Сегодня утром Российский футбольный союз (РФС) объявил об участии в эксперименте, проводимом Международной федерацией футбола (ФИФА) и Международным советом футбольных ассоциаций (ИФАБ).
«Российский футбольный союз примет участие в эксперименте, который проводят ФИФА и Международный совет футбольных ассоциаций (ИФАБ). Судьи на матчах чемпионата и Кубка страны начнут объявлять свои решения, принятые после вмешательства ВАР. Арбитров можно будет услышать как на стадионе, так и в телетрансляции уже в весенней части сезона-2023/24.
Судьи будут объявлять о своем решении в случае просмотра спорных эпизодов на мониторе у поля, а также когда видеоассистент арбитра фиксирует положение «вне игры» или определяет, где были нарушены правила — в штрафной площади или за ее пределами.
В эксперименте ФИФА и ИФАБ уже участвуют федерации футбола Португалии и Мексики, объявление решений судьи после вмешательства ВАР также было использовано на некоторых международных турнирах».
В январе 2023 года ИФАБ дал добро на проведение эксперимента, связанного с работой видеоарбитров и судей. Поначалу его собирались провести только в течение года и только в некоторых международных турнирах. Впервые новшество опробовали на клубном чемпионате мира, который состоялся в Марокко с 1 по 11 февраля.
Нововведение заключалось в том, что при вмешательстве ВАР и изменении первоначального решения арбитр объявлял бы, почему он так поступил. Судьи должны были произносить короткий монолог на английском языке.
Эксперимент не включал никаких послематчевых интервью судей для телевещателя и пишущих журналистов. Он также не предполагал публикацию в письменном виде или в виде аудиозаписи переговоров видеоассистентов с судьей.
Что такое ИФАБ
ИФАБ — это международный орган, который рассматривает и утверждает изменения и уточнения правил игры в футбол. В него по традиции входят представители футбольных ассоциаций Англии, Северной Ирландии, Шотландии, Уэльса, а также ФИФА. У ассоциаций четырех стран по одному голосу, у ФИФА — четыре. В ИФАБ есть совет директоров, технический подкомитет, совет футбольных экспертов и совет технических экспертов.
Первым стал китаец
1 февраля в самом конце матча 1-го раунда клубного чемпионата мира «Аль-Ахли» — «Окленд Сити» (3:0) арбитр Ма Нин вошел в историю, став первым судьей, который на международном турнире ФИФА объявил свое решение всем болельщикам на стадионе.
Качество было настолько плохим, что сказанное им практически было не разобрать тем, кто следил за игрой по телевизору. Слова китайского рефери разнеслись эхом по трибунам.
Произошло тогда следующее. Ма Нин сначала назначил 11-метровый удар в ворота новозеландцев. Испанский видеоарбитр Хуан Мартинес Мунуэра провел проверку, вмешался в действия судьи и предложил ему изучить видеоповторы. Рефери не сразу, но убедился, что совершил ошибку, отменил свое первоначальное решение, «вынес» фол за пределы штрафной площади, назначил штрафной удар и удалил защитника «Окленд Сити» Адама Митчелла за лишение соперника явной возможности забить гол.
Контакт ноги игрока с соперником точно случился не в штрафной площади. Пенальти однозначно был назначен ошибочно. Остальные решения Ма Нина — его видение ситуации. Вполне возможно, что другой судья на его месте вообще не квалифицировал бы действия Митчелла как фол.
Но в любом случае основной интерес в данном эпизоде, конечно, вызвало новшество. Первый блин вышел комом. Стало очевидно, насколько важно качество звука. Особенно в тех случаях, когда объяснение дает судья, который не является носителем английского языка.
Мексика
В дальнейшем эксперимент вышел за пределы турниров, проводимых под эгидой ФИФА. К нему стали подключаться национальные ассоциации. Говорят, что интерес проявили около двух десятков членов ФИФА, в чьих соревнованиях используются видеоассистенты.
В январе этого года вошел в историю матч чемпионата Мексики «Пумас УНАМ» — «Хуарес» (1:0). 31-летний судья Марио Террасас Чавес сделал то же, что его коллеги в некоторых турнирах ФИФА. После вмешательства видеоассистентов и просмотра записи эпизода на мониторе он решил отменить предупреждение игроку хозяев Натану Силве и вместо этого удалить его с показом красной карточки. Но прежде он, отойдя от монитора и остановившись на поле, сделал объявление для болельщиков на стадионе и команд, объявив свое решение: «Красная карточка игроку под номером 6 команды «Пумас УНАМ». И только после этого побежал к футболисту.
Португалия
Вслед за мексиканцами к эксперименту присоединились португальцы. В играх нескольких турниров в этой стране судьям разрешили объявлять по стадиону свои решения, принятые после вмешательства ВАР. Федерация футбола Португалии в январе сообщила, что впервые это новшество опробуют в ближайших кубковых матчах женских команд.
Эту новость не все восприняли правильно, посчитав, что теперь португальские арбитры станут объяснять, почему приняли тот или иной вердикт. На самом деле это не так. Объяснений не последовало.
В феврале в историю португальского футбола вошел матч 20-го тура второй португальской лиги «Вилаверденсе» — «Санта-Клара» (1:1). Во втором тайме этой встречи арбитр Жоау Педру Афонсу поначалу решил, что нападающий хозяев поля Гонсалу Тейшейра попытался обмануть судью, симулировал фол и заслужил желтую карточку. Но после вмешательства видеоассистентов и просмотра видеозаписи на мониторе рефери поменял вердикт.
Завершив просмотр, он вернулся на поле, остановился, дал свисток, начертил экран монитора и на весь стадион объявил: «Защитник под номером шесть ударил по ноге нападающего номер семь. Окончательное решение: желтая карточка игроку номер семь отменяется, назначается пенальти». И побежал в штрафную площадь, по пути показав футболисту, что предупреждение аннулировано. Объявление было слышно и телезрителям, его частично повторили комментаторы.
Промежуточный вывод
Еще раз отмечу: судьям разрешено объявлять, а не разъяснять свои решения. Дано указание делать это кратко и четко.
Судья делает объявление в двух случаях: когда есть вмешательство видеоассистента (ВАР) и просмотр на мониторе (ОФР) и когда ВАР сам принимает фактическое решение, касающееся офсайда или места, где произошел фол (внутри штрафной или за ее пределами).
При вмешательстве ВАР и последующем просмотре записи эпизода на мониторе у поля судья принимает решение, а потом, прежде чем применить дисциплинарную санкцию или отменить ее, назначить 11-метровый удар или отменить пенальти, он делает объявление для болельщиков на стадионе и телезрителей. К примеру, говорит, что игрок под таким-то номером будет удален или что игрок под таким-то номером или такая-то команда будет наказана 11-метровым ударом.
Исходя из увиденного и услышанного за прошедший год, могу сказать о больших сомнениях в практической пользе такого нововведения. Ведь судьи не объясняют главного: почему вмешался ВАР и почему в итоге принят тот или иной вердикт.
Кроме того, наименее стрессоустойчивые из них, наоборот, вводят в заблуждение. Уже были случаи, когда судья (мужского или женского пола) путался (или путалась) при объявлении решения, внося сумятицу и еще больше раздражая команды и их болельщиков.
У нас, кстати, тоже есть рефери, не особо любящие выступать на публике, а также те, кто использует жаргонные или нецензурные слова. Интересно будет, как справятся они. И еще: возможно, не на всех стадионах, где проходят игры РПЛ и Кубка, удастся технически обеспечить возможность подобных объявлений. Наверное, не стоит ждать, что рефери станут делать их на каждом из восьми матчей тура.
Но эксперимент в любом случае продолжится и, видимо, к нему присоединится еще не одна лига. Через какое-то время (сегодня трудно сказать, когда это случится) ИФАБ соберет всю информацию и решит, как быть дальше. Тесты, которые сегодня выглядят больше как игра в открытость, могут продолжить еще в течение какого-то периода, полностью остановить или же узаконить в правилах игры.