ИНТУИЦИЯ В ПЕРЕВОДЕ С ЛАТЫНИ ОЗНАЧАЕТ "ВИДЕТЬ". СПЕЦИАЛИСТЫ ГОВОРЯТ, ЧТО ВКЛЮЧИТЬ ИНТУИЦИЮ МОЖНО, ОТКАЗАВШИСЬ ОТ ЛОГИКИ. НО ЧАЩЕ ВСЕГО ОНА ВКЛЮЧАЕТСЯ БЕЗ НАШЕЙ ПОМОЩИ
К изучению интуиции ученые возвращаются вновь и вновь на протяжении уже нескольких веков. В научном мире шестое чувство даже подверглось определенной классификации. Так, философ, один из основателей направления интуитивизма, Николай Лосский выделял эмоциональную, физическую и мысленную интуиции. Эзотерики обращаются к своей или чужой интуиции, словно подбирая ключи к наглухо закрытым дверям — глубинам человеческого подсознания. Религиоведы склонны видеть в интуиции и знание свыше, и лукавое нашептывание темных сил…
Если отбросить мистику
Одна из самых загадочных авиакатастроф над территорией России произошла в 1994 году. О ней было много написано, снят не один документальный фильм. Но у времени, по его прошествии, есть свойство проливать свет на оставшиеся темные пятна… В ночь с 22 на 23 марта из аэропорта «Шереметьево» в Гонконг вылетел борт номер SU593. Это был один из первых появившихся в нашей стране самолетов модели Airbus A310. Согласно своим техническим характеристикам он мог перевозить до 279 пассажиров. В ту роковую ночь в салоне находилось 63 пассажира, экипаж самолета состоял из 12 человек. В течение часа перед посадкой от полета отказались 50 (!) уже зарегистрировавшихся пассажиров.
— На моих глазах билеты сдавали целые семьи, как по цепочке, — вспоминает экс-сотрудник службы безопасности аэропорта Геннадий Зинковский. — И причин никто не озвучивал. Мы еще за голову хватались — как отправлять самолет при таком недогрузе? Уже отменять рейс хотели. Но потом под завязку заполнили грузовой отсек аэробуса. Таким образом рентабельность полета обеспечили. И вдруг через четыре часа пришло сообщение о падении борта номер SU593 в Кемеровской области. Спасатели, прибывшие к месту катастрофы, увидели страшную картину. Погибли все, 22 человека даже не удалось идентифицировать.
— Если отбросить мистику, — объясняет психиатр Эркен Иманбаев, — нужно вспомнить, какой огромный компьютер работает в нашей голове. Человеческий мозг способен хранить до 7 миллионов мегабайт информации. Все, что происходит вокруг нас, автоматически перерабатывается нашей центральной нервной системой. Наши далекие предки, не отличавшиеся высоким интеллектом, на расстоянии могли определить опасность: по запаху, по звуку, по движению воздуха. И это не было связано исключительно с опытом. Масса информации поступает в мозг за счет всех репрезентативных систем: аудиальной, визуальной, кинестетической, чувственной. Есть даже генетическая информация. Я думаю, те 50 пассажиров, отказавшихся лететь, получили какой-то сигнал об опасности.
По мнению психиатра, в группе техников, допустивших аэробус к полету, вполне мог оказаться хотя бы один, всерьез усомнившийся в безопасности грядущего рейса.
Эркен Иманбаев подозревает, что волны повышенной тревоги, выражавшиеся, например, в учащенном сердечном ритме, чрезмерном потоотделении или дрожи и исходившие от этого специалиста, вполне могли быть «услышаны» некоторыми пассажирами. К этой версии, которая таким образом объясняет причины отказа большого количества пассажиров лететь на борту этого лайнера, мы еще вернемся. Она небезосновательна.
Опыт, страж, ангел
— Бывают ситуации, когда человек начинает предчувствовать опасность просто на животном уровне, — рассказывает эзотерик, ведунья Мирослава Буш. — Мы даже не можем представить, какие комбинации создает наш мозг, анализируя внешние признаки приближения беды.
Буш есть на этот счет четкие объяснения. Опираясь на собственный опыт, она замечает, что не все люди прислушиваются к своей интуиции. Есть такое понятие — испытывать судьбу. Правда, кому-то она и одного шанса не предоставляет, а к кому-то благоволит, позволяя испытывать себя неоднократно.
— Ко мне обратился водитель, попадавший в автокатастрофы три раза подряд за короткий промежуток времени. Причем каждая следующая авария имела более тяжкие последствия по сравнению с предыдущей. Когда мы выстроили в цепочку все три случая, стало понятно, что после четвертого подобного испытания мой клиент уже не выживет, — рассказывает ведунья. — А ведь его интуиция трижды подсказывала ему необходимость сменить автомобиль. Цепочка аварий была недвусмысленным предупреждением. Перед глазами эзотериков интуиция встает в образе триумвирата, состоящего из Ангела-хранителя, Стража и Опыта. Кстати, опыт может складываться как из событий собственной жизни человека, так и из событий жизни его ближайших родственников. Например, потомственный врач с годами начинает ощущать в себе необыкновенные способности — диагностировать болезни пациента с первого брошенного на него взгляда.
Второй персонаж — это Страж. Как объясняет ведунья, Страж заботится о психическом здоровье человека. Иногда тяжелые жизненные ситуации мозг словно специально стирает из памяти, чтобы не мучить старыми переживаниями человека. Люди не могут жить в постоянном стрессе, негативе. Поэтому срабатывает защитный механизм. Но сам человек может его сломать с помощью, например, химической атаки.
— Посмотрите на пациентов наркологических клиник, — объясняет Мирослава Буш. — Вот они, убившие наркотиками своего Стража. Главная задача Ангела-хранителя, считают эзотерики, — любым способом сохранить человеку жизнь. Бывает, что человеком овладевают различные фобии. Кто-то боится плавать, кто-то — летать на самолетах.
— А не ангел ли пытается таким образом оградить человека от опасных для его жизни действий? Чтобы снять такие страхи и психотерапевтам, и нам приходится серьезно поработать с пациентом, — рассказывает Мирослава. — Была у меня клиентка, испытывающая панику от воды даже при виде обычной ванны. Во время сеанса выяснилось, что однажды из-за судорог ног женщина чуть не утонула. Только после серьезных психотерапевтических сеансов удалось снять вредную водобоязнь.
Однако чаще спасительное прозрение приходит к человеку неожиданно, и следующее за ним решение принимается в кратчайшие сроки.
— Ангел делает все, чтобы человек не смог сам себе помешать выжить. Вот и те пятьдесят пассажиров воздушного лайнера приняли решение не лететь в самый последний момент не без его помощи.
Только, увы, не всем нам дано расслышать голос своего Ангела-хранителя в минуты опасности.
Высшее знание
Вспоминая историю первых людей, Адама и Евы, церковь упоминает о необыкновенном знании, которое им было дано Богом.
— Сегодня в нас эти качества или не проявляются, или отсутствуют, — объясняет отец Феофан, настоятель Спасского храма усадьбы «Мураново» и храма святого благоверного князя Александра Невского Софринской бригады Национальной гвардии России. — Адам и Ева не знали ни болезней, ни страданий, ни смерти. Они понимали и чувствовали мир так, как не может понимать и чувствовать современный человек. Но сегодня эти уникальные способности в некоторых людях иногда просыпаются по воле божьей — как дар, возможно, за добрые дела, за праведные и благочестивые поступки во имя других людей.
В причинах чудесного, казалось бы, необъяснимого спасения одних и гибели других церковь видит участие Всевышнего. Между людьми ходит много историй, похожих на настоящие чудеса. Объяснить их с точки зрения науки практически невозможно.
— Я неоднократно был в Чечне. Мой знакомый боевой генерал сумел не единожды избежать смерти. Уверен, ему помогал Господь. Как-то летел он на вертолете и ощутил странное беспокойство, — рассказывает отец Феофан. — Нельзя было во время полета по салону ходить, но он встал и пересел на лавку, стоящую у противоположного борта. Тут же место, которое он покинул, было изрешечено снарядами: вертолет попал под обстрел из переносного зенитно-ракетного комплекса.
По мнению служителей церкви, способность предвидения, интуиция — это Божья благодать. У обычных людей, говорят церковнослужители, обострение чувств, пробуждение талантов вызывает Бог, высший разум. Вот почему, объясняют они, в экстремальных ситуациях кто-то может стать очень сильным, уйти от смерти и спасти других. Один из прихожан Спасского храма рассказал батюшке свою историю.
Дело было в Чечне. Бронетранспортер проходил один и тот же маршрут каждый день в течение недели с одними и теми же маневрами. Но в очередной поездке водитель вдруг изменил отработанную тактику. Вместо того чтобы сбросить, как обычно, скорость на крутом повороте, он резко увеличил ее. Сидевшие на броне бойцы оглянулись назад. На дереве, под которым машина почти уже проскочила, они увидели растяжку со взрывчаткой. Если бы скорость была обычной, антенна бронемашины осталась бы задранной строго вверх и задела эту растяжку. А на большой скорости антенну откинуло назад — в горизонталь. Благодаря шестому чувству водителя его товарищи остались живы.
Чувствуй это
Нейробиологи связывают интуицию с эмоциональной памятью. Интуитивные способности заложены в правое полушарие нашего мозга. Именно оно готово моментально оценивать картину происходящего. При сопоставлении тех или иных событий с архетипическим образом в подсознании рождается эмоция, которая толкает человека к новым действиям. Понятно, что и водитель бронетранспортера не просто что-то почувствовал. Скорее всего, его мозг успел считать новую картинку и сопоставить ее с прежней информацией, накопившейся в подсознании.
Чтобы досконально разобраться в причинах авиакатастрофы Airbus A310, произошедшей в небе над Кемеровской областью, специалистам потребовался целый год. Командир корабля усадил за штурвал своего несовершеннолетнего сына со всеми вытекающими отсюда последствиями... Может быть, кто-то из техников, выпускавших самолет в рейс, предчувствовал беду, связанную с присутствием на борту 15-летнего подростка? Мысль эта промелькнула, как мимолетное серое облачко, и растаяла, разбросав вокруг себя лишь веер тревожных «брызг»...
— Перед грядущей катастрофой аэробуса почти половина пассажиров снялась с самолета. Уверен, это произошло не случайно. В головном мозге человека между нейронами при передаче информации постоянно происходят электрические разряды, — говорит психиатр Эркен Иманбаев. — Есть люди, способные чувствовать друг друга на расстоянии и улавливать эти сигналы, эти электрические разряды. Не исключаю, что это и произошло с пассажирами, отказавшимися лететь на злополучном рейсе.