10 февраля премьер-министр Михаил Мишустин на совещании с вице-премьерами поручил проанализировать причины возникновения денежных остатков по итогам расходования средств бюджета в 2019 году, в том числе средств нацпроектов, с применением дисциплинарных мер по итогам проверки. Ревизия обещана и планам аналогичных расходов на 2020 год. Сами нацпроекты, по которым в 2019 году не израсходовано 8,5% ассигнований (около 150 млрд руб.), начнут корректировать на завтрашнем заседании президиума совета по стратегическому развитию и нацпроектам. Ранее Владимир Путин своим указом изменил состав совета и предоставил право Михаилу Мишустину проводить заседания его президиума, решающего все основные вопросы нацпроектов, по своему усмотрению.
На утреннем совещании с вице-премьерами (теперь оно проводится по понедельникам в 9:00) глава Белого дома Михаил Мишустин поручил вице-премьеру Дмитрию Григоренко совместно с Минфином и Федеральным казначейством проанализировать причины появления остатков у законтрактованных расходов бюджета 2019 года — с «соответствующими жесткими выводами, в том числе с применением мер дисциплинарной ответственности». Как пояснил господин Мишустин, ситуация с неиспользованием бюджетных средств на конец года недопустима. «Я вижу этому две причины: либо неэффективное планирование, либо низкое качество управленческого аппарата, который этим занимался»,— отметил он, потребовав навести порядок в системе стратегического планирования. Напомним, критике этой системы был посвящен недавний стратегический аудит Счетной палаты, выяснившей, что планы ведомств не учитывают четверти показателей нацпроектов и половины целей госпрограмм (см. “Ъ” от 6 февраля).
Совещание было, очевидно, подготовительным к назначенному на среду заседанию президиума совета при президенте по стратегическому развитию и нацпроектам, на котором могут быть внесены изменения в их паспорта.
Оно пройдет уже 12 февраля с участием шести заместителей главы правительства (включая первого вице-премьера Андрея Белоусова), профильных министров, помощника президентаМаксима Орешкина, главы ВЭБ.РФ Игоря Шувалова, мэра Москвы Сергея Собянина, главы Агентства стратегических инициатив Светланы Чупшевой и нового руководителя Аналитического центра при правительстве Константина Калинина.
Состав самого совета указом Владимира Путина от 6 февраля был изменен в связи c отставкой правительства и назначением нового в январе 2020 года. Есть и правки регламента его работы. Заседание совета ранее могло проводиться или президентом (главой совета), или его заместителем (премьер-министром, он же глава президиума). Президиум совета, де-факто главный рабочий орган системы нацпроектов, мог проводить только глава этого президиума — премьер-министр. Указом Михаилу Мишустину предоставлено право перепоручать проводить президиумы двум своим заместителям в совете — или первому вице-премьеру Андрею Белоусову, или помощнику президента Максиму Орешкину. Ответственным секретарем президиума стал врио директора департамента организации проектной деятельности аппарата Белого дома Дмитрий Некрасов. Фактически речь идет о том, что система нацпроектов все в большей степени становится частью хозяйства премьер-министра Михаила Мишустина.
Часть нацпроектов со сменой правительства, напомним, получила новых кураторов. Свои полномочия в большей степени сохранила лишь Татьяна Голикова (нацпрограммы по здравоохранению, образованию и науке) — проект по демографии теперь в совместном ведении с Дмитрием Чернышенко, он также ответственный за цифровой и культурный нацпроекты.
Марат Хуснуллин унаследовал за Виталием Мутко жилищный проект, получив в ведение нацпроекты по автодорогам, экологии (совместно с Викторией Абрамченко) и инфраструктурный (с Юрием Борисовым). За первым вице-премьером Андреем Белоусовым закреплены производительность труда и поддержка занятости, экспорт и малый бизнес. Без кураторства нацпроектов наряду с Юрием Трутневым пока остался Алексей Оверчук.
Материалы к совещанию 12 февраля, с которыми ознакомился “Ъ”, свидетельствуют, что из общей суммы утвержденных к расходованию в 2019 году бюджетных ассигнований на нацпроекты — это 1,75 трлн руб.— на 1 января 2020 года неиспользованными остались 148 млрд руб., или 8,5% средств.
Среди худших по финансовому исполнению нацпроектов — «Экология» (в связи с проблемами «мусорной» реформы), по ней раскассировано 66,3% выделенных денег, «Цифровая экономика» (выполнена на 73,4%), «Производительность труда и поддержка занятости» (87,1%), «Комплексный план развития инфраструктуры» (88,4%), не дотянул до 90% исполнения и нацпроект «Международная кооперация и поддержка экспорта» (89,1%). В абсолютном выражении наибольший недорасход средств приходится на инфраструктурный (40 млрд руб.), цифровой (27 млрд руб.), демографический (24 млрд руб.) и экологический (19 млрд руб.) проекты.
По данным на 8 февраля, ответственные за нацпроекты ведомства подготовили предложения о переносе 99,6% прошлогодних неизрасходованных ассигнований на 2020 год, предложения о правке паспортов нацпроектов не учитывали лишь 564 млн руб. «остатков». В большинстве случаев ведомства констатируют: «недорасход» 2019 года является «бумажным» и вызван либо бюрократической волокитой при принятии решений о предоставлении субсидий (как в случае с финансированием строительства ледоколов проекта 2220), либо запаздыванием платежных документов от подрядчиков за уже выполненные работы. Ряд инициатив по нацпроектам связан с перераспределением средств на более важные с точки зрения нового правительства меры. Например, Минтруд со ссылкой на подписанный Андреем Белоусовым 28 января «график первоочередных мер, необходимых для организации работы по исполнению нацпроектов в 2020 году», просит перераспределить несколько миллиардов рублей внутри нацпроекта «Демография». Минэкономики просит перенести и зарезервировать за ним на 2020 год 920 млн руб. по нацпроекту «Производительность труда», ссылаясь на экономию при госзакупках и расторгнутые в 2019 году госконтракты с не соблюдавшими условия исполнителями, и 4,1 млрд руб. по нацпроекту «Поддержка МСП» — в основном нераспределенные льготные кредиты и субсидии.
Отдельно Минфин консолидировал информацию и о не доведенных до исполнителей нацпроектов лимитах бюджетных обязательств — всего это порядка 18 млрд руб. на 2020 год, 21 млрд руб. на 2021 год и 148 млрд руб. на 2022 год, это средства, для разблокирования которых в бюджетной системе требуется принятие пока не принятых нормативных актов. Максимальный их объем в 2020 году приходится на жилищный (5 млрд руб., нет НПА по распределению грантов малым городам за лучшую городскую среду), научный (также 1,5 млрд руб. грантов на ядерные исследования), экспортный (4,2 млрд руб. на господдержку инвестпроектов в АПК) нацпроекты. В таблице, описывающей распределение Минфином субсидий и межбюджетных трансфертов регионам,— де-факто это описание федерального участия в финансировании мероприятий нацпроектов в субъектах РФ — суммы реальных перечислений даже превосходят на несколько сотен миллионов рублей суммы, о которых центр и регионы заключили соответствующие соглашения. Напомним, в первой половине 2019 года глава Минфина Антон Силуанов провел десятки совещаний с главами субъектов РФ именно по финансированию нацпроектов (см., например, “Ъ” от 11 апреля, 17 июня 2019 года), и итоговые цифры Минфина подтверждают, что ссылки региональных администраций на отсутствие финансирования со стороны центра не имели под собой оснований. Финансовое недоисполнение нацпроектов в первый год их реализации выглядит сопоставимым с уровнем недоисполнения бюджета в целом — по итогам 2019 года не удалось освоить около 1,1 трлн руб. запланированных бюджетных расходов, или 5,8% от уточненной бюджетной росписи.
Таким образом, спор о том, действительно ли нацпроекты в 2019 году реализовывались с проблемами, близок к закрытию. По его итогам выяснено, что в основном средства нашли получателей, в регионах, которые в начале 2019 года, в том числе через Госсовет, требовали коррекции системы нацпроектов, проблем больше, чем на федеральном уровне. В итоге, по крайней мере, как это видится сейчас, управление нацпроектами вновь сдвигается в сторону Белого дома — как и предполагалось в них изначально.
Михаил Мишустин распорядился провести ревизию планов аналогичных расходов уже на 2020 год, средства он предложил перенаправить на реализацию инициатив, обозначенных в послании президента Федеральному собранию. Допрасходов на их выполнение не предполагается: глава правительства потребовал строгой бюджетной дисциплины и попросил коллег более не раздавать обещания по расходованию средств резервного фонда. «Федеральный бюджет на ближайшие три года принят, тщательно выверен и сбалансирован. Это основа стабильности нашей экономики, в нем заложены все необходимые средства, в том числе на реализацию национальных проектов»,— пояснил господин Мишустин, тогда как средства резервного фонда предназначены для финансирования непредвиденных расходов.