Нацистская символика сейчас, по сути, находится в свободной продаже. Незадолго до праздников сотрудники столичной полиции задержали, например, черного копателя, предлагающего купить кортики и штык-ножи Третьего рейха. Ну а если заглянуть в социальные сети, то можно купить все — от формы до наград.
Что заставляет людей покупать нацистскую символику? Какое наказание грозит за ее приобретение или пропаганду? Ответы на эти вопросы «ВМ» постаралась найти вместе с экспертами.
Основной контингент покупателей нацистской символики — молодежь. А спрос рождает предложение.
В эфире сетевого вещания «ВМ» эксперты обсудили причины такого явления и предложили пути решения проблемы.
По мнению экспертов, эстетика Третьего рейха до сих пор является привлекательной для определенного круга потребителей, поскольку исповедует определенную идеологию.
— Она обращается к базовым потребностям человека — символизирует силу и мужество, — говорит руководитель проекта «Наша армия» Степан Зотов. — Зачастую современная культура не предлагает символы, которые могли бы обозначать то же самое.
В итоге молодые люди ищут способы прикоснуться к запретному.
— В 1950-е годы культура четко показывала, кто такой нацист. Это убийца, который сжигает деревни и убивает людей, — поясняет руководитель департамента поисковой и реконструкторской работы Российского военно-исторического общества Сергей Мачинский. — А с 1990-х годов стали набирать популярность книги и фильмы, в которых советские солдаты выглядели неприглядно, а Третьего рейха — наоборот, предстают героями.
Их пытаются очеловечить, добавить им положительные черты. Многие забывают, что машина Третьего рейха была заточена на то, чтобы уничтожить нашу страну.
Писатель Дмитрий Лекух уверен, что с 1960-х годов постепенно началась дегероизация нашей эпохи.
— У предыдущего поколения были герои. Вспомните хотя бы Валерия Чкалова или Дмитрия Ушакова, — говорит эксперт. — После смерти Сталина эпоха героев стала постепенно сходить на нет. Культурную моду стали определять люди, обиженные властью, именно они и представляли советского солдата в том виде, о котором говорил мой коллега.
А наша звезда героя не менее красива, чем немецкий крест.
По мнению вице-президента Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров Михаила Перченко, спрос на нацистскую символику создают в том числе и коллекционеры оружия и наград.
— Их коллекция будет неполной, если не представлена, например, атрибутика немецкой армии, — привел пример Перченко. — Стоимость таких экспонатов существенно различается. Я видел личный пистолет Генриха Гиммлера с золотыми накладками, который стоит около 100 тысяч долларов. Но цены на остальную атрибутику вполне доступны для коллекционеров.
Не самый уместный номер
Очередной скандал прогремел в апреле этого года на шоу «Танцы со звездами», где показали номер на тему Второй мировой войны. Актер Александр Петров играл фашиста, а его партнерша Анастасия Антелава — русскую девушку. По сюжету немец влюбился в нее после неудачной попытки убийства, и они вместе станцевали фокстрот.
Выступление закончилось смертью героини, после которой нацист расстрелял невидимых противников и лег рядом. Номер, за который жюри поставило высшие оценки, эксперты назвали не искусством, а оскорблением.
— Видимо, закладывалась идея показать фашиста, который пришел с агрессией, но потом стал защитником женщины, — говорит режиссер Александр ФранскевичЛайе. — Но я родом из Советского Союза. Моя мама находилась в концлагере. И мне страдания фашиста совершенно безразличны! Немец в мундире со свастикой, переживающий личную драму, совершенно неуместен на теле экране. И его не оправдать никакими танцами. У нашей страны тяжелая история, и выход на эстраду такого персонажа был неуместен.
Александр Франскевич-Лайе добавил, что сам снимает кино про войну. Без образа фашистов в культуре не обойтись, но нужно соблюдать идеологию.
— Я стремлюсь показать реальность происходящих событий — рассказать зрителю, что происходило в те времена. Я не могу, например, отказаться от военной формы и нарядить фашиста как клоуна. Но важно правильно интерпретировать эту ситуацию. Если я буду показывать фашистов, которые творят добрые поступки, это будет в корне неправильно.
— Моя бабушка, которая прошла всю войну, говорила: новая война начинается, когда заканчивается старая, — добавил Сергей Мачинский. — И такие танцы потихоньку размывают образ фашизма.
— Вспомните фильмы советского времени — немцы там показываются карикатурно, — говорит руководитель Центра военно-исторической реконструкции «Гарнизон-А» Тимур Черепнин. — А в Германии тоже есть закон о запрете нацистской символики. На законодательном уровне разрешено публиковать лишь перечеркнутую свастику.
История, а не идеология
Людей в немецкой форме можно увидеть даже сейчас, например на реконструкциях исторических сражений. Но эксперты уверены, что такие постановки не пропагандируют фашизм.
— Настоящему реконструктору не важно идеологическое содержание костюма, ему важен исторический образ, — уверен Зотов. — Такие сражения сейчас — это своего рода спектакль. И его организаторы привлекают зрителей, восстанавливая события определенного исторического периода. А люди, участвующие в реконструкции, просто актеры — сегодня они выходят в немецком обмундировании, а завтра могут выйти в советском.
О том, как происходит этот процесс, рассказал Тимур Черепнин, который часто занимается постановкой таких «спектаклей». По его словам, хотя участники реконструкции и надевают немецкую форму, идеи нацизма они не приемлют. Когда идет реконструкция, диктор неоднократно рассказывает, что такое войска СС и вермахт. Зрителям рассказывают, как уничтожали жителей и расстреливали пленных.
— Такой образ нацистского солдата — правильный. Весьма показателен случай, когда ребята шли к немецкий форме, а кто-то из зрителей крикнул: «Возьмите меня к себе» — и поднял руку, отдавая фашистское приветствие. За это ему дали в бубен, — прямо сказал Черепнин. — А вообще — надо два раза сказать спасибо тем, кто выходит на реконструкцию в немецкой форме.
Не каждый ее сможет на себя надеть.
Эффект толпы
В ходе прямого эфира студия «ВМ» связалась по телефону с ветераном Анатолием Степуниным. О молодежи, надевающей на себя атрибутику врага, ветеран впервые услышал недавно. Этот факт поразил его до глубины души.
— Я воспитывался при советской власти, был октябренком, пионером и комсомольцем, — говорит Анатолий Николаевич. — Мне не надо было прививать патриотизм — он вырабатывался с детства.
И я ушел служить добровольцем. А нынешнюю молодежь воспитывает что? Правильно — интернет, где сейчас можно набраться всякого.
— Дело не только в фильмах и песнях, — добавил Зотов. — Вы, Анатолий Николаевич, чувствовали, что нужны стране. Если в наше время каждый будет испытывать то же самое, никому и в голову не придет интересоваться нацистской символикой. Я уверен — те, кто ее покупает, прекрасно понимают, что делают.
Нужны герои
Почему тема нацизма так притягательна для молодежи? Ведь, судя по соцсетям, основная масса покупателей копий (а иногда и оригиналов) вещей Третьего рейха — именно подрастающее поколение.
— Есть неблагополучная молодежь — это ребята, которые не пошли в хорошую школу или у которых проблемы с родителями, — отметил писатель Дмитрий Лекух. — Им нужно компенсировать свою невостребованность, и они это делают, пропагандируя нацизм. Эта идеология толпы ограниченна: ты с рождения «правильной» национальности, тебе не надо развиваться.
Иди, избей не угодного — и ты на коне. Такова идеология толпы.
По его мнению, лекарством от этого может стать увлечение серьезными занятиями.
— Необходимо воссоздать культ героев не только на уровне фильмов, но и на практике, — говорит Зотов. — Нужно, чтобы каждый молодой человек знал, как стать космонавтом или отправиться покорять Север. Тогда жизнь будет другой, и никто не посмеет взглянуть на свастику.