«СУ» РЕЖЕТ ПО ЖИЛОМУ
Рейтинг:
Голосуй за статью.
0
Автор: Лина КОРСАК, Сергей ВАЛЬЧЕНКО, Елена ГАМАЮН.. МК Московский Комсомолец
«Таких совпадений не бывает!» — воскликнули все, кто увидел в воскресенье днем жуткое видео из Иркутска. Второй раз за неделю самолет рухнул на жилой дом. Только-только похоронили 15 жителей Ейска, сгоревших после крушения Су-34 во дворе их многоэтажки, и вот — новая беда, причем снова рухнула «сушка». Впору говорить о некоем злом роке. Увы, это тот случай, когда поговорка «беда не приходит одна» верна как никогда. И пресловутый «закон парных случаев» никто не отменял. «МК» выяснил, как развивались события в Иркутске и почему случилось новое несчастье.
Как сообщают источники, самолет Су-30СМ совершал приемосдаточный полет. Он поднялся в воздух с авиазавода — того самого, откуда в декабре 1997 года взлетал рухнувший на город гигантский самолет «Руслан» (тогда погибли 62 человека). В летных испытаниях принимали участие два борта Су-30СМ. После того как один самолет совершил посадку, второй продолжал оставаться в небе, однако его экипаж перестал выходить на связь. Через 20 минут первый самолет поднялся в воздух и приблизился к самолету, не выходившему на связь. Летчики увидели, что экипаж находится в бессознательном состоянии, предположительно, летчики задохнулись.
Когда топливо закончилось, самолет рухнул (фактически вертикально) на частный деревянный двухэтажный дом во 2-м Советском переулке. Произошло это в районе Иркутск II, который называют еще поселком Авиастроителей. Этот обособленный городской район примыкает к Иркутскому авиационному заводу. Рядом — объездная дорога. «Первым на место крушения вместе с пожарными прибыло начальство цеха окончательной сборки, где эти самолеты собирают, — рассказал иркутскому изданию «Ирсити.ру» житель соседнего дома Александр, который сам работает на авиазаводе. Сразу же после ЧП с завода взлетел вертолет, который с воздуха обследовал место крушения. Пожар затушили быстро, уже к 19.50 возгорание было ликвидировано. Дом, на который рухнул Су-30, — двухквартирный, на две семьи. В нем прописаны пять человек. По счастью, никто из жильцов не пострадал — вечером в воскресенье людей не было дома, так что погиб только экипаж. Поскольку дом выгорел полностью, мэр Иркутска Руслан Болотов предложил жителям разрушенного дома временное размещение. Кстати, жильцы соседнего дома вообще считали, что дом— нежилой. Людей там видели редко. «Я видел, что туда заезжала машина, люди внутри были. Несколько раз ходил мимо этого дома, там были люди, стояла машина во дворе», — рассказал некто Николай местным журналистам. По его словам, сам он с семьей в момент крушения самолета был дома. «Мы были дома, занимались своими делами. Неожиданно раздался резкий звук, треск, все затряслось. Потом приехали пожарные. Сам момент падения не видел, мы же не сидели и не ждали, что будет самолет падать», — рассказал он.
СПРАВКА СПРАВКА “МК"
Су-30СМ — многоцелевой истребитель поколения «4++» — серийно строится на Иркутском авиазаводе. Это хорошо отработанная модель истребителя, созданная для российских ВВС на базе экспортной модели самолета Су-30МКИ и Су-30МКА. Экипаж 2 человека. В кабине они сидят друг за другом. Выпущено несколько сотен экспортных самолетов этой марки. На заводе-изготовителе каждый собранный самолет проходит цикл заводских испытаний. Самолет пилотируют, как правило, очень опытные летчики-испытатели. Это асы, каждый из которых не раз оказывался в сложных ситуациях и знает, как из них выйти
Кислородное голодание
— Сразу хотел бы отметить, что кислородное голодание экипажа может наступить на высотах более пяти тысяч метров, но подобное происходит крайне редко, — сказал «МК» заслуженный военный летчик России,
член экспертного совета всероссийской общественной организации «Офицеры России» генерал-майор Владимир Попов. — Поддержание парциального давления и давления в кабине происходит в автоматическом режиме. Кабина самолета герметична, избыточное расчетное давление по высоте интегрированное. То есть на малых высотах это практически атмосферное давление с небольшим увеличением внутрикабинного давления, когда мы поднимаемся на большую высоту — автоматически перекрывается клапан и создается уже избыточное давление. На семи тысячах метров и выше обязательно поддерживается избыточное давление в кабине для того, чтобы было благоприятное дыхание, хотя пилоты всегда летают в кислородных масках. И если это давление падает, то не заметить это довольно сложно. Тем более в кабине находились два пилота, которые при выполнении задания всегда контролируют друг друга. Один должен был что-то почувствовать и предупредить другого. Одновременная потеря сознания сразу обоими членами экипажа могла произойти только в случае каких-либо резко наступивших технических неисправностей кислородного оборудования. Летчик обычно контролирует момент, если происходит какой-либо сбой в системе подачи кислорода. Для этого в кабине есть специальный датчик, который показывает давление за бортом и давление внутри. Если происходит резкое падение давления, то еще срабатывает тревожная сигнализация о разгерметизации. Теоретически кислородное голодание могло наступить в случае, если пилоты нарушили технологию выполнения подготовки к полету, например не надели маски или плохо их подтянули. Но мы говорим про опытнейших пилотов, поэтому такой вариант я бы исключил. Полеты такой сложности выполняют не просто хорошо подготовленные пилоты, а летчикииспытатели. Они знают очень много нюансов и успевают предугадать состояние самолета и работоспособность систем. Как рассказал «МК» пилот с 40-летним стажем Владимир Сальников, если полет Су30СМ проходил на высоте свыше 3000 метров, а летчики были не в гермошлемах, то в случае разгерметизации кабины летчики могли потерять сознание. — Но, насколько я знаю, испытательные полеты всегда выполняются в противоперегрузочных костюмах и гермошлемах. Если в данном случае все так и было, то возможна неисправность кислородной системы, — сказал пилот. В свою очередь, эксперт в области авиационной медицины на условиях анонимности сказал «МК», что потеря сознания у членов экипажа возможна, как правило, в двух случаях:
— Либо это разгерметизация на высоте более 3000 метров, либо неисправность в системе подачи воздуха. Учитывая, что в испытательных полетах летчики уже «с земли» дышат кислородом, то возможны несколько вариантов: или кто-то что-то не включил, или поступала некондиционная воздушная смесь. Все эти варианты, думаю, будут расследовать, — пояснил Сальников.
А ЕЩЕ БЫЛ СЛУЧАЙ
В феврале 1986 года экипаж Ан-12 потерял сознание из-за разгерметизации кабины самолета, выполнявшего рейс Челябинск— Уфа—Москва. Был неплотно закрыт люк, кроме того, лопнул патрубок гидросистемы, и произошло отравление пилотов парами гидросмеси. Полтора часа (!) самолетом управлял автопилот. К счастью, в итоге второй пилот пришел в себя и сумел самостоятельно посадить Ан-12.
Аэродром и город — опасное соседство
— Как и с недавней трагедией в Ейске, мы вновь сталкиваемся с проблемой близости аэродрома к городу? — задаем вопрос генерал-майору Попову.
— Аэродром в Иркутске действительно расположен в непосредственной близости, но здесь надо понимать, что испытания проходят не над городом, а в специальных пилотажных зонах, которые находятся на удалении 30–50 километров от жилого массива. Только взлет и посадка производятся вблизи населенного пункта. Изначально заводской аэродром находился на удалении от города, но по мере разрастания жилого сектора расстояние уменьшалось. Мы опять сталкиваемся с ЧП, аналогичным недавно произошедшей трагедии в Ейске. На курсе взлета и посадки не должно быть никаких объектов — ни домов, ни высотных сооружений, даже дороги должны быть расположены на удалении от взлетнопосадочного курса, чтобы гарантировать безопасность.
— Можно было как-то избежать падения самолета или увести его от города после наступления неисправности?
— К сожалению, в случае потери экипажем сознания и утраты работоспособности повлиять на управление самолетом уже невозможно. Траектория полета остается той, которая была задана изначально. Если это был горизонтальный полет и самолет уходил в сторону от города, то он бы так и шел, а если летчики выполняли виражи, то машина остается в вираже. Набирает высоту или снижается, теряя скорость, пока не сорвется в штопор. После чего самолет уже просто падает где придется.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.