Стартовал новый футбольный сезон. В первом же туре сыграли непримиримые противники «Зенит» и «Динамо». Между тем, столичные клубы продолжает сотрясать череда скандалов. «Торпедо» погрязло в долгах, в «Динамо» и «Спартаке» сменилось руководство. Причина одна — затраты. Сумасшедшие деньги развращают игроков, игра отходит на задний план. По-настоящему футбол любят лишь те, кто сам платит за радость попинать мяч. «ВМ» сравнила экономику профессионального клуба и любительской команды.
Многие думают, что в футбол, эту самую демократичную игру на свете, можно играть бесплатно. Стоит, дескать, мужикам в трениках и майках-алкоголичках выйти из подъезда во двор и скинуться на кожаный мяч. Да, гонять пятнистого в спортивной коробке действительно можно бесплатно. Но далеко не всех устраивает такой уровень. Какой мальчишка не мечтал почувствовать себя настоящим профи и ступить бутсой на изумрудный газон «Лужников», «Уэмбли» или «Камп Ноу» вместе с Федором Черенковым или Францем Беккенбауэром… А ведь мужчина — это большой ребенок. И став взрослым, он приступает к осуществлению детской мечты.
…Каждое воскресенье 43-летний владелец юридического агентства и конторы по инженерной чистке коммуникаций, а также лучший бомбардир любительской футбольной лиги Андрей Позубенков шнурует бутсы. В его команде играют солидные мужчины за сорок, любящие футбол в себе. А не себя в футболе.
Главный инженер серьезной компании, бизнес-партнер Андрея и еще несколько человек, лет 30 назад мечтавших стать профессиональными футболистами.
За одну игру на стадионе в Юго-Западном округе с более-менее приличным покрытием команда платит три тысячи рублей. В эту сумму входит аренда поля, оплата судьи, поддержание сайта турнира и прочие мелочи.
— В «Лужниках» душ входит в арендную плату, а на других стадионах приходится платить еще по 500 рублей, — уточняет Андрей Позубенков.
Не так уж дорого для одиннадцати игроков, замечаю я.
— Душ — это пустяки, — отмахивается он. — А вы знаете, сколько стоит качественная футбольная форма? 30–40 тысяч рублей комплект, если говорить об эконом-варианте.
Некоторые заказывают форму еще дороже. Причем каждому игроку нужно минимум два комплекта. Плюс стоимость бутс, плюс ежегодный взнос с команды — около 20 тысяч.
Если бы Позубенков со своей командой не только гонял мяч по выходным, а еще и регулярно тренировался, то его расходы были бы еще значительнее. Ведь средняя стоимость аренды хорошего тренировочного поля — 2000 рублей за час. Уважающие себя любители тренируются в а-ля профессиональных манишках, напоминающих оранжевые жилетки московских дворников.
Стоят они 3000–4000 рублей на всю команду. Цены на качественные футбольные мячи начинаются от 1500 рублей, и для тренировок их нужно столько же, сколько игроков имеется в команде. Добавьте еще и расходы на разметочный инвентарь порядка 2000 рублей.
— Ты сам как хозяин команды платишь больше? — спрашиваю Андрея.
— Хозяин, не хозяин… При чем тут это? Я что, Абрамович с «Челси»? Плачу как все.
— В общую сумму входит коррупционная составляющая?
— Взятки за договорные матчи и подкуп судей, как в ФИФА? — смеется Андрей. — Нет, я никогда никому не платил. Но, честно говоря, случалось, что мне звонили судьи и предлагали засудить противника. Я удивлялся: а какой мне интерес? Что я за договорной матч могу поиметь? Прибыль от продажи прав на телетрансляции, доходы от рекламы?! Не смешите мои бутсы! Мы, любители, пытаемся доказать, что сильнее других на поле, а не в закулисных играх.
Напоследок я спрашиваю Андрея, как он относится к астрономическим зарплатам футболистов-профессионалов.
— Это в любом случае лучше, чем если бы им платили копейки, — философски замечает капитан любительской команды. — Но возникает вопрос: почему при таких огромных вложениях нет нормальных спортивных результатов?
Годовой бюджет московского профессионального клуба может доходить до 150 миллионов евро, как это было в минувшем сезоне у «Динамо». Как тратятся эти громадные деньги? Об этом рассказал «ВМ» Юрий Белоус, еще не так давно работавший президентом и вице-президентом в двух столичных клубах — разорившемся ФК «Москва» и «Локомотиве».
— Юрий Викторович, почему наш футбол, в том числе и московский, находится в таком неприглядном состоянии? Трибуны пустеют, клубы и сборная играют незрелищно, результата не добиваются. В то же время клубы сели на финансовую иглу, живут не по средствам, в частности тратят огромные деньги на зарплаты игроков.
— С этим трудно спорить. Дело в том, что в нашем футболе практически нет частных клубов. То есть практически нет тех людей, которые вкладывали бы в футбол свои личные деньги. По одной простой причине — под профессиональным футболом нет реальной экономики, и все наши клубы приносят своим акционерам плановые убытки. Где-то больше, где-то меньше.
Что касается посещаемости, то отсутствие своих стадионов у «Динамо» и ЦСКА не способствует привлечению новых зрителей, а незрелищная игра забывшей о победах сборной вызывает только раздражение. Однако не все так беспросветно. Москва помимо стадионов, которые будут задействованы на чемпионате мира-2018 (реконструированные «Лужники» и «Открытие-Арена»), получит еще новые «Динамо» и ЦСКА. Причем это будут не только футбольные стадионы, но и тренировочные площадки, и развлекательные центры. Надеюсь, что мировой чемпионат 2018 года станет отправной точкой для возрождения нашего футбола.
— Многие зарубежные клубы тоже содержат крупные спонсоры или богатые владельцы, даже арабские шейхи.
— Безусловно. Но за рубежом менеджмент заточен на зарабатывание денег. Доходы строятся от продажи телевизионных прав, билетов и абонементов, реализации атрибутики, коммерческих контрактов. Доходы и расходы контролируются. Даже клубы низших лиг приносят прибыль в несколько миллионов евро. Поэтому возникает ответственность: как привлечь людей на стадион? Главное — интересная игра, футболисты должны бескомпромиссно бороться за победу.
Иначе смотреть на них никто не придет. Раньше, кстати, об этом думали и у нас. В 1950-1960-е годы советские футболисты получали премиальные и от количества зрителей, присутствующих на стадионе.
Клуб — это большая сложная структура, где важно все. Начиная от питания, грамотной трансферной политики, работы с болельщиками, привлечения спонсоров и конечно, тренировочного процесса.
Опять же вспомним советский опыт. Тогда после окончания сезона тренеры практически всех клубов собирались и обсуждали, как сделать работу эффективней. А сейчас во многих клубах идея одна: убрать одних футболистов и взять других — таких же по классу.
— Тогда непонятно, почему же у наших футболистов такие большие контракты, если нет ни зрелища, ни результата.
— Многое было упущено в 1990-е годы, когда детские тренеры из-за мизерной зарплаты ушли из профессии. Не хватает профессионалов, деньги главным образом получают, а не зарабатывают. И еще важно понять приоритеты клуба. Если он хочет показывать высокие результаты не только на внутренней, но и на международной арене, тогда надо вкладывать деньги, работать с агентами, привозить хороших игроков. Другой вопрос, что мы выиграли за последние годы? Надо ли тратить такие деньги на дорогостоящих иностранных тренеров и футболистов? Когда ЦСКА и «Зенит» брали европейский кубок, то там костяк составляли российские футболисты. Тогда же и сборная выстрелила на Евро-2008. А бюджетные деньги есть куда направить: на зарплаты детским тренерам, на строительство полей, на спортивные школы.
— Тогда извечный русский вопрос: что нужно делать прямо сейчас?
— Нужно собраться футбольным сообществом, обсудить все проблемы, разработать программу развития футбола и принять ее. Чтобы эта программа обязательно учитывала наши реалии и была финансово обеспечена.
ЦИФРА
66 миллионов рублей в год — средний доход российского футболиста (эти данные газета Daily Mail привела в ноябре 2014 года). Больше платят лишь в пяти странах. Но низкие налоги делают наших игроков едва ли не самыми богатыми в мире.
«ШВЫРЯТЬСЯ ДЕНЬГАМИ В ТАКОЙ СИТУАЦИИ БЕЗНРАВСТВЕННО»
Валерий Непомнящий, заслуженный тренер России
— Как совместить интересы и клубов, и сборной? Как убрать завышенные зарплаты? Однозначного ответа нет. Может быть, стоит найти компромиссный вариант: на ближайшие три-четыре года оставить лимит на легионеров, причем с обязательным вводом в состав, например, двух молодых футболистов в возрасте, скажем, до 22-23 лет. Но бюджеты должны быть сокращены, и значительно. Тем более сейчас уже пошли санкции против наших клубов.
Михаил Грушевский, юморист, болельщик ЦСКА
— Мне больно за наш футбол. Гротескные и ничем не оправданные зарплаты, которые уже стали народной сатирой, пустые трибуны. Нужны кардинальные перемены. Нужны нормальные, нераздутые бюджеты клубов и направление денежных потоков на спортивные детские школы, чтобы росли наши молодые игроки. А швыряться деньгами, как со стороны работодателей, так и со стороны футболистов, в такой ситуации просто безнравственно.
Александр Тарханов, заслуженный тренер России
— Думаю, что главное недовольство у людей вызывают, прямо скажем, плохая игра национальной сборной и отсутствие результата. И как следствие — раздражение от баснословного контракта итальянского специалиста Фабио Капелло. Затем озвучивается информация о доходах некоторых футболистов. Думаю, что если бы результаты у главной команды были нормальными, никто особо бы не возмущался. За скандалами забываем о самой игре.