Сахар, чай и кофе, фрукты и овощи вошли в экспериментальную оценку Банка России для измерения инфляционных настроений. Если раньше их фиксировали в целом, то в сентябре регулятор впервые опросил население по перспективам роста цен в конкретных группах товаров, рассказал «Известиям» замглавы департамента денежно-кредитной политики Центробанка Андрей Липин. Такая детализация позволит лучше прогнозировать динамику изменения цен, уверен он. В целом инфляционные ожидания уже два месяца находятся на минимальном значении за всю историю – это позитивный сигнал для ЦБ.
Опросы населения об ожиданиях от цен для регулятора регулярно проводит «инФОМ». Они помогают Центробанку управлять инфляцией. В сентябре респондентов впервые попросили оценить изменение цен на три группы товаров-маркеров.
— Понимание того, как формируются инфляционные ожидания, позволяет лучше прогнозировать динамику будущей инфляции, — пояснил «Известиям» замглавы департамента ДКП Банка России Андрей Липин. — Для того чтобы глубже понять причины высоких оценок инфляции населением, Банк России расширил опросный инструментарий. В анкету были добавлены более конкретные вопросы о росте цен на товары-маркеры: сахар, чай и кофе, фрукты и овощи.
По его словам, полученные ответы указывают на преобладание мнения о постоянном и стабильном росте цен.
— Неважно, как менялись фактические цены, большая часть населения считает, что они росли и будут продолжать расти, как и раньше. Во многом это подтверждает выводы психологов о том, что любые негативные события воспринимаются людьми острее, дольше сохраняются в памяти, а представления об улучшении ситуации закрепляются медленнее, — добавил Андрей Липин.
Интересно, что ответы россиян на вопросы о ценах не всегда подтверждаются реальной статистикой. Так, цены на сахар падали непрерывно в течение последнего года. Однако больше опрошенных сказали, что цены росли.
Группа фруктов и овощей вызвала наибольшее ожидание роста цен. Так, 30% опрошенных указали, что эти товары за год дорожали быстрее, чем прочие группы. Для сравнения: только 20% и 14% респондентов отметили такую же тенденцию по чаю и кофе и сахару соответственно. Большинство опрошенных считают, что в перспективе цены на все три группы товаров-маркеров будут расти так же, как и инфляция в целом.
Падение цен на сахар связано с перепроизводством: в прошлом году Россия впервые стала нетто-экспортером свекличного сахара, пояснил «Известиям» динамику цен гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько.
— Скорее всего, у нас будет рекордное производство свекличного сахара, и сейчас сезон. Ближе к середине осени цены всегда падают, потом начинают потихоньку расти. В ближайшие месяцы цены на сахар, вероятно, расти не будут, — прогнозирует эксперт.
По оценке Минсельхоза, производство сахара в России в этом сезоне превысит 6 млн т и может стать мировым рекордом. Для сравнения: Франция производит 5 млн т, США — 4,8 млн т, Германия — 4,5 млн т. Экспорт в этом году может достичь 700 тыс. т. Такие высокие объемы производства оказывают давление на цены, снижая их.
По овощам и фруктам Дмитрий Рыльков напомнил, что цены на часть из них в июне выросли из-за холодной погоды и позднего поступления урожая. В ближайшие месяцы цены на эту группу товаров будут формироваться в зависимости от отдельных категорий. Например, определенные риски есть по цене на яблоки — здесь ожидается «не блестящий урожай», отметил эксперт.
Любое усовершенствование методики оценки инфляционных ожиданий можно только приветствовать, заявила «Известиям» глава Центра макроэкономических исследований Сбербанка Юлия Цепляева. Она отметила, что общепринятой модели их оценки в мире нет, при этом ожидания очень важны для таргетирования инфляции.
— Выбранные ЦБ товары показательны для инфляции. Сахар — это базовый товар. Инфляционные ожидания по нему отражают настроения группы людей, для которых базовые товары являются основной потребления. Кофе — это импортный товар. Те люди, потребление которых зависит от курса рубля, учитываются с помощью этого товара. Фрукты и овощи — это товар с большой сезонностью, и при этом он интересен людям с чуть более высокими доходами, — пояснила она.
Введение трех товаров-маркеров удобно еще и тем, что можно чаще и проще оценивать изменение инфляционных ожиданий населения, отметила Юлия Цепляева.
Годовая инфляция в августе составляла 3,3% при цели Центробанка в 4%. Инфляционные ожидания населения влияют также на ощущение материального благополучия. Чем стабильнее инфляция, тем более предсказуемо планирование личного бюджета. По данным опросов ЦБ, ожидания изменения материального положения в следующем году остаются достаточно стабильными. В частности, в июне–сентябре доля тех, кто считает, что их материальное положение сохранится, составляет 44%, а доля ожидающих улучшения благосостояния в августе-сентябре выросла за месяц с 17% до 20%. При этом ожидания по-прежнему более оптимистичные, чем в 2016 году.