В ходе длительных наблюдений за дикими лошадьми ученые узнали много нового об их поведении.
Примерно 35 тыс. лет назад, когда большая часть Европы была скована льдами, художник раздобыл кусок бивня мамонта и начал из него вырезать. Получилось произведение искусства в виде лошади пятисантиметровой длины. Великолепно изогнутая шея коня сочетает в себе мышечную силу и естественную грацию. Мы почти слышим его всхрапывание и видим рывок головой, предупреждающий соперников. Никому не известно, кто создал это маленькое чудо, названное лошадью из пещеры Фогельхерд — по тому месту в Германии, где была найдена фигурка, — но очевидно, что резчик по кости много времени наблюдал за дикими лошадьми, изучая их социальные взаимодействия и язык телодвижений.
К сожалению, в современном мире такое наблюдение — забытое искусство. Специалисты по лошадям ищут наилучшие способы подготовки выставочных лошадей, кормления скаковых, лечения костей у хромающих. Но в отличие от наблюдений за поведением шимпанзе, китов или слонов в естественных условиях поведение диких лошадей редко привлекало интерес ученых. И среди небольшого количества проведенных исследований почти не было долгосрочных проектов.
Только недавно начала появляться некоторая информация в этой области, и результаты оказались удивительными. Ученые, наблюдая поведение свободно пасущихся лошадей, опровергли многие давно существующие представления о том, как эти животные взаимодействуют друг с другом.
Кобылы или жеребцы
Лошади — необычные копытные млекопитающие. Большинство копытных ходят большими стадами, обеспечивая себе безопасность за счет высокой численности группы. А дикие лошади круглый год живут в небольших табунах, состоящих из трех-десяти особей. Тесно связанные друг с другом кобылы и их жеребята составляют ядро табуна.
Члены лошадиного табуна — не просто группа животных со стайным поведением. Ученые обнаружили, что у них, так же как и у людей, личные отношения между особями могут быть важнее, чем принадлежность к группе. Иногда такие отношения базируются на семейных связях, но часто они возникают на основе личных предпочтений. Предпочтения эти могут меняться: дружба появляется и пропадает, жеребята вырастают и уходят жить отдельно, отношения между самцом и самкой складываются или не складываются. Поэтому социальная жизнь лошадей очень бурная. Действительно, продолжительные наблюдения за жизнью этих животных в дикой природе похожи на просмотр мыльной оперы: постоянный скрытый спор, маневрирование с целью занять определенное место и добиться влияния, борьба за личное пространство, верность и предательство.
В недавних этологических исследованиях специалисты, проведя изучение поведения в естественных условиях, выяснили, что иерархические взаимодействия лошадей более сложны, чем считалось ранее. Согласно традиционной точке зрения, описанной в недавнем докладе Национальной академии наук США, «гарем, который также называют табуном, состоит из доминирующего жеребца, подчиненных взрослых самцов, самок и жеребят». На первый взгляд такое описание кажется соответствующим действительности: когда люди наблюдают за дикими лошадьми, то видят, что жеребцы влияют на поведение всего табуна. Но исследования Джейсона Рэнсома (Jason Ransom) из Университета штата Колорадо и других ученых показывают, что представления о главенстве жеребца ошибочны. Кобылы играют далеко не подчиненную роль и часто инициируют активность в табуне. Жеребцы — часто не более чем приживальщики.
Однажды Рэнсом наблюдал табун кобыл, которые прекратили пастись и пошли к водоему. Жеребец этого не заметил. Когда он поднял голову и увидел, что его самки уходят, он запаниковал. Рэнсом рассказывает, что жеребец побежал за ними. «Он был похож на маленького мальчика, кричащего: "Куда вы все ушли?"» Кобылы проигнорировали его. Догонит он или нет, их не интересовало.
Кобылы тоже иногда выбирают жеребцов. С завидным упорством они не уступают самцу, который им не нравится, даже если он зарекомендовал себя как хозяин табуна. Джоэль Бергер (Joel Berger) из Монтанского университета изучал поведение двух неродственных кобыл, несколько лет живших вместе. Эта пара присоединилась к табуну, который затем был захвачен новым жеребцом. Он самоутверждался, пытаясь насильно покрыть кобыл. Кобылы отвергали его внимание и неоднократно помогали друг другу, кусая и лягая жеребца, когда он пытался спариться. Бергер описал такое поведение диких лошадей в книге «Дикие лошади Большого бассейна» (WildHorsesoftheGreatBasin). Давно известно, что таким образом сотрудничают самки слонов, но, пока этологи не начали систематических исследований свободноживущих лошадей, мало кто подозревал, что объединившиеся кобылы могут вести подобную борьбу и, более того, ее выигрывать. Если учитывать всю имеющуюся на сегодня информацию о кобылах, понятие «гарем» для них устарело.
Отпор нежелательным женихам — не единственная ситуация, когда кобылы бунтуют. В течение многих лет Лаура Лагос (Laura Lagos) и Фелипе Барсена (Felipe B rcena) из Университета Сантьяго-де-Компостелы изучали поведение гаррано, необычной разновидности свободноживущих лошадей. Гаррано живут в тяжелых, суровых условиях на скалистых холмах северо-западной Испании и северной Португалии, где им постоянно угрожает нападение волков. В ходе своей работы Лагос и Барсена регистрировали в одном табуне поведение пары кобыл, которые были сильно привязаны друг к другу и часто стояли чуть в стороне от остальной группы.
В период размножения кобылы ходили вместе к жеребцу из другого табуна. Лагос наблюдала, что одна из кобыл была покрыта им, а не жеребцом из своей группы. Затем кобылы вернулись в свой табун. Когда вторая кобыла была в охоте, эти двое опять ушли из своего табуна к другому жеребцу. А потом снова вернулись в свою группу. Это не что-то аномальное. На следующий год кобылы поступили так же. «Они предпочитают эту территорию, но жеребца из другой группы», — рассказывает Лагос.
Настойчивость торжествует
Пока ученые не начали этологические исследования лошадей, мало кто предполагал, что кобылы способны на такое коварство. Получается, что им в отличие от жеребцов не надо устраивать большие драки, чтобы добиться желаемого. Вместо этого они используют настойчивость. Например, Рэнсом рассказывает про Высокохвостую, некрасивую кобылу с провисшей спиной и облезлой шкурой. Высокохвостая была названа так за то, что основание ее хвоста располагалось слишком высоко. Это была дикая лошадь из популяции, обитающей в горах Прайор на американском Западе. Если вы не знакомы с историей ее жизни, вы легко можете подумать, что это пони или старая рабочая лошадь. Поскольку дни ее славы явно остались в далеком прошлом, вы вряд ли удостоите ее повторным взглядом. Однако Рэнсом знает, что у этой кобылы были богатая и разнообразная жизнь, а также длительные отношения с несколькими выбранными ею жеребцами.
Впервые Рэнсом обратил внимание на Высокохвостую в 2003 г. Кобыла проводила время в компании Сэма, жеребца, родившегося в 1991 г. Рэнсом думает, что эти двое встретились друг с другом, вероятно, еще в молодости во время скитаний. Они оставались вместе в течение долгих лет. Потом другие кобылы присоединились к ним и образовался табун. Исследования показывают, что примерно в половине случаев кобылы и жеребцы сходятся мирно. Жеребцу не нужно «покорять» кобылу, часто она сама проявляет инициативу.
Вскоре после того как Рэнсом начал наблюдение за табуном Высокохвостой и Сэма, он заметил второго молодого жеребца, блуждающего поблизости. Сэм не приветствовал появление нового жеребца, получившего имя Сидящий Бык. Чем настойчивее Сидящий Бык пытался присоединиться к табуну, тем сильнее Сэм нападал на него. Сэм тратил много сил, пытаясь его отогнать, но безрезультатно.
Когда Рэнсом видел табун Высокохвостой, то Сидящий Бык всегда был поблизости, приставал к кобылам и преследовал Сэма, поджидая возможности одолеть его. В научной литературе описаны случаи, когда подчиненные жеребцы учились сотрудничать с главным жеребцом и таким образом постепенно обретали возможность иногда спариваться с кобылами, но в случае Сэма и Сидящего Быка это было явно не так. Эти двое воевали непрерывно. Сидящий Бык оставался поблизости, поджидая нужного момента.
Его час наступил в 2004 г. Лошади, которые живут в горах, постоянно сталкиваются с проблемой поиска пресной воды. Табун Высокохвостой часто спускался по крутым скалам в ущелье реки Бигхорн, где можно было напиться. Однажды, когда они пошли туда, Сэм не позволил Сидящему Быку идти с ними. Пока молодой жеребец ждал наверху, остальные лошади стояли на небольшом уступе и пили. Вдали в это время прошли проливные дожди. Вода затопила ущелье, отрезав животным путь к отступлению. На протяжении двух недель Высокохвостая со своим табуном и Сэмом оставались в ловушке без еды.
Поняв, что лошади попали в тяжелую ситуацию, люди вмешались и помогли им освободиться. Истощенным животным удалось выбраться из ущелья. Сэм утратил свою физическую форму. Почти умирающий от голода, он был легкой жертвой для Сидящего Быка, болтающегося поблизости над ущельем. Рэнсом рассказывает, что, когда лошади подошли, Сидящий Бык налетел на Сэма и прогнал его. Сэм неоднократно пытался отбиться от своего молодого конкурента, но ему не хватало сил.
Большинство лошадей в табуне приняли молодого жеребца. Но не Высокохвостая. При каждой возможности она уходила из группы на поиски своего старого приятеля Сэма. Всякий раз когда она удалялась, Сидящий Бык гнался за ней, вытянув шею и оскалив зубы, угрожая ей. Чтобы избежать укуса, она подчинялась и возвращалась в группу, но в следующий раз, когда Сидящий Бык терял бдительность, Высокохвостая сбегала снова. Это продолжалось много недель, пока, наконец, молодой жеребец не прекратил преследования. Рэнсом рассказывает, что с тех пор Сэм и Высокохвостая были вдвоем. Они набрали вес, и Сэм пытался прогнать Сидящего Быка и вернуть других кобыл, но, сколько он ни старался, у него так ничего и не получилось.
Высокохвостая оставалась с Сэмом до его смерти в 2010 г. (Из-за стресса от постоянных драк с другими самцами жеребцы часто живут гораздо меньше кобыл.) После смерти Сэма исследователи видели Высокохвостую с жеребцом, которого они назвали Адмирал. Но потом Адмирал впал в немилость. Почему так произошло, Рэнсом не знает.
Мы встретили Высокохвостую как-то раз одним июльским днем этого года. Она была с двумя другими лошадьми. Одна лошадь была кобылой из ее старого табуна, Высокохвостая знала ее много лет. Вторым был Сидящий Бык. Отвергнутый Высокохвостой в ее молодые годы, сейчас он стал одним из ее товарищей. При изучении приматов в диких условиях давно обнаружены такие колебания отношений в группах, но до недавних пор никто не наблюдал за дикими лошадьми достаточно долго, чтобы понять, что и им свойственно такое поведение. Я спросила Рэнсома, есть ли какие-то жесткие правила поведения лошадей в дикой природе. Он ответил: «Они редко выбирают одиночество».