В конце минувшей недели глава Пентагона Эштон Картер назвал Россию одной из главных угроз для США — наряду с «Исламским государством». Может сложиться впечатление, что дело идет к войне. Военные и политики уверены, что на ядерный конфликт США не пойдут — он крайне опасен для них самих, но всеми силами будут пытаться оторвать друг от друга Европу и Азию. Для противодействия диктату США нам надо знать в лицо беды самих Штатов, все чаще сталкивающихся с нарастающими внутренними вызовами.
Недавно спикер Госдумы РФ Сергей Нарышкин назвал истинные цели США: «Главная цель — присвоить американской юрисдикции глобальную монополию, а также сохранить былое влияние на финансовую систему мира, остаться здесь единственным распорядителем». А достаточно ли у Вашингтона сегодня рычагов и дальше продолжать присваивать себе экономические богатства всего мира? Об этом мы беседуем с известным политологом Михаилом Панченко.
1. РЕЦИПИЕНТНАЯ ЭКОНОМИКА
- Михаил Юрьевич, что, на ваш взгляд, сегодня следует считать главной опасностью для США?
- Основополагающая проблема США — это реципиентная экономика, которая системно выстроена таким образом, что не может существовать без нарастающей аккумуляции всех возможных ресурсов со всего мира. Это финансовые капиталы, природные ресурсы, человеческий, интеллектуальный или культурный потенциалы. Собственно, в этом состоит реальная цель США: обеспечение доступа ко всем планетарным ресурсам. США — это гигантский пылесос.
Внешне такая экономическая система при условии абсолютной американской гегемонии выглядит вполне успешной. Схема проста. Ее суть — создание максимально привлекательных условий для инвестиций, интеллектуального творчества, социальных программ.
Для этого нужен постоянный и безграничный приток денег. Это обеспечивает мягкая или относительно мягкая монетарная политика ФРС США, которая посредством продажи гособлигаций США на мировых рынках обеспечивает любые объемы финансирования расходов.
Не важно, что Америка уже давно производит меньше, чем покупает (дефицит внешнеторгового баланса), отсюда нарастающие проблемы дефицита бюджета и роста госдолга до космических высот. Все покрывает продажа на мировых рынках гособлигаций.
- Вопрос в том, как заставить их покупать…
- Для этого есть два простых средства: во-первых, не допустить конкуренции для Бреттон-Вудской долларовой системы со стороны альтернативных финансовых систем. Пока в мире существует доминирование взаиморасчетов государств в долларах, все они будут вынуждены покупать гособлигации США. Во-вторых, насущная потребность США — сделать непривлекательным или даже невозможным инвестирование в альтернативных доллару валютных системах.
Для этого им жизненно необходимы продвижение и пропаганда в альтернативных валютных зонах, в частности в еврозоне, методов жесткого финансового регулирования с удушением любой экономической активности. Или другой вариант — организация управляемого хаоса, когда политические риски инвестиций у конкурентов доллара окажутся на максимальном уровне.
Если США удастся ликвидировать или ограничить конкурентов долларовой системы, то остальные уязвимости США будут малозначимыми. Если нет, то издержки, которые сейчас нависают над экономикой США — госдолг, бюджетный и торговый дефициты, — раздавят американскую государственность, вплоть до распада США на несколько частей.
- Давайте разложим по полочкам.
- Давайте. Итак, госдолг США. Страна с самой развитой экономикой имеет самые большие долги. По состоянию на начало 2015 года государственный долг Америки перешагнул отметку в 18 трлн долларов. По прогнозам, госдолг США к концу 2015 года должен превысить 19 трлн. Еще в 2000 году он был в 3,5 раза меньше. Чтобы было понятнее: если переложить госдолг США на граждан этой страны, это будет по 46 542 доллара на каждого.
Торговый баланс. Начиная с 1976 года он в США был дефицитным — в денежном выражении объем импорта превышал объем экспорта. Накопленный дефицит торгового баланса за 23 года, с 1985 по 2007 год, составил 8 трлн долларов. Можно сказать, что каждый резидент США к сегодняшнему дню собственными или кредитными средствами «оплатил» иностранным производителям 30 тысяч долларов.
Постоянный дефицит имеет и бюджет США. Эта тенденция набирает ход с конца 60-х годов XX века. С 1970 года профицит бюджета США был зафиксирован только четыре раза — в 1998–2001 годах. Постоянное дефицитное расходование еще более увеличивает американский госдолг.
- Ну и что? Америка как была, так и остается самой мощной страной мира. В чем проблемы для нее? Как говорится, пока толстый сохнет, худой сдохнет…
- Да, согласен. Но все эти ужасающие для экономистов цифры долгов не будут для США критичными, пока Америка будет сохранять глобальную гегемонию в мире. Выживание этой «страны-вампира» сегодня возможно только при отсутствии сколько-нибудь реальной конкуренции. Но потенциал для возникновения мощного, превышающего любые возможности США конкурента есть. Это объединенная экономически и в какой-то мере политически Евразия. Потому для США главная задача сейчас — разрыв евразийского континента на две части.
В этом случае проблема выживания и развития американской реципиентной экономики будет решена, и США продолжат аккумулировать у себя ресурсы Евразии. Особо подчеркну, что это раньше Европа была союзником США, теперь же ее в Вашингтоне рассматривают лишь как жертву…
2. СЕПАРАТИЗМ
- Есть ли внутренние уязвимости у американской государственности?
- Еще какие! Прежде всего стоит отметить особенности государственного устройства США, которое имеет все признаки даже не федерации, а конфедерации. В 10-й поправке к Конституции США закреплен принцип субсидиарности. То есть в США нет единого правового пространства. Штат обладает всеми признаками самостоятельного государства. В 50 штатах есть 50 систем общего права, различия между которыми бывают достаточно существенны.
- К чему это может привести?
- Если центральная власть не сможет обеспечить привычных стандартов жизни, США могут развалиться на части. Характерный пример: настоящий оплот американского сепаратизма представляет собой нефтедобывающий и индустриально развитый Техас. Там каждый третий житель уверен, что у его штата есть право на самоопределение, а четверть населения выступает за немедленное провозглашение суверенитета! Существует еще и сепаратизм Калифорнии с ее «Силиконовой долиной» и многочисленными «новыми американцами» — мигрантами из Европы и Азии.
Есть и другие сепаратистские проекты — «Республика Новая Африка» на юго-востоке США, на эксклавной территории штата Аляска и индейский проект Лакота.
3. ЭТНИЧЕСКИЕ УЯЗВИМОСТИ
- Что происходит с известной американской концепцией «плавильного котла», предполагающей взаимную ассимиляцию мигрантов, не привязанных к территории, на которой они проживают?
- Она провалилась. Достаточно взглянуть на динамику этнического состава населения США. Нетрудно заметить снижение доли однородного по своей ментальности белого населения. В 1940-е она равнялась примерно 80 процентам населения, теперь доля белых американцев — около половины. При этом наблюдается компактное расселение цветного населения с вытеснением с «захваченных» территорий представителей европейской расы и установлением собственных традиций социального поведения, языка и бытового общения.
В каждом крупном городе США есть свои негритянские или китайские кварталы, где белому человеку лучше не появляться. Проблема здесь даже не в борьбе с этнопреступностью. Такое компактное заселение ведет к этнокультурной фрагментации территории США. На фоне участившихся этнических конфликтов, в частности событий в Фергюсоне, это весьма опасный для американской государственности симптом.
- Это тоже может привести к расколу Америки?
- В 1998 году российский политолог Игорь Панарин озвучил прогноз возможного распада США на шесть частей. Сегодня на его прогнозную карту накладываются схемы распределения компактного проживания этнических групп. Например, в гипотетической Техасской республике угадывается зона расселения латиноамериканцев и негроидного населения. На территории, осваиваемой выходцами из Китая, в будущем может быть образована Калифорнийская республика.
- В США продолжается активный приток мигрантов из Мексики. Спасут ли построенные на границе стены?
- Нет, конечно. Этот миграционный поток остановить не получится. Большинство мексиканцев убеждены, что территории Калифорнии, Техаса, Аризоны, Невады, Нью-Мексико, Юты и другие либо должны вернуться Мексике, либо войти в новое образование с учетом присоединения к «Мексиканской империи». Живущие в США мексиканцы, независимо от их статуса, не считают себя там гостями. Мне думается, они имеют в США наибольший протестный потенциал.
- А не собираются ли откопать топор войны угнетенные индейцы?
- Конфликтогенность во взаимоотношениях вашингтонских властей с коренными жителями Америки нарастает. Индейцев в США сейчас около 5 млн человек, две трети из них живут в 275 резервациях в западной части США. По совокупным размерам эта территория сопоставима со средних размеров государством, таким как Норвегия, Ливан или Грузия. При этом государством, в котором осуществляется откровенный геноцид: 97 процентов индейцев живут за чертой бедности, 85 процентов — безработные, средняя продолжительность их жизни составляет всего 44 года. Поэтому мотивация для сепаратистских настроений более чем достаточна. В декабре 2007 года на части территорий Северной и Южной Дакоты, Небраски, Вайоминга и Монтаны индейскими активистами во главе с Расселом Минсом была провозглашена Республика Лакота. Индейцы дважды отправляли заявление о ее создании в Вашингтон, но ответа так и не дождались. С тех пор Лакота существует пока только в сознании индейских активистов. Но при общем раздрае в стране «ритуальные танцы у костра» могут перерасти в нечто более серьезное.
ПЕРСПЕКТИВА РАСПАДА
- Что может стать катализатором распада США?
- Безусловно и однозначно: резкое снижение уровня жизни населения. Это будет социальный шок. Удар придется прежде всего на малоимущие и средние слои населения, которые, потеряв средства к существованию, немедленно маргинализируются. Вылезут на поверхность те социальные проблемы, которые сейчас Вашингтону удается заливать потоками внешних денег. Далее, нетрудно предположить, что наиболее экономически стабильные штаты, тот же упомянутый Техас, попытаются самоизолироваться от происходящего. А это прямой путь к сепаратизму — в духе «хватит кормить Вашингтон».
Что касается штатов, зависимых от финансовой помощи из Вашингтона, особенно тех, где преобладает цветное население, то там возможны хаос и массовые беспорядки.
- Трудно поверить, что власти будут безучастно смотреть, как разваливается страна.
- Конечно, они будут бороться за ее сохранение, вплоть до самых жестких силовых методов урегулирования ситуации. Далеко не случайно появление в СМИ информации то о миллионах «бесхозных» пластиковых гробов, найденных неподалеку от Атланты в штате Джорджия, то о пустых, но находящихся в полной готовности концентрационных лагерях. Пишут, таких лагерей около 800 — в Техасе, Вирджинии, Мэриленде, Аризоне. И самое интересное — и то и другое связывается с деятельностью государственного агентства FEMA (Federal Emergency Management Agency). То есть это правительственные заказы, а следовательно, в Вашингтоне явно к чему-то готовятся.
В начале 1990-х годов нечто подобное тому, что мы сейчас прогнозируем в отношении США, происходило на территории бывшего СССР. Но это был СССР, где население не было особенно зажиточным. Что произойдет с американцами, привыкшими к высоким стандартам жизни, трудно себе представить. Будут ли они придерживаться единства американского народа — сильно сомневаюсь.
- И резюмируя…
- Уязвимость подстроенной под нужды США международной финансовой системы, издержки по поддержанию внешнего и внутреннего порядка, а также наличие внутренних конфликтов и сепаратистских тенденций в самой Америке и есть ее ахиллесовы пяты. Линия стратегического поведения оппонентов США в лице России, Китая и других центров влияния должна включать увеличение издержек по поддержанию текущего положения гегемона в мире. Повестка дня: надо «помочь» Америке «встретиться» со своими проблемами. Их у нее — много, пусть решает — у себя дома, а не на всем земном шаре.
СТРАХ И ТРЕПЕТ
Всего один ядерный удар боеприпаса мегатонного класса по кальдере (котловине) Йеллоустонского супервулкана, расположенного в одноименном национальном парке в США, способен покончить с этой страной навсегда. Супервулкан приближается к периоду своей активизации, происходящей с периодичностью в 600 тысяч лет, и может взорваться в любой момент.
Признаки нарастания его активности налицо. Поэтому достаточно небольшого «толчка», чтобы инициировать катастрофичное извержение. США просто исчезнут под толстым — в несколько десятков метров — слоем пепла.
Еще одной уязвимой зоной США является Сан-Андреас — разлом длиной 1300 км между Тихоокеанской и Североамериканской плитами.
Он проходит вдоль побережья по территории штата Калифорния, где-то по суше, а частью под водой. Параллельно ему идут разломы Сан-Габриель и Сан-Хосинто.
Взрыв ядерного боеприпаса может инициировать катастрофические цунами, способные полностью уничтожить инфраструктуру США на Тихоокеанском побережье. Трансформный разлом на Атлантическом побережье США также можно «инициировать» на цунами, которые нанесут ущерб на значительную глубину от берега.
Поэтому ядерное оружие России уже одной гипотетической возможностью своего применения пресекает у политиков США всякую мысль о нанесении удара по нашей стране. При любых раскладах хоть десяток российских «ответок», но долетит до их кальдер и разломов…
ИНВЕСТОРЫ БЕГУТ ПЕРВЫМИ
Инвесторы выводят капитал из американских активов в пользу европейских и японских. Об этом сообщил CNN со ссылкой на данные оттока капитала по итогам первого полугодия 2015 года. По данным телеканала, отток капитала из США за полгода составил 64 млрд долларов, в то время как суммарный приток капитала в европейские и японские активы составил 158 млрд.
Смена тренда началась еще в 2014 году, отмечает телеканал, однако широких масштабов он достиг только сейчас. Среди ключевых причин оттока капитала телеканал называет падение прибыльности американских активов, а также политику Федеральной резервной системы США, которая перестала быть гибкой и критикуется за нежелание повышать ключевую ставку.
СПРАВКА
Михаил Юрьевич Панченко — известный российский политолог. Окончил Хабаровский государственный университет, Дипломатическую школу Университета Джорджтауна (США), аспирантуру Дипломатической академии МИД РФ. Автор монографий и десятков статей по проблемам геополитики и баланса сил в международных отношениях.