Спецоперация, словно лакмусовая бумажка, демонстрирует, кто друг, а кто – нет. Слова политиков ничего не значат, доверять можно только их действиям. Вот и поглядим, каково же их истинное отношение к России и кому и чем в этой связи приходится жертвовать.
Друг познаётся в беде – это факт. Ещё вчера президент Чехии Милош Земан считался другом России, поддерживал и говорил лестные вещи, а сегодня он костерит «российских агрессоров» на чём свет стоит и поставляет Киеву оружие и боеприпасы. А вот грузины: казалось, эти поддержат Киев на все 100%. Им ведь, похоже, есть за что обижаться. Но нет – руководство Грузии неожиданно заверило, что в санкционных игрищах против Москвы оно не станет участвовать. Снова хотят дружить? Едва ли, просто грузины понимают, что выгодно им, а что нет. Вот и многие другие думают так же.
Грузия: лучше плохо дружить, чем хорошо воевать
Вот статья в свежем выпуске парижской газеты «Фигаро»: «Грузия отдаляется от Евросоюза для сближения с Россией – неужели это правда?!» Премьер Гарибашвили называет антироссийские санкции Запада «бесполезными» и наотрез отказывается осуждать «агрессивные действия Москвы» в отношении Киева. «Россия – ключевой экономический партнёр Грузии, – пояснил «Фигаро» Дмитрий Минич, специалист по России из Французского института международных отношений. – В знак благодарности Тбилиси за взвешенную внешнеполитическую позицию в середине мая Москва сняла ограничения на наземный транзит. Через несколько дней может возобновиться воздушное сообщение между двумя странами». А обратили внимание, как мягко Москва уклонилась от проведения референдума за объединение Северной и Южной Осетии? Так стоит ли удивляться, что в конце апреля подавляющее число грузин поддержали позицию правительства в отношении как России, так и Украины, которой Грузия, по сути, публично отказала в поддержке?
При этом Гарибашвили серьёзно рискует карьерой: на прошлой неделе, в ходе визита в Брюссель главы грузинского МИДа Ильи Дарчиашвили, ему «в лоб» объявили, что предоставление Грузии статуса кандидата в члены ЕС будет напрямую увязано с «антикоррупционным расследованием» деятельности премьера. По сути, Европа объявляет Грузии ультиматум: обвинят Гарибашвили в коррупции – в июне Тбилиси дадут кандидатский статус. Ну а если не обвинят – не дадут. В ответ Гарибашвили обвинил свой МИД в «предательстве» и лоббировании отказа ЕС в приёме Грузии «пока не сменится власть в стране». В общем, премьера, признанного в лояльности России, теперь запросто могут снести по указке Брюсселя. Ещё и обвинив при этом во взяточничестве.
Германия: обещать – не значит давать
Недаром «Наша Версия» озаглавила октябрьскую статью о смене власти в Германии «Олаф наш!». И дело вовсе не в личных симпатиях-антипатиях канцлера. Шольц – проводник интересов крупного германского капитала в СДПГ, кровно заинтересованного в прочном партнёрстве с Москвой. Точно такой же, каким был до него другой социал-демократ, Герхард Шрёдер. Сегодня (по ощущениям от чтения германской прессы) Шрёдер «расплачивается» за свою пророссийскую позицию. Его намереваются исключить из партии и проверить на коррупционные связи с Кремлём, чуть ли не предают остракизму. Но пока что тучи над Шрёдером сгущаются только на газетных страницах – в реальности над бывшим бундесканцлером нисколько не каплет. Ибо крупный германский капитал имеет достаточно возможностей, чтобы в нужное время раскрыть над своим представителем водонепроницаемый зонтик. Зная об этом, Шольц, разглагольствующий о «российской угрозе» и на словах сулящий Украине военную помощь, не спешит воплощать сказанное в реальность. Партнёры-промышленники не поймут! Приходится изворачиваться.
Обещал Берлин Киеву современные системы ПВО Iris-T? Обещал. Но тут такое дело: на складах этих систем пока нет, их вот-вот должны произвести на заводах Diehl, и как только произведут, тут же начнутся поставки. В течение лета. Или осени. Ну в крайнем случае зимой. Ещё обещали радары слежения – но такая оказия, оказалось, их нет в резерве. «Это вопрос не к политикам или к армии, а к промышленности», – перевёл стрелки представитель бундесвера. Даже с устаревшими самоходками «Гепард» та же история – мол, поставки непременно начнутся, но в июле. Пожалуй, в августе – определённо. Только к ним нет боеприпасов. Закончились! Но представители бундесвера поспрашивают у других стран – вдруг у кого-то найдутся? Вот тогда-то и начнутся поставки. А пока – какой смысл спешить? Впервые Германия пообещала Киеву поставить оружие ещё в конце февраля – и где оно, это оружие? Но со съевшего в большой политике не одну собаку Шольца – в отличие от неопытного и прямолинейного Гарибашвили – взятки гладки. Он клянётся в верности Киеву, бьёт себя в грудь кулаком и обещает, обещает, обещает. А отказывает не он, а, к примеру, министр обороны Кристина Ламбрехт. Тоже социал-демократ, как и Шольц. Рука руку моет. Вот и рассуди, чей он, Шольц, – промосковский или прокиевский. В Вашингтоне, похоже, начинают в этой связи прозревать: после заявления представительницы Германского института международных отношений Сабины Фишер о том, что канцлер Шольц «ведёт двойную игру», делая вид, что помогает Украине, «в то время как Германия срывает поставки обещанного Киеву оружия». Шольца будут прессовать, спекулируя на его стремлении создать в Германии крупнейшую армию в Европе, обвинять в росте военных расходов и т.п. Авось недовольные немцы снесут «растратчика».
Кстати
Говоря о печальных последствиях «дружбы с Россией» для иностранных политиков, невозможно обойти вниманием судьбы президентов Украины и Молдавии – Виктора Януковича и Игоря Додона. Про Януковича нет смысла много писать, его додавили, заставив сбежать из Киева, сдав, по сути, страну проамериканским мятежникам. А вот про Додона стоит сказать пару слов. Заняв пост главы государства, Додон не спешил проводить изменения для укрепления альянса с Москвой. В итоге у власти он не удержался, а сегодня его поместили под домашний арест по традиционному в таких случаях для Запада подозрению в коррупции. А пока Додон ждёт суда, власть в Кишинёве меняется. Не надеясь на стойкость главы государства Майи Санду, предпочитающей не делать резких движений в пику Москве, чтобы не лишиться российских энергоносителей, американцы устроили в Молдавии «кадровый переворот». «Суверенитет Молдавии пущен под нож», – констатирует депутат от Блока коммунистов и социалистов Александр Нестеровский. Молдавию захватили иностранные полицейские, границу охраняют иностранные пограничники. Нестеровский указывает, что «40% территории страны уже под контролем иностранной полиции» в рамках пока ещё формально не принятого, но уже де-факто действующего закона об оперативной деятельности Европейской пограничной полиции и агентства береговой охраны в Молдавии. Додона тем временем готовятся обвинить сразу по нескольким статьям УК – чтобы наверняка засадить его за решётку.
Венгрия: дружба с «плохим парнем» доведёт до вылета из ЕС
Поистине мал золотник, да дорог. Казалось бы, что за мелочь – какая-то Венгрия! К тому же у России с мадьярами никогда особой дружбы не наблюдалось, даже во времена обоюдного пребывания в соцлагере. А уж события 1956 года и подавно – казалось бы! – не оставляли нам никаких шансов на историческое примирение. Но вот поди ж ты! Глава венгерского МИДа Петер Сийярто называет отказ от санкций против патриарха Кирилла «делом принципа» – и Евросоюз недоумённо разводит руками. Санкции не вводят! Вся Европа в едином порыве решает ввести эмбарго на импорт российской нефти, но тут встаёт Будапешт. «У нас и так достаточно проблем: цены на энергоресурсы взлетели, высокая инфляция, и вся Европа ходит по краю мирового экономического кризиса из-за санкций». В общем, вы – как хотите, а мы не объявим эмбарго, и всё тут. Европа – в шоке, Венгрия – купается в дешёвой российской нефти. На глазах у соседей, вынужденных мотаться на венгерские заправки за дешёвым бензином. А мадьяры, как бы глумясь, ограничивают продажу горючего машинам с германскими и австрийскими номерами. В общем, объявить эмбарго у Европы не вышло, получился корявый «частичный запрет».
Но Орбан рисковал. На недавних выборах против него сплотились и левые, и либералы, к которым неожиданно примкнул даже ультраправый «Йоббик», именовавшийся ранее не иначе как «пророссийский». Судачили, что «Йоббик» «подтянули» американцы за очень немалые деньги – чтобы сразить Орбана наверняка. Но оппонентов премьера во главе с Петером Марки-Заем в итоге поддержало лишь 28% населения страны. И «последний друг Путина в Европе» Орбан сорвал банк. Вопреки козням Вашингтона. Теперь ничего не остаётся, кроме как спекулировать на теме «отчисления» своенравного Будапешта из Евросоюза. Вообще-то покинуть ЕС страна может только по собственной воле – как Британия, но есть нюанс в виде 7-й статьи договора о Европейском союзе, карающей за попрание базовых принципов ЕС. Оплата за российские нефть и газ в рублях – это, конечно, никакое не попрание, но вот законодательный запрет Венгрией пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних или дискриминация мигрантов – веские поводы для беспокойства.
Италия: когда за дружбу могут и убить
Был у итальянцев весёлый премьер Сильвио Берлускони – бонвиван и жизнелюб. Напоказ дружил с Путиным, за что впоследствии и пострадал. Его обвинили в коррупции, изгнали из большой политики и объявили маргиналом. Казалось, пример Берлускони – другим итальянским политикам наука. Но не тут-то было. Накануне Демпартия США уличила бывшего вице-премьера и главу МВД Италии сенатора Маттео Сальвини в закулисной дипломатии с Кремлём. Казалось бы, ну какое дело американцам до какого-то итальянского политика? Но три года назад убийство Сальвини «заказали» именно американцы – причём итальянским наёмникам, воевавшим в Донбассе за Украину. Покушение сорвалось, несостоявшихся убийц арестовала итальянская полиция (при них был целый оружейный арсенал, включая ракету «воздух – воздух»). А те дали показания, указав на американское посольство в Риме. И вот теперь Сальвини снова прессует Вашингтон – за то, что политик якобы этой весной несколько раз «непублично» встречался с российским послом в Италии Сергеем Разовым. Ещё и с ведома премьера Марио Драги – если верить публикации Corriere della Sera. Наводили мосты с Кремлём в обход США? Да как они посмели?! Очевидно, с Сальвини и Драги Вашингтон сводит счёты – за их «дружбу с Москвой». Да ещё и в такое тревожное время, когда коллективный Запад воюет с Россией на Украине!
Сербия: пройти между струй
Орбан, конечно же, никакой не «последний друг Путина» в Старом Свете – есть ведь ещё президент Сербии Александр Вучич, недавно переизбранный синхронно с Орбаном. Антироссийские санкции Евросоюза не поддерживают 77% сербов, но интрига здесь в том, что большинство граждан Сербии выступают при этом за членство в Евросоюзе. И Вучич вынужден петлять между струй. Накануне Вучич договорился с Москвой о новом газовом контракте – лояльность Белграда позволяет ему покупать российские энергоносители вдесятеро дешевле среднеевропейской цены (если верить авторам статьи в хорватском издании Jutarnij List). Но на днях в Белград должен приехать Олаф Шольц «обсудить европейское будущее Сербии». И Вучича заставят выбирать между антироссийскими санкциями и европейскими перспективами. «Шольц, – глумятся хорваты, – в красках опишет, каким незавидным может быть европейское будущее Сербии, если она не поддержит общеевропейскую политику санкций». Для Вучича отказ от вступления в Евросоюз чреват массовым недовольством и уличными протестами. Хотя у Москвы, на случай если Вучич начнёт петлять, уверяют хорваты, уже готов сменщик – Вук Еремич. Вот он каков, мол, тяжкий крест дружбы с Россией.
Хорваты стали «мочить» Вучича неспроста. Неожиданно против антироссийских санкций выступил президент Хорватии Зоран Миланович. А Хорватия, чтобы вы понимали, это такая «балканская Украина». Которая против России по определению, всегда и во всём. Но вот вам свежее заявление Милановича от 30 мая. «Санкции Запада не работают, рубль не обваливается, а Россия не чувствует давления из-за украинской спецоперации. Цену в итоге заплатит Европа, а Путин будет улыбаться, довольный». А раз санкции не работают, заключает Миланович, их следует отменить. Уж от кого от кого, но от Хорватии такого никто не ожидал. Но в том-то и дело, что из Загреба и до этого раздавались похожие голоса. Отменить санкции призывал, к примеру, бывший президент Степан Месич. Балканская пресса талдычит, что Хорватия была бы не прочь протянуть России руку дружбы – вместо Сербии, если Белград увлекут европейские перспективы. Понятно, что дело в дешёвых нефти и газе, но, как бы там ни было, неожиданная поддержка хорватов России сейчас на руку. И у Вучича остаётся меньше пространства для политического манёвра.
Турция: в постели с врагом
Но вот кто собрал абсолютно все флеш-рояли от «дружбы с Россией», так это Реджеп Эрдоган. Москва спасла его от заговора военных в 2016-м, предупредив о готовящемся перевороте и, по слухам, негласно прислав «подкрепление». А ведь до этого был «удар в спину» в Сирии (по выражению Путина) – атака турецкими ВВС российского Су-24М. Казалось бы, у Анкары с Москвой масса непреодолимых противоречий. Это и отношение к курдскому вопросу, и соперничество в Сирии, и армяно-азербайджанский конфликт, где мы – за армян, а турки – за сородичей-азербайджанцев. Тем не менее в пиковых для России ситуациях вмешательство Турции всякий раз создаёт ощущение, что Эрдоган играет за Москву. Взять хотя бы сорвавшееся, по сути, благолепие со вступлением в НАТО Финляндии и Швеции. Что в сухом остатке? Стремление – налицо, а членства что-то не проглядывается. Ибо Турция против. Раз финны со шведами поддерживают турецких курдов (а на юго-востоке Турции годами идёт гражданская война), не бывать им в альянсе. Против Анкары в этом вопросе особо не попрёшь, турецкая армия самая многочисленная и самая боеспособная в Европе. При том, что боеспособность альянса вызывает немало вопросов.
Стоит, пожалуй, напомнить в связи с вышесказанным, что даже Гитлер не смог вовлечь Анкару в войну с СССР. И тот турецкий нейтралитет во многом обеспечил коренной перелом в войне. А посмотрите на действия Анкары сегодня. Босфор и Дарданеллы надёжно закрыты – британская военная эскадра стремится прорваться к Одессе на помощь Украине, да зуб, как говорится, неймёт. Турки не так чтобы делятся информацией с нашими военными по официальным каналам, но о вылетах украинских истребителей с румынских аэродромов мы узнаём загодя. Тем не менее стоит напомнить: турецкая армия всё ещё подконтрольна американцам, даже после провала организованного Вашингтоном путча шестилетней давности. И Эрдоган в этой связи очень серьёзно рискует. А в свете недавно инициированного Эрдоганом противостояния с Грецией (небывалое дело – два члена НАТО вскоре могут начать воевать!) – и подавно. Свежая статья в «Независимой газете» – «Конфронтация с Грецией даёт Эрдогану шанс на переизбрание». Вашингтон, конечно же, займёт сторону греков, что может стоить Эрдогану карьеры. Если, конечно, Москва не придёт на подмогу, позабыв о былой дружбе с греками, – как там нынче, кстати, их бывший премьер Ципрас?