Генеральный продюсер «Матч ТВ» Тина Канделаки рассказала обозревателю «Советского спорта» о хитрости рейтингов, ответила на вопрос, возможно ли закрытие тематических каналов, и поведала о своей фамилии. В первой части беседы речь шла о футбольных трансляциях, сегодня – полная версия интервью.
– В декабре возник интернет-шелест: часть каналов «Матч ТВ» закрывают. Будут ли жить «Матч! Игра», «Матч! Арена», «Матч! Футбол 3», «Матч! Наш спорт», «Матч! Боец»?
– Это домыслы. Как правило, по итогам календарного года в любой крупной компании происходит пересмотр стратегии и бюджетирование. Много дискуссий, как увеличить КПД и выйти на безубыточность.
Но меня всегда удивляет, когда некоторые внутренние обсуждения вдруг предстают в публичной сфере готовыми решениями. Особенно часто такое случается со спортивным ТВ. Главные каналы сокращаются, переформатируются, где-то целый сериал с эфира снимают – и все спокойно. К нам же прямо-таки отчаянный, гипертрофированный интерес. В любом случае станем исходить из выгоды и необходимости. Каналы могут подвергнуться «переупаковке» и рестайлингу, но сколько их останется, в данный момент не обсуждается. Определенность должна наступить после оценки финансовых результатов этого календарного года.
– Сокращение числа каналов – это ведь не только прекращение вещания, но и расставание с сотрудниками?
– Повторю: мы все внимательно считаем и поспешных заявлений не делаем – только после тщательного анализа. Я сама работаю по 24 часа семь дней в неделю. Никогда не жалуюсь, зона моего личного комфорта минимальна. И таких, как я, на «Матч ТВ» много. Но есть и те, для кого работа не первостепенна, кто не готов к стрессовым режимам. Поэтому любое сокращение – не только уход, но и приход новых людей. С единственной целью – повысить привлекательность продукта для потребителя.
– Шарф «Зенита», в котором вы появились на недавнем матче в Краснодаре, входит в вашу минимальную зону комфорта?
– Спокойствие мужа – важный компонент семейного счастья. Многие почему-то считают, что руководитель спортивного телеканала не должен демонстрировать спортивные предпочтения, которые есть в его семье. Но это же глупости! Муж с детства болеет за два клуба – «Зенит» и «Фиорентину». И то, и другое для москвича не слишком типично, согласитесь. Но так сложилось, что поделаешь? Мой приход на «Матч ТВ» никак на это повлиял, более того – не понимаю, почему это нужно скрывать. В Краснодаре мы были большой компанией, болеющей за «Зенит». Естественно, муж с заботой и любовью укутал меня клубным шарфиком. Но обсуждалось это так, словно в мире спорта произошло какое-то важное событие. Удивительный эффект.
А еще мой сосед – Вася Березуцкий. Дружу и советуюсь с Евгением Гинером, которого знаю не первый год. Многие мои друзья – закоренелые спартаковские болельщики с огромным стажем. Неужели и это проблема? Наоборот, если мои шарфы привлекают внимание к спорту, вижу в этом только плюс.
– Какую часть вашего рабочего времени занимают командировки?
– Не слишком большую. В первые месяцы работы канала боялась от телевизора отойти, если честно. Телефон не отключала. В какой-то момент поймала себя на мысли, что образовалась зависимость. Эфиры, сюжеты, бесконечные вопросы… Мы с нашей командой в этом смысле как пилоты: если один отпустил штурвал, второй должен управлять.
– Автопилота нет?
– В спортивном телевещании автопилот невозможен. Ты никогда не знаешь, как закончится матч, как закончится бой. Ставим в эфир бокс с понятным хронометражем, и тут Трояновский проигрывает, к сожалению, на первых секундах. Если еще и бой Гассиева с Лебедевым будет недолгим, неизбежно полное смещение по сетке, включая рекламные блоки.
Программный директор должен быстро принять решение, есть ли резерв и какой. Начинается кружевное плетение, как мы это называем. И ни на одном другом федеральном канале такого нет. Кино и другие программы не могут быть длинней или короче, как сетка сверстана, так все и покажут.
«С ДОХОДАМИ ПО РЕКЛАМЕ ПОРЯДОК»
– До данным TNS, доля «Матч ТВ» снизилась на 26 процентов. Опровергнете?
– О, это интересный момент. По сравнению с чем? С сентябрем прошлого года, когда «Матч ТВ» еще не было? Это была ошибка исследователей, они ее поняли и исправили уже давно. Существует логика телепрограммирования. На любом канале есть то, что держит долю. Это программы-фронтмены, хедлайнеры эфира с точки зрения рейтинга. Например, шоу Андрея Малахова на Первом. Или линейка сериалов. Если основные слоты в порядке, остальное может позволить себе колебания. «Охоту на пиранью» на «России 2», например, показали 42 раза! И правильно сделали – это стабильная доля.
Олег Добродеев – один из самых талантливых менеджеров на российском ТВ, он прекрасно знал: чтобы поддержать спорт, нужны сериалы, причем премиальные. «Россия 2» никогда не смогла бы позволить себе такие, но выручала «Россия 1». Плюс кинопоказ. Все! Вот она – доля и рейтинг. «Матч ТВ» в принципе нельзя сравнивать с «Россией 2», потому перед нами стоит задача – спорт и только спорт.
– Но вы ведь тоже показываете кино.
– В очень скромных объемах. Компания Федора Бондарчука сняла для «Матч ТВ» десять спортивных фильмов, но зрителя к такому жанру надо еще приучить. В России нет традиций спортивного кино и сериала, мы поднимаем интерес к постоянному спортивному телесмотрению разных жанров с «нуля».
Был беспрецедентный случай, характеризующий потенциал «Матч ТВ»: 22 мая матч за третье место чемпионата мира по хоккею показывали одновременно мы и Первый канал. В категории 18+, которая гораздо шире нашей целевой аудитории «мужчины 25–59», мы Первый канал превзошли – и намного: доля игры на «Матч ТВ» составила 20,2 процента в категории
«25–59», что на 76 процентов выше показателей Первого канала, а в аудитории «4+» доля игры – 12 процентов. На 33 процента выше Первого.
– О чем это говорит?
– О том, что телеаудитория, интересующаяся спортом, уже привыкла смотреть спорт именно на «Матч ТВ» Нам удалось привлечь молодых мужчин, категорию «18–24», которая спорт почти не смотрела. Важно учитывать и другие тенденции. Во-первых, заметно развивается мужское внедомашнее смотрение – люди предпочитают спортивные трансляции в барах и ресторанах. Во-вторых, примерно миллион телевизоров подключены дома через интернет. То есть нас смотрят, но в обсчет рейтингов это не попадает – мониторинговая система не поспевает за изменением зрительских моделей телесмотрения. В-третьих, мы начинали с позиции «спорт только у нас», а потом оказалось, что не только у нас – у других тоже.
Если учесть все это, выяснится: «Матч ТВ» показал результат даже выше ожидаемого. Мы справились, за что низкий поклон всей нашей команде. Силы, заинтересованные в развитии спорта в России, должны, извините за патетику, молиться на «Матч ТВ», который показывает положительную динамику развития в не имеющем ранее аналогов эксперименте. Здесь постоянный нерв и драйв, ноль рутины. «Выстрелил» на Олимпиаде гандбол – моментально обвязываем эти трансляции разнообразной и вкусной подачей. Проиграли гандболистки – интерес падает, и мы резко перестраиваемся. Спортивное телевидение непредсказуемо, как и сам спорт. Но в этом же его огромная привлекательность.
– Почему бы вам тоже не показать «Пиранью» 42 раза, если она выжигает рейтинги?
– В лицензии указано: «Матч ТВ» – спортивный канал. Потому и кино мы будем показывать спортивное, обрамляя им события. В день важного боя «Малышка на миллион» или «Рокки» – это всегда в кассу. В январе 2016‑го, когда спорта вообще не было, именно бокс и фильмы о нем вытянули нас по доле. Спорт мало того что зависим от результатов, он еще и сезонен. И вот в таких условиях с доходами по рекламе и спонсорству у нас полный порядок, даже опережение.
«ВСЕ ЖДУТ ОПРЕДЕЛЕННОСТИ С ПРАВАМИ НА ЧМ-2018»
– Откуда в таком случае взялся слух: «С Нового года на «Матч ТВ» нечем будет платить зарплату»?
– С такой пунктуальностью, как на «Матч ТВ», мало где платят, поэтому слух – абсолютная неправда. Но важно понимать: времена, когда рейтинги никого не интересовали, в прошлом. Это очень удобно: купил трансляции и показывай. Но это был не бизнес. А сейчас – бизнес. Мы не госструктура и не госканал, перед
нами стоят четкие финансовые цели. Полезное остается, бесполезное уходит.
В Азии распространена система ежегодного подсушивания компаний. Если грубо, любой бизнес за год обрастает жирком. И требуются оптимизация, возвращение в тонус, расставание с ненужным ради развития. Речь не только о зарплатах и количестве персонала, но и об инициативе. Нам нужны сотрудники, которые не выключаются из процесса после 19.00 или на выходных, которые всегда на связи, живут работой. Это не моя прихоть – общий тренд. Взамен талантливые и трудолюбивые получают уникальный шанс самореализоваться.
Впереди Кубок конфедераций, домашний чемпионат мира, Россия будет в фокусе всей планеты. Когда еще дерзать, если не сейчас? Человеческий ресурс – вообще главное в бизнесе. На канале есть люди, не хочу называть фамилии, – от них просто отвязаться невозможно. В любой день, в любое время – фонтан идей, пробивная сила. Для таких хочется создавать материальные условия, предоставлять эфирное время, поручать проекты. Да я и сама такая. А есть такие, которые «отэфирили» и растворились.
Ну, логично же, что ставка будет сделана на первых!
– Какова ситуация с телеправами на чемпионат мира по футболу?
– Все ждут определенности.
Вице-премьер Виталий Мутко уже сообщил подробности: нами в консорциуме («Матч ТВ» совместно с Первым каналом и ВГТРК) подана заявка на покупку прав ЧМ-2018. Как только появится информация – сразу сообщим.
– Кто в авангарде борьбы?
– Как обычно, телеканалы и «Телеспорт». Какая в итоге сложится конфигурация, сказать сейчас сложно.
– Допустим, «Матч ТВ» выкупит какую-то часть прав, одну треть. Сможете окупить затраты самостоятельно?
– Так было с Кубком мира по хоккею в Москве. Совместно с Первым каналом купили права и очень хорошо заработали. Тщательно планируем, конечно, и «амортизацию» прав по предстоящим турнирам. Но ни один рекламодатель не заключит сделок, пока не выкуплены права на показ. Пока неизвестны сами финансовые рамки, поэтому ждем.
– Госдотацию?
– Ясно, что потребуются комплексные усилия, но какие – сказать пока не могу.
«КУЛЬТ ТУРА» СО СМОРОДСКОЙ – ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ БОМБА»
– Ваша любимая передача за время существования канала?
– «Культ тура» с Ольгой Смородской – эмоциональная бомба. Интервью Курбана Бердыева Тимуру Журавелю – суперсенсация. Вообще сильных журналистских работ было много. Это и эксклюзивное интервью с Конором Макгрегором, и разговор Кирилла Кикнадзе с Диком Паундом в разгар холодной допинговой войны, и многое другое...
– Ваш главный прокол?
– Верила, что изменение телеупаковки при показе спорта приведет к быстрому росту рейтингов – и ошибалась: аудитория очень консервативна. При этом выстреливает порой неожиданное. Например, небольшая доза гимнастики во время Олимпиады вдруг привела на канал женщин с очень высокой долей, почти 10. В рекламном смысле женщины – денежноемкая аудитория.
Второе глубокое разочарование: вера в мужиков. Жила надежда, что они станут смотреть качественное спортивное полотно, не отрываясь. Но оказалось: посмотрев трансляцию матча и аналитику с Карпиным, мужчины переключаются на хоббитов, «Вечер с Соловьевым» или «Занимательную механику». То есть им нужны разные жанры, а у нас пока нет своих запасов – все создаем с нуля.
Нет, например, мощных спортивно-политических ток-шоу, хотя на ESPN это тягачи канала, нет спортивного Познера и так далее. Все это в планах. Рассчитываем и на документальные драмы, спортивные фильмы, реалити вроде «Боя в большом городе», который на финише показал великолепные цифры. Уже приезжали американцы, их заинтересовал этот формат.
– Цели, стоящие перед вами, оцифрованы?
– Разумеется. Ориентир – определенная доля и выручка. Но это сильно зависит от оплаты стоимости прав на показ крупнейших спортивных событий. Нужны успешные кейсы, с которыми предстоит развивать рекламные и спонсорские вложения.
– Насколько вам досаждал скепсис под названием «Девочка на спортивном ТВ»? Преодолен ли он?
– Работой среди мужчин меня испугать сложно. Очень многое зависит от 2017–2018 годов. Продолжаем двигаться вперед, прекрасно понимая: интерес к спорту в нашей стране создать сложно, но можно. И уникальный шанс – именно сейчас. Чемпионат мира – словно огромная акула, которая несется сквозь толщу воды, а рыбку помельче влечет потоками вслед. Глупо было бы не использовать эти потоки и не создать множество качественного контента, востребованного не только в России – в мире. А к тому, что во всем, от победы Трампа до поражения наших, всегда виновата Тина Канделаки, я уже привыкла.
– На «Матч ТВ» был показан фильм про «Зенит», который многие назвали «сладеньким». Вам он понравился?
– Это качественный и эмоционально-яркий фильм. Нам очень нужен околоспортивный контент, и мы его активно создаем – видим в нем потребность у телезрителей. Понимаем, что как бы мы ни сняли фильм про «Зенит», для болельщиков других клубов это будет, наверное, «сладенько». Но речь идет о цикле фильмов про все клубы премьер-лиги. «Зенит» – только начало.
«КАНДЕЛАКИ – ОТ СЛОВА «СВЕЧА»
– Довольны тональностью вещания канала в целом? У разных ведущих она почему-то довольно схожа.
– Пока не хватает юмора, иронии, а мужская аудитория это ценит. Такое не возникает само по себе: нужны авторы. Андрея Колесникова из «Коммерсанта» можно узнать по трем первым строчкам. Леонида Парфенова, Владимира Познера, Алексея Венедиктова, Сергея Доренко – по первым словам. А интонация канала – это всегда интонация авторов. Ищем.
– У Юрия Розанова или Константина Генича есть своя интонация.
– Но у них нет своей программы.
– Почему?
– Меня в свое время не приглашали, например, в ведущие – я сама туда рвалась. А интонация дает наибольший эффект в связке с инициативой.
– Недавно был в Грузии и обратил внимание: среди сванских, мегрельских, кахетинских и вообще грузинских фамилий нет заканчивающихся на «аки».
– Канделаки – греческая фамилия, этимология идет от слова candle – свеча. Когда-то Канделаки принесли христианство в Грузию, это род ортодоксальных греческих священников.
На Крите очень много Канделаки. В грузинской деревне Бзвани почти все – Канделаки. Со временем род огрузинился, мы давно не считаем себя греками. Дед и отец родились в кахетинском селе Лагодехи, потом семья перебралась в Тбилиси. Так что мы – имеретинцы.