Председатель экспертного совета Госдумы по здравоохранению профессор Павел Воробьёв:
— Первичное звено в здравоохранении разрушено до основания. Важно развивать телемедицину, обучать повсеместно парамедиков, которые могли бы работать с новыми технологиями. Нужны врачи общей практики, которые будут обслуживать не 1–1,5 тыс. человек, как сейчас, а 10 тыс., и брать на себя 85% всей амбулаторной медицинской помощи. Нужно закрывать районные больницы и открывать крупные межрайонные опорные больницы из расчёта на 100–200 тыс. населения с полным современным профилем всех отделений.
Мы посчитали: чтобы полностью обеспечить население современными препаратами, достаточно тех денег, что сейчас государство тратит на лекарства. Нужно лишь правильно применять технологии возмещения затрат, что делается во всём мире. Не закупать по госзакупкам (а потом где-то таблетки валяются на складах, а где-то их не хватает), а возмещать затраты торговым сетям и производителям на выданные пациентам бесплатно лекарства. Речь об основных 750 препаратах.
Нужна национальная единая система здравоохранения. Сейчас по Конституции три системы — государственная, муниципальная и частная. Нужно воспользоваться изменениями в Конституции и немедленно это исправить. А так получается, что у нас Минздрав не имеет отношения к частной системе, ничего не может ей продиктовать, как и муниципальной. И все действуют кто во что горазд.
Экономика. Что нужно для экономического роста?
- В 2021 г. темпы роста ВВП России должны быть выше мировых. Начиная с этого года ежегодный прирост инвестиций должен составлять не менее 5%, их долю в ВВП нужно увеличить с текущего 21 до 25% в 2024 г.
- Нужно ускорить принятие пакета законопроектов о защите и поощрении капиталовложений. Напомню, что налоговые условия для крупных, значимых проектов должны быть неизменны на срок до 20 лет, а требования и нормативы при строительстве производственных объектов должны быть зафиксированы на 3 года.
- В 2020 г. нужно завершить реформу контрольно-надзорной деятельности, тем самым сделать работу бизнеса удобнее и проще. Необходимо прекратить квалифицировать бизнес-компании как ОПГ на основании уголовных дел. Правоохранительные органы будут обязаны доказать, что компания изначально создавалась умышленно под незаконные действия.
- До конца года не менее 80 из 300 крупнейших предприятий должны перейти на так называемые наилучшие доступные технологии, получить комплексные экологические разрешения, что означает последовательное сокращение вредных выбросов. К настоящему времени выдано 16 таких разрешений, но в целом работа идёт по плану.
- Надо поддерживать высокотехнологичный экспорт и расширять спрос на инновации внутри самой страны. В этой связи считаю правильным ускорить цифровую трансформацию реального сектора экономики. При этом установить требование, чтобы национальные проекты осуществлялись главным образом на основе программных продуктов отечественного производства.
- Приоритетом должны стать окупаемые проекты, которые снимают инфраструктурные ограничения для территорий. Это в том числе автомобильные обходы крупных городов, магистрали между областными центрами, выходы на федеральные автотрассы. Такие проекты обязательно потянут за собой рост малого бизнеса, туризма, социальной активности в регионах и на местах.
Мнение доцента кафедры национальной и региональной экономики РЭУ им. Плеханова Лидии Архиповой:
— Если не будет хороших дорог внутри областей и республик, не дадут нужного результата никакие транспортные мегапроекты. Чем выше скорость доставки, тем ниже себестоимость продукции, выше товарооборот. Чем меньше времени уходит у людей на дорогу, тем больше у них возможностей найти более привлекательную работу в соседних районах. Сейчас на общественном транспорте можно добраться из любого города или крупного села до регионального центра в среднем за 6 часов. А стоит задача сократить это время до 4,5 часа. Много времени теряется также из-за того, что транзитный транспорт идёт через крупные города. Поэтому до 2024 г. Росавтодор запланировал построить 12 крупных объездных дорог. А надо — больше.
Социум. Сколько денег будут давать за рождение детей?
- Мы продлим программу материнского капитала минимум до 31 декабря 2026 г.
- С 1 января 2020 г. при рождении первенца семья получит право на материнский капитал в его сегодняшнем объёме. После индексации с января 2020 г. это 466 617 руб. При рождении второго ребёнка семья получит дополнительные 150 тыс. руб. Итого общий размер материнского капитала для семьи с двумя детьми составит 616 617 руб. И в дальнейшем он будет ежегодно индексироваться. При рождении третьего ребёнка государство гасит за семью 450 тыс. руб. её ипотечного кредита.
- Предлагаю обеспечить бесплатным горячим питанием всех учеников начальной школы с 1-го по 4-й класс. Нужно создать в школах и необходимую инфраструктуру, оборудовать столовые и буфеты, наладить систему снабжения качественными продуктами.
- Суммарный коэффициент рождаемости, т. е. число рождений, приходящихся на одну женщину, в 2019 г. составил 1,5. Да, это примерно то же самое, что и во многих европейских странах. Но для нашей страны это мало. Для сравнения: 1,3 было в 1943 г., во время войны. Правда, ещё хуже было в 90-х гг. В 1999-м, например, 1,16 всего. Наша историческая обязанность — ответить на этот вызов. В 2024 г. коэффициент рождаемости должен быть 1,7.
- Мы выделили средства из федерального бюджета, чтобы помочь регионам до конца 2021 г. создать 255 тыс. новых мест в яслях. Однако за 2018–2019 гг. вместо 90 тыс. таких мест создано 78 тыс. Из них реально могут быть предоставлены малышам 37,5 тыс. Уважаемые главы субъектов Федерации, нельзя так работать! К 2021 г. нужно создать 177,3 тыс. мест.
- Порядка 70–80% семей с низкими доходами — это именно семьи с детьми. Предлагаю ввести ежемесячные выплаты за детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно с 1 января 2020 г. Выплаты будут получать семьи, чьи доходы не превышают прожиточного минимума (ПМ) на человека. На первом этапе выплаты составят половину ПМ — 5,5 тыс. руб. Если увидим, что какие-то семьи не получают ПМ, то со следующего года будем выплачивать целиком — 11 тыс. руб. на ребёнка.
Зампред Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, директор АНО «Авторский центр «Мир Семьи» Ирина Киркора:
— Президент озвучил очень серьёзные изменения, некоторые из них заработают задним числом — с 1 января 2020 г. А значит, законодателям надо оперативно подготовить и принять необходимые законы. Например, сейчас из маткапитала семья может получать ежемесячную выплату в размере прожиточного минимума ребёнка в регионе его проживания. Будет ли такая же выплата из маткапитала на первого ребёнка? Думаю, она необходима, поскольку живые деньги семье с малышом обычно нужны здесь и сейчас (на памперсы, детское питание, коляску, кроватку), а не потом. Надеюсь, дальше возможности использования маткапитала будут только расширяться. Тенденция к этому есть. Помните, как сначала средства можно было тратить только после 3-летия ребёнка? Сейчас — с рождения малыша, к тому же появились ежемесячные выплаты, скоро будет принят закон об использовании маткапитала на строительство дома на дачном участке. Многие семьи сейчас просят разрешить тратить капитал на машину. Это здравое предложение, но необходимо всё очень хорошо продумать, чтобы не было злоупотреблений. Обязательно должна быть страховка. Иначе автомобиль попадёт в аварию или его украдут — и государственные деньги будут потрачены зря. Надо расширять возможности маткапитала, находить баланс между рисками и благом для семьи.
Ещё одна новая мера — выплаты детям от 3 до 7 лет для малообеспеченных семей. Такая льгота раньше не применялась, поэтому за тем, как она будет работать на практике, надо будет смотреть в ближайший год. Думаю, жизнь внесёт коррективы и, возможно, некоторые критерии (например, порог по уровню доходов для семьи) со временем будут изменены.
Образование. Сколько доплатят учителям и кто поступит в медвузы?
- Сейчас практически все школы России подключены к интернету. В 2021 г. они должны получить уже не просто доступ в сеть, а высокоскоростной интернет, что позволит в полном объёме приступить к цифровой трансформации отечественной школы, обеспечить доступ педагогов и учеников к передовым образовательным программам, внедрять индивидуальные подходы к обучению, направленные на раскрытие способностей каждого ребёнка. В рамках национального проекта «Культура» выделяется более 8 млрд руб. на оборудование и музыкальные инструменты для детских школ искусств.
- Считаю необходимым уже с 1 сентября ввести специальную доплату классным руководителям в размере не менее 5000 руб. за счёт средств федерального бюджета. Все параметры по уровню зарплат учителей, врачей, бюджетников, заданные в майских указах ещё 2012 г., должны строго соблюдаться. Подчеркну, речь идёт о людях, которые работают в важнейших для общества и страны сферах. Их труд должен оплачиваться достойно и справедливо.
- В новом учебном году предлагаю существенно изменить порядок приёма в вузы по медицинским специальностям. По специальности «лечебное дело» — 70% бюджетных мест станут целевыми, по специальности «педиатрия» — 75%. Квоты на целевой приём будут формироваться по заявкам регионов России. Но они, в свою очередь, должны предоставить гарантию трудоустройства будущим выпускникам, чтобы специалисты приходили на работу именно туда, где их помощи ждут люди.
- Что касается ординатуры, предлагаю по самым дефицитным направлениям установить почти стопроцентное целевое обучение. Причём при поступлении преимущество будут иметь врачи со стажем работы в первичном звене, особенно на селе. Естественно, что целевое обучение надо предусмотреть и для федеральных медицинских центров.
- Руководитель центра оценки технологий в здравоохранении РАНХиГС, доктор медицинских наук, профессор Виталий Омельяновский:
— Такая мера — в определённой мере возврат к системе распределения, которая была при Советском Союзе. Думаю, что в этом есть здравый смысл. Если государство платит за обучение детей, которые не смогли поступить по общему конкурсу и не могут оплатить обучение, то, наверное, они должны иметь какие-то обязательства перед государством, например в виде отработки в той больнице, которая направила в вуз и оплатила учёбу.
Однако привязывание людей через финансирование обучения к конкретному региону, медучреждению не снимает ответственности с главврачей. Чтобы человек не сбежал из больницы после отработки положенного срока, нужно создавать условия для развития молодого врача как специалиста, искать мотивацию для того, чтобы он оставался там работать. И это не только деньги. Иначе мы не решим проблему дефицита кадров: люди будут приходить, отрабатывать своё и уходить.