мог быть излечен моноклональными антителами, которые также применяют при лечении COVID-19. Этиология саркоидоза пока недостаточно изучена: спонтанные излечения бывают, и нередко. Первую и вторую стадии этого заболевания мы вообще не лечим — лечение тяжелее, чем сама болезнь. К тому же течение саркоидоза зависит от иммунного ответа организма. Возможно, при коронавирусной инфекции или при ее лечении иммунный ответ изменился, и заболевание прошло. Что касается буллов, то они пройти не могли. Скорее всего, это были не буллы, а картина перераздутых альвеол легких на снимках. Изменения, которые происходят в легочной ткани при эмфиземе легких, в том числе буллы, необратимы».
Когнитивные способности и артериальное давление
Елена Я.: «Моя мама 90 лет, с тяжелой деменцией, после COVID-19 показывает существенное улучшение когнитивных способностей, чем меня очень удивляет. Коронавирус перенесла бессимптомно. Ничем его не лечила».
О снижении давления говорят многие участники нашего опроса. Марина пишет: «Давление стало типа нормальным, но для меня оно сильно повышено от моей нормы. Я гипотоник».
«Давление лет 20 всегда повышенным было. После болезни стало 120/80, была у кардиолога», — говорит Татьяна.
Ульяна отмечает, что у нее, гипертоника, артериальное давление снизилось после прививки от коронавируса. А еще прошли головные боли. Маргарита говорит о том, что у нее стабилизировалась частота пульса, которая много лет была повышенной: «Раньше было 98–100, теперь — 73–80. Поди пойми этот постковид».
«После ковида ни разу не повышалось давление и пульс, как ни странно», — говорит Наталья.
Мнение специалиста
Невролог Елена Строковская: «Течение деменции имеет периоды обострения и ремиссии, нужно наблюдать за пациентами. К сожалению, на данный момент это заболевание неизлечимо, хотя и есть ряд препаратов, которые могут замедлять его прогрессию. Что касается артериальной гипертонии, то тут мне сложно комментировать. Я знаю, что есть исследования, которые показывают, что лечебное голодание позволяет привести в норму цифры артериального давления. Кроме того, доказано, что, если пациенты с избыточной массой тела худеют, давление может прийти в норму. После коронавирусной инфекции многие сбрасывают вес, возможно, дело связано с этим. В любом случае, если у них есть АГ в анамнезе, им нужно наблюдаться у врача».
Сон
При том что появление бессонницы после коронавирусной инфекции стало одним из главных симптомов постковида, есть и такие люди, кто стал спать лучше.
Алла: «У меня прошла многолетняя бессонница, не просыпаюсь ночью по нескольку раз, как до COVID-19. Кроме того, у меня сразу в период болезни исчезли постоянные боли в спине, пропало воспаление связок ноги. Лекарства я принимала только противовирусные и жаропонижающие».
Наталья: «То же самое. Не просыпаюсь по 2–3 раза за ночь, стала высыпаться — и с утра бодрячком. Пока во время болезни не было аппетита, даже от запаха мяса воротило, похудела на размер».
Карина: «Я стала спать постоянно, хотя много лет были проблемы со сном. Может, потому, что очень ослаблен организм».
Наталия: «Болела с конца ноября до середины декабря. Сплю сейчас в любое время суток. Давление стало уходить. Не знаю, что больше помогло: антидепрессанты или мануальная терапия, а может, все вместе».
Екатерина: «Уже год сплю лучше, чем до болезни. Не лечилась ничем, кроме витамина С».
Танюша: «У меня прошла бессонница! И странно: во время болезни был прилив сил!»
Нина: «Состояние кожи улучшилось. Спустя полгода каждую ночь вижу реалистичные цветные сны. Раньше очень редко снились».
Мнение специалиста
Как говорит доктор Андрей Малявин, одно из возможных объяснений — то, что во время заболевания многие люди худели: «Если человек был с избыточным весом, почти наверняка у него был синдром ночного апноэ сна, одна из причин бессонницы. К тому же улучшение сна — субъективный показатель. Разумеется, вся ситуация с постковидными изменениями в состоянии организма требует изучения, но пока объективных данных нет».
Обоняние
Про аносмию, которая встречается не только при COVID-19, но и продолжается у многих пациентов после заболевания, иногда неделями и даже месяцами, сегодня не слышал только ленивый. Однако есть люди, которые после COVID-19 стали нюхать… лучше!
Полина: «У мужа заметно улучшилось обоняние. Говорит, что те запахи, которые мне всегда не нравились и которые он воспринимал раньше нормально, теперь стали такими сильными, что он, наконец, понял, почему мне всегда так было дурно».
Елена: «Я стала все запахи более остро ощущать, где-то уже раздражает».
«Я до ковида была не особо чувствительна к уличным запахам. После аносмии вдруг стала чувствовать то, чего не чувствовала раньше. Канализацию, например, чую теперь за версту!» — отмечает Алена.
«Мама 20 лет не ощущала запахи, раз в 2 года удаляла полипы в носу. Внезапно вернулось обоняние, болела ковидом тяжело», — рассказывает Алла.
Мнение специалиста
Невролог, ревматолог Екатерина Филатова отмечает, что пока в ее практике были лишь пациенты с ухудшением обоняния после COVID-19: «Сложно комментировать, хороший это симптом — обострение запахов — или не очень. Коронавирус имеет нейротропность, то есть влияет на нервную систему, в том числе на обонятельные луковицы. На данный момент нет накопленных данных, и мы можем только строить предположения, хорошо или плохо — улучшение обоняния».
Волосы
Очень многие пациенты, преимущественно женщины, отмечают сильное выпадение волос после перенесенного коронавируса. Но есть и те, у кого состояние волос, по их оценкам, улучшается.
«У меня волосы всю жизнь были прямые, но после COVID-19 стали виться. Мне не идет, приходится выпрямлять», — рассказывает Татьяна.
«Болела в декабре. Сначала очень сильно выпадали волосы. Пришлось сильно подстричь. А сейчас совсем не выпадают и стали лучше по качеству», — говорит Ольга.
«Волосы стали лучше. Во время ковида выпадали пучками, причем и ресницы, и брови тоже. Сейчас мастер моя каждый раз хвалит состояние волос», — говорит Руслана.
А Екатерина оценивает свое состояние волос как «шикарное»: «И ревматоидный артрит ушел. Но у меня были огромные дозы дексаметазона, поэтому, может, вирус тут и ни при чем».
Мнение специалиста
Трихолог Анна Максимкина: «Состояние волос зависит от множества факторов, и вряд ли вирусное заболевание может привести к их улучшению. Скорее, дело в огромном количестве витаминов и микроэлементов, которые пациенты принимали во время болезни. Например, цинк, который часто применяют при терапии COVID-19, достоверно улучшает качество волос».
Эндокринные болезни
Елена: «У меня были множественные узлы в щитовидке, по сантиметру. После COVID-19 по УЗИ всего один, 0,5 см».
Анна: «Мой ковид убрал аутоиммунный тиреоидит и гипотиреоз, но боюсь, что временно. Изначально поняла это по состоянию кожи, а потом — по анализам на гормоны. Показатели значительно ниже, чем обычно при терапии, сейчас они в пределах референтных значений».
Ирина: «У меня аутоиммунный тиреоидит. Последние лет пять было все время дискомфортно, жарко и потливо. Сейчас наконец начала мерзнуть, ура!»
Лариса: «Гормоны все в абсолютную норму пришли. И щитовидка, и половые, и надпочечники».
Фатима: «У меня на фоне кучи постковидных хвостов, как ни странно, не знаю, радоваться или печалиться, уровень глюкозы в крови снизился до 4,3–4,9, и впервые за 8 лет мне приходится поднимать уровень сладеньким, и без карамели и шоколада из дома не выхожу, так как при ходьбе уровень глюкозы падает еще ниже нормы, в итоге слабость, головокружение и ощущение, что на грани потери сознания. У меня диабет 2-го типа».
Мнение специалиста
Эндокринолог Люсине Давтян: «Аутоиммунный тиреиодит — излечимое заболевание, которое часто проходит само по себе. Конечно, всех этих пациентов нужно исследовать и наблюдать. Что касается сахарного диабета, то причиной снижения сахара может быть банальное снижение веса на фоне вирусной болезни».
Иммунитет
Несколько человек отметили, что после коронавирусной инфекции стали реже болеть другими вирусными инфекциями.
«После ковида, пока были антитела, стала заметно реже болеть. Хотя по жизни часто болеющий ОРВИ человек. Как антитела кончились, так опять началось — то сопли, то ларингит», — говорит Анна.
«Заметно реже стала болеть голова, ни одного эпизода хронического бронхита и фарингита за 11 месяцев — это прям радость-радость», — говорит Марк.
«Я переболела ковидом в сентябре и перестала болеть простудными заболеваниями. Раньше я болела весь зимний период ежегодно: то грипп, то ангина, то бронхит, то гайморит. А тут впервые в жизни не болела весь зимний период. Не знаю почему. Может, иммунитет, а может, потому, что все в масках весь год ходили», — пишет еще одна пользовательница Сети.
Мнение специалиста
Инфекционист Илья Погорелов: «В этом году впервые не было активности вируса гриппа, хотя все другие респираторные инфекции присутствовали. Но болеть ими люди стали заметно реже, что объясняется банально: за год мы смогли приучить население мыть руки и ходить в масках, соблюдать дистанцию. Если у нас сформируется культура вакцинации, болеть будем еще реже».
Боли
Людмила: «Перестали беспокоить пяточная шпора и болеть колени».
Ольга: «Моей маме 86 лет, лежала в ковид-госпитале. После лечения стало гораздо лучше с ее коксоартрозом! Ходить может без палочки, и спать ей больше боли не мешают. О том, что болела «короной», даже не вспоминает: деменция».
Юлия: «У мамы после ковида официальная диагностированная подагра взяла и исчезла. Никакие препараты не пила».
Леонид: «Нога была занемевшая над коленом 3 года после уколов в ногу. После болезни почти прошло!»
Людмила: «У меня после гинекологической операции был синдром хронической боли. На 5-й день ковида я забыла, что это».
Ольга: «Перестали болеть коленные суставы. Мучилась лет пять. Необычная легкость в теле, прилив энергии».
Олег: «Страдал частыми головными болями с детства, была черепно-мозговая. После ковида боли практически пропали».
Мнение специалиста
Невролог Екатерина Филатова говорит, что пока сталкивалась лишь с ухудшением состояния у пациентов: «Важно понять, была ли человека правильно диагностирована мигрень. И даже если диагноз правильный, то, что приступов нет несколько месяцев, не значит, что они прошли совсем. По поводу исчезновения болей можно предположить, что человек, перенесший тяжелое заболевание и понявший, что теперь все хорошо, находится на эмоциональном подъеме, что может влиять на многие показатели здоровья положительно. Если человек уверен, что ему стало лучше, это хороший прогностический знак».
Аллергии, зрение
В нашем опроснике есть люди, отметившие «пропажу» аллергических реакций.
«Я с детства не могла есть мед, обсыпало всю. Когда болела, очень хотелось лизнуть хоть немножко. И вуаля, я ем даже соты — и нет ничего», — рассказывает Мария.
Нина: «В семье у двоих пропала пищевая аллергия!!! Спасибо ковиду!»
Анна: «Знакомая врач отметила исчезновение многолетней аллергии у ее взрослой дочери. Постковидное чудо».
Мнения специалистов
«Думаю, исчезновение тех или иных аллергических реакций легко объясняется применением препаратов кортикостероидов и моноклональных антител во время коронавирусной инфекции, которые существенно меняют состояние иммунной системы. На их фоне избыточная реакция иммунитета может подавляться, а гиперреакция — превратиться в нормальную. Поэтому и аллергия проходит», — считает Андрей Малявин.
Одна пациентка указала на то, что у нее улучшилось зрение: с -7 до -5. «Это объясняется, скорее всего, возрастом пациентки, — говорит офтальмолог Кирилл Тростников. — После 40 лет многие пациенты с близорукостью вдруг начинают замечать, что стали лучше видеть. Это возрастное изменение перехода близорукости в дальнозоркость, а вовсе не чудо».
* * *
Как мы видим, говорить о «спасительном ковиде» увы, вряд ли возможно. Большинство «улучшений», которые описывают люди, — всего лишь их субъективные ощущения. И, чтобы делать какие-то окончательные выводы, требуется длительное наблюдение за их здоровьем. Практика показывает, что хронические заболевания никуда не уходят, при том что временные улучшения встречаются часто.
Но вот что точно может сделать коронавирус — это заставить по-другому взглянуть на себя и на мир. Вот что об этом пишут переболевшие.
«Стала меньше потеть», «У меня лицо выглядит моложе, кожа стала розовее или бледнее, не пойму, но мне нравится», «Похорошела».
«Я долго боролась с клещом, демодекозом, но после коронавируса он сам пропал. Может, витамины так повлияли».
«Папилломы пропали, стихи графоманские стала писать, удержу нет, никогда этого не делала. Грешу на поражение головного мозга», — рассказывает Марина.
«У меня из множества отрицательных постковидных эффектов один все-таки положительный, — говорит Алексей. — Впервые за последние 7 лет появилась навязчивая идея жениться. И не на кабы ком, а на враче. Надо поспешать, пока не разобрали. Согласен с детьми, с ипотекой, даже на постковидницу».
«Здоровье мое ковид угробил по полной программе. 8 месяцев уже. Но! Будете смеяться — после ковида я стала печь торты. Даже на заказ стала делать. Вот такой талант открылся», — радуется Ольга.
Ряд опрошенных нами людей честно признались, что причины их чудесных исцелений в том, что они стали следить за здоровьем лучше. «Я занялась своим сердцем, и уже не в поликлинике, а в платной клинике, нашла хорошего кардиолога, вот он мне помог», — рассказывает Елена.
«Я думаю, мы просто столько в себя лекарств и витаминов в себя влили, что поэтому и чувствуем себя лучше», — говорит Екатерина.
Маргарита: «Думаю, что состояние улучшилось у тех, кто прошел серьезное лечение антибиотиками и мощными противовирусными препаратами, что позволило «задушить» какие-то уже имеющиеся болячки. Лично я обратила внимание на то, что в моем лечении присутствовали препараты, действующие на артроз в том числе. Как результат — намного уменьшились боли в коленях».
С другой стороны, некоторые люди действие терапии своим опытом опровергают. «Я, кроме витаминов и симптоматических препаратов, ничего не принимала, но нормализовались давление, пульс, перестала болеть спина. Какое-то волшебство», — говорит Ника.
«А я поняла, что до болезни себя не любила и заботилась о себе недостаточно. Ковид стал волшебным пинком. И теперь не хочется есть вредные продукты: колбасы, булки. Кофе не пьется. Сразу в голове вопрос: «А это полезно для меня?» Начала пить витамины, даже зарядку делаю. И еще болезнь показала, кто реально друг, а кто — так», — пришла к выводу Наталья.