Вместе с публикацией пятого пакета санкций Евросоюз уточнил ранее принятые ограничительные меры в отношении гражданской авиации России. В ЕС разрешили исполнять контракты финансового лизинга самолетов, заключенные до 26 февраля 2022 года, чтобы возместить хотя бы часть средств своим лизинговым компаниям.
В порядке исключения "национальные компетентные органы могут разрешить, на условиях, которые они сочтут целесообразными, исполнение договоров финансовой аренды воздушного судна, заключенных до 26 февраля 2022 года", - говорится в Официальном журнале Евросоюза от 8 апреля 2022 года. При этом предполагается, что после истечения сроков контракта самолеты будут выкуплены российскими компаниями и перейдут в их собственность. При этом никаких других экономических ресурсов, то есть технического обслуживания самолетов, запчастей предоставляться не будет.
Евросоюз запретил продажи самолетов в Россию, в том числе в лизинг, 26 февраля. Также запретили страхование и техобслуживание воздушных судов. Действовавшие контракты были отменены с 28 марта, самолеты, взятые в лизинг, предписывалось вернуть.
Впрочем, не дожидаясь установленной даты, лизингодатели начали арестовывать за рубежом самолеты зарубежного производства, которые использовали российские авиакомпании. Как отмечал министр транспорта Виталий Савельев, таким образом российская авиация потеряла 78 воздушных судов.
Эти самолеты находились в операционном лизинге. А такой механизм предусматривает передачу воздушного судна лишь на время. Право собственности остается у лизингодателя, после завершения контракта самолет ему нужно вернуть.
В договорах финансового лизинга, о которых идет речь в поправках ЕС, действуют иные правила. По общим правилам авиакомпания постепенно выплачивает лизингодателю стоимость самолета и после завершения контракта может стать его собственником. Так что Евросоюз разрешил получать деньги за лизинг от российских авиакомпаний тем лизингодателям, которые зарегистрированы в государствах - членах ЕС и не подпадают ни под одну из введенных ограничительных мер. Как именно будет происходить исполнение таких контрактов, по мнению ЕС, должны решить "национальные компетентные органы".
По решению ЕС российские авиакомпании должны платить по договорам финлизинга, но без права на техническое обслуживание самолетов
Однако к моменту принятия этого решения Россия уже предприняла ответные меры. По указу президента, изданному 1 апреля, авиакомпании временно смогут платить за покупку, аренду и лизинг самолетов компаниям из недружественных стран в рублях. Кроме того, в марте также был подписан закон, позволяющий по решению правительства регистрировать права на иностранные самолеты, которые находятся в лизинге у отечественных компаний, и был введен запрет на вывоз воздушных судов из России без разрешения правительства. Таким образом защитили парк воздушных судов, авиакомпании получили возможность дальше использовать самолеты зарубежного производства на основе национального законодательства.
После решения ЕС для российских авиакомпаний немного снижаются риски юридических претензий, несколько сократится уровень общей международной правовой неопределенности, говорит эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. Но это нельзя считать послаблением, так, наиболее существенные ограничения, как, например, поддержание летной годности самолетов, сохраняются, добавляет он. "Это попытка европейцев вернуть часть денег, которых они сами себя лишили санкциями, но при этом не снимая основных проблем с российских перевозчиков. Риски снижаются, но не исчезают. При этом появляется необходимость для авиакомпаний оплачивать лизинг, поскольку уточняются условия санкций", - поясняет эксперт.
Точное число самолетов, находящихся у российских авиакомпаний в финансовом лизинге, неизвестно. По мнению Борисова, этот инструмент занимает заметное место на рынке. Но на сложившуюся ситуацию решение ЕС сразу заметного влияния не окажет. Авиакомпаниям придется договариваться с лизингодателями об исполнении контрактов. Нет никаких гарантий, что новые условия, как, например, выплаты в рублях или выкуп самолетов без возможности их технического обслуживания, устроят обе стороны.