При заходе на посадку в казахстанском аэропорту Актау потерпел крушение самолет Embraer 190 азербайджанской авиакомпании AZAL. На борту находились 67 человек, включая 5 членов экипажа. Среди них - 42 гражданина Азербайджана, 3 гражданина Кыргызстана, 6 граждан Казахстана и 16 граждан России. Благодаря оперативным действиям казахстанских спасателей, из разрушенного самолета удалось спасти 32 человека, все они госпитализированы. Среди выживших - 9 россиян.
Самолет выполнял рейс J28243 из Баку в Грозный. Как указали в Росавиации, по предварительной информации, самолет столкнулся со стаей птиц. "После столкновения с птицами, из-за возникшей нештатной ситуации на борту воздушного судна его командир принял решение идти на запасной аэродром - им был выбран Актау", - заявили в Росавиации. В аэропорту Грозного сообщили, что не могли принять борт из-за тяжелых метеоусловий. В связи с туманом самолет был перенаправлен в Махачкалу, однако и в столице Дагестана погода не позволила осуществить посадку. Рейс был перенаправлен в Актау: Над восточным побережьем Каспийского моря пилот самолета объявил аварийную ситуацию с посадкой в Актау. Крушение произошло в трех километрах от аэропорта. Диспетчеры сделали все, чтобы принять самолет, но он недотянул.
На кадрах видеозаписи трагедии видно, что самолет начал плавное снижение, после чего попытался совершить поворот. Через несколько секунд он столкнулся с землей, а спустя мгновения раздался взрыв. Корпус самолета получил серьезные повреждения, на борту начался пожар. Воздушное судно было разорвано пополам, задняя часть перевернулась. На место крушения незамедлительно прибыли спасательные службы Казахстана, которые оперативно локализовали пожар и оказали первую помощь пострадавшим. В республике создана государственная комиссия по расследованию причин катастрофы.
Как только стало известно о крушении, жители Актау и Астаны стали сдавать кровь для пострадавших. Российская компания "Аэрофлот" выразила готовность помочь "Азербайджанским авиалиниям" в перевозке родственников погибших и пострадавших пассажиров рейса J28243.
После катастрофы президент Азербайджана Ильхам Алиев срочно отменил поездку в Санкт-Петербург, где должен был принять участие в неформальном саммите глав государств СНГ. О катастрофе президент Азербайджана узнал, когда находился в полете. Он дал указание немедленно развернуть свой борт и вернулся в Баку. По поручению Алиева в Актау была направлена делегация представителей правительства Азербайджана для изучения обстоятельств случившегося. AZAL приостановила рейсы из Баку в Грозный и Махачкалу до завершения расследования.
В Следственном комитете России по факту крушения самолета возбуждено уголовное дело по признакам нарушения правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта. "Следователем организован комплекс следственных действий, направленных на установление всех обстоятельств, причин и условий произошедшего", - говорится в сообщении ведомства.
По согласованию с руководством Казахстана в Актау вылетел самолет МЧС России с медицинским персоналом и необходимым дополнительным оборудованием. На борту специалисты Федерального центра медицины катастроф, анестезиологи-реаниматологи, хирурги, нейрохирурги, травматологи-ортопеды.
Президент России Владимир Путин в связи с трагедией выразил соболезнования Ильхаму Алиеву. На открытии саммита глав стран СНГ Путин от имени всех лидеров озвучил слова соболезнования семьям погибших и выразил надежду на скорейшее выздоровление всех пострадавших. Одними из первых соболезнования в связи с катастрофой выразили президент Сербии Александр Вучич, президент Беларуси Александр Лукашенко, премьер Армении Никол Пашинян и президент Киргизии Садыр Жапаров.
В аэропорту Грозного, куда изначально направлялся самолет, был развернут оперативный штаб. "Как только получили сообщение, было дано указание главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова, мы организовали штаб в аэропорту им. Ахмата Кадырова, - сообщил председатель комитета правительства Чечни по предупреждению и ликвидации последствий ЧС Али Абдуллаев. - Здесь работают все оперативные службы, специалисты Центра медицины катастроф, министерства здравоохранения, с родственниками пострадавших работают психологи".
Мнение эксперта
Вадим Лукашевич, авиаэксперт, экс-конструктор ОКБ "Сухой":
- Когда летит стая птиц, то помимо попадания в воздухозаборник они могут повредить оперение самолета: киль, предкрылки, закрылки, стабилизатор, которые напрямую влияют на управление. И на видео перед падением заметно, что у самолета очень большие проблемы именно с управлением: он то набирает высоту, то начинает пикировать, потом как-то выравнивается, потом у него возникает крен. Это говорит о том, что летчики боролись до последнего. И если бы у них был больше запас высоты и времени, может быть, что-то и получилось бы.
В момент приземления самолет находился уже параллельно земле, но так как вертикальная скорость была высока, он ударился так сильно, что у него отвалилась хвостовая часть, что в общем-то спасло людей, сидящих сзади. Вообще хвост - это самое безопасное место самолета. Именно поэтому бортовые самописцы располагают там - при катастрофах хвостовая часть сминается меньше либо просто отваливается.
Уводить самолет в море было бы неразумно, так как вода не просто не мягче, она гораздо опаснее: волны как крупнозернистая наждачка раздирают самолет, и эвакуация на воду гораздо проблематичнее, чем даже при пожаре на земле. Так что в данном случае посадка в поле была самой безопасной.
"Людям, конечно, страшно не повезло. Полет из Баку в Грозный - это фактически вдоль западного побережья Каспийского моря по прямой. И получается, что если в Грозном туман, то и в Махачкале может случиться сплошной туман или сплошная облачность, поэтому было принято грамотное решение уходить на другую сторону Каспия - на видео заметно, что видимость там прекрасная", - пояснил Лукашевич.
В СМИ появилась также версия о взрыве кислородного баллона на борту самолета. Лукашевич отнесся к ней скептически.
"В салоне нет кислородных баллонов, в смысле каких-то постоянных запасов кислорода. В маски для пассажиров кислород подается не из какого-то резервуара, а благодаря химической реакции. Когда маска выпала, человек ее на себя потянул и тем самым запустил химический процесс, в результате которого выделяется кислород, которого хватит минут на 5-10", - пояснил специалист.
Криминалистам предстоит проанализировать все найденные остатки и бортовые самописцы и только потом можно будет выяснить настоящие причины трагедии.
Подготовила Мария Кузнецова