Чартерные рейсы, которые были намечены в Турцию, состоятся не ранее середины следующей недели. Российские власти официально так и не сняли запрет на организацию чартеров в эту страну
Чартерные рейсы в Турцию, которые должны были стартовать 7 июля, откладываются как минимум до середины следующей недели. Причина — в отсутствии соответствующего постановления правительства.
«Поручение [правительству] о предоставлении согласованных предложений по возобновлению чартеров дано 5 июля, срок исполнения — неделя», — сказала РБК пресс-секретарь премьер-министра Наталья Тимакова, добавив, что в предложениях должна быть учтена необходимость обеспечения транспортной безопасности.
Представитель Росавиации ограничился комментарием, что полеты возобновятся после постановления правительства, которого еще нет. В Минтрансе отказались от комментария.
Заложником ситуации оказался туроператор Anex Tour, который первым поспешил объявить о своей чартерной программе еще в прошлую пятницу, 1 июля, буквально на следующий день после того, как президент Владимир Путин подписал указ о снятии ограничений на продажу туров в Турцию. Тогда же Генеральный директорат гражданской авиации Турции сообщил, что чартерные рейсы из России возобновятся 7 июля.
Попали под санкции
Фрукты и овощи
Запрет правительства на многие сезонные овощи, фрукты и ягоды из Турции на рынке расценили как радикальную меру, потому что Турция для России была их главным поставщиком. По данным ФТС на конец 2015 года, на долю Турции приходилось почти 53% от всего импорта томатов в Россию в денежном выражении и 54% — в натуральном. В 2015 году из Турции было поставлено 292,8 тыс. т томатов на $281,1 млн. Турция также была крупнейшим поставщиком винограда, а каждый пятый мандарин, попадавший в страну, был выращен в Турции.
Туризм и авиакомпании
На момент введения санкций Турция была одним из самых популярных направлений выездного туризма: по данным Ростуризма, в течение 2015 года ее посетили 3,5 млн россиян. Больше выезжали только в Абхазию — 3,8 млн человек.
Проблемный рейс
Чартерный рейс ZF 8861 авиакомпании «Катэкавиа» (работает под брендом Azur Air) должен был вылететь 7 июля в 15:00 из Санкт-Петербурга в Анталью, но в последний момент был отменен. Информация об этом появилась на онлайн-табло аэропорта Пулково. По словам исполнительного директора Ассоциации туроператоров России Майи Ломидзе, это первый чартер, который должен был лететь из России в Турцию после того, как в отношениях между странами наметилось потепление.
На сайте аэропорта Антальи данный рейс не значился, однако были заявлены чартерные рейсы Azur Air на другие дни, в частности из Домодедово на 8 июля с прилетом в 6:10 утра. По состоянию на вечер 7 июля представитель Azur Air заявляла РБК, что решение по этим рейсам пока ожидается, но авиакомпания начнет полеты «только после соответствующих разрешений со стороны властей, которые еще не даны».
В пятницу чартерных рейсов в Турцию из Домодедово не будет, уточнил представитель аэропорта.
Заказчиком проблемных рейсов выступил туроператор Anex Tour. По словам представителя Azur Air, туристическая компания направила запрос на организацию полетов в Анталью с частотой семь раз в неделю из столичного Домодедово и один-два раза в неделю — из Петербурга, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга и Новосибирска.
В компании Anex Tour от комментариев отказались.
«Туроператор не предоставлял данных по продажам на рейсы, но туры продавались неплохо», — говорит Майя Ломидзе из АТОР. По ее данным, всех пассажиров с несостоявшегося чартера удалось пересадить на рейсы Turkish Airlines, поэтому реально пострадавших туристов пока нет.
В турагентствах, опрошенных РБК, уверили, что в случае отмены чартерных рейсов туристы либо получат 100-процентное денежное возмещение стоимости тура, либо им будет предложена замена на аналогичный по качеству отдых. При этом в сети «Горящие туры» рекомендуют клиентам повременить с покупкой туров в Турцию хотя бы до следующей недели.
Как ссорились и мирились Россия и Турция
В ноябре 2015 года турецкий истребитель сбил российский бомбардировщик Су-24, упавший на территории Сирии. Инцидент вызвал кризис в двусторонних отношениях и экономические санкции со стороны Москвы. 29 декабря российское правительство сообщило, что турецким компаниям запрещено заниматься проектированием, строительством, гостиничным и туристическим бизнесом, деревообработкой, а также работать по госзаказу. Вторым постановлением Россия ввела эмбарго на ввоз турецких овощей и фруктов, а третьим запретила чартерные рейсы и продажу туров в Турцию. Ответные санкции Турции были минимальными: с 1 июня 2016 года правительство страны обязало водителей российских грузовиков получать визу в Турцию. 28 июня президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган принес извинения за сбитый российский Су-24, а 30 июня Владимир Путин поручил правительству начать процесс нормализации торгово-экономических связей с Турцией.
Без вариантов
За исключением Anex Tour остальные туроператоры пока формируют туры только на базе регулярной перевозки, говорит Майя Ломидзе. В аэропортах Домодедово, Шереметьево и Внуково подтвердили РБК, что заявок на чартерные рейсы в Турцию от других авиаперевозчиков не поступало.
Компании «Пегас туристик» и Coral Travel предлагают туристам воспользоваться рейсами Turkish Airways. Турецкий перевозчик еженедельно выполняет в Анталью пять рейсов. «Ажиотажный спрос мы не наблюдаем. Пока интереса больше, чем продаж», — говорит генеральный директор «Пегас туристик» Анна Подгорная. До официального разрешения Росавиации об организации чартерных программ речи не идет, подчеркивает топ-менеджер. Ранее туроператор объявлял о начале программы с 14 июля.
«Наша полетная программа запланирована на середину июля. Она будет осуществляться в сотрудничестве с рядом авиаперевозчиков, которые смогли оперативно предложить свои возможности, в их числе авиакомпания «ЮТэйр», — сказала представитель Tez Tour Лариса Аханова.
Туроператор «Библио Глобус» отправляет туристов на регулярных рейсах партнерской авиакомпании «Россия». У НТК «Интурист» на сайте уже есть Турция, но туры продаются без перелета (от 36 тыс. руб. за неделю в отеле категории 3* на двоих).
Улететь из Москвы можно также на «Аэрофлоте». Российская авиакомпания летает 14 раз в Стамбул и семь в Анталью. Причем, как следует из данных на официальном сайте «Аэрофлота», все билеты в Анталью на следующую неделю уже куплены. В продаже остались лишь самые дорогие категории «Бизнес-класс Премиум» за 82,6 тыс. руб. в один конец.
Сколько стоила блокада
По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), торговый оборот между Россией и Турцией за 2015 год составлял $23,4 млрд, а за первые четыре месяца 2016-го (позже апреля статистики нет) он упал более чем на $18 млрд, до $4,8 млрд. Экспорт России в Турцию снизился на 43%, импорт из Турции — более чем в два раза.
Вице-премьер Турции Мехмет Шимшек в декабре говорил, что российские санкции могут стоить турецкой экономике 0,3–0,4% ВВП, или $9 млрд. Российский посол Андрей Карлов в интервью ТАСС отмечал, что ущерб может превысить $11 млрд — наибольший урон понесут туристический и сельскохозяйственный сектора.
Ценовые перспективы
В случае если правительство примет постановление об отмене запрета на организацию чартерных рейсов, согласование полетов с аэропортами не займет много времени, уверен генеральный директор авиакомпании «ЮТэйр» Андрей Мартиросов: «В условиях падающего пассажиропотока они рады любой работе». Согласовать полеты с российским и турецким аэропортом реально за день, подтверждает коммерческий директор «Уральских авиалиний» Кирилл Скуратов.
По мнению участников рынка, с введением чартерных программ туры в Турцию подешевеют на 25–30%. В стоимости турпакета при недорогих вариантах размещениях авиационная составляющая может занимать до 70–80%, оценивает Анна Подгорная из «Пегас туристик», при этом кресло на чартерах существенно дешевле.
По данным международного туристического метапоиска momondo, билет на прямой рейс в Анталью сейчас будет стоить от 24,5 тыс. руб., а в случае с пересадкой — чуть более 17 тыс. руб. Минимальные цены за неделю в отеле 3* на двоих в Анталье у опрошенных РБК турагентств пока колеблются от 62 тыс. до 68 тыс. руб.