В век скоростных и комфортных "сапсанов" сложно представить, что в тех же краях, где проложены рельсы для экспресса, есть тонкие ниточки узкоколеек, где со скоростью едва ли не 15 км/ч ходят небольшие, в 2-3 вагона поезда. Их сложно назвать комфортными - они скрипят, покачиваются. Там деревянные лавки и желтый ламповый свет. Туалеты тоже деревянные - за окном, на полустанках. И если очень-очень надо, то можно в буквальном смысле крикнуть "Постой, паровоз!". И остановка эта может быть как по делу, на пару минут, так и растянуться в настоящий привал - с плетением венков из ромашек, прогулками по лугам, фотосессией на фоне пасторальных российских пейзажей. Вдоль путей - деревянные покосившиеся вокзалы с наличниками и резными колоннами. Еще сохранились во многих местах дощатые перроны, ручные стрелки и крохотные станции. Там почти не тормозят составы с эмблемой из трех красных букв "РЖД". В лучшем случае раз в сутки, как до революции, там просвистит пассажирский поезд. Очутиться в этом "поезде времени" можно, обратившись в клуб "Заповедные железные дороги".
Комфорт и деревянные лавки
"Мы путешествуем по самым красивым линиям и зовем с собой. С нашей помощью можно арендовать собственный поезд или дрезину, воплотив детские мечты" - так Михаил Кончиц рассказывает о клубе на сайте. Прежде чем запустить свой проект, он объездил всю Центральную Россию сам. А запустив его, перестал бывать по выходным в Москве. В офис в пятницу приходит с рюкзаком и спальником. И уже вечером оказывается со своими туристами в другой реальности. Например, в предгориях Кавказа, на Селигере или в костромских лесах. Поезда бывают разные - вагоны с сидячими местами, мотовозы, дрезины. Есть и совсем экзотические. Например, теплушки, в которых этапируют осужденных в колонию. По маршруту "туда" куда-нибудь в глухие архангельские леса везут заключенных или их родственников, едущих на свидание, в обратном направлении - лес. Поезд Михаил каждый раз арендует. Как маршрутку или автобус на свадьбу. Вместе с машинистом. Оказывается, такое возможно.
Паутина дорог
В советские годы вся страна была опутана паутиной узкоколейных железных дорог. Прокладывали их там, где не было необходимости пускать "настоящие" поезда. Не было пассажиропотока под регулярные рейсы, или прокладка стандартной дороги была экономически невыгодной. Чаще всего такие дороги были лесовозными. Иногда их прокладывали к лагерям и колониям - силами самих же заключенных. Их было много: Монзенская железная дорога под Вологдой, Авнюгская узкоколейка под Архангельском, ответвления Октябрьской дороги между Питером и Москвой, Кругобайкальская, Мезтновская в Мещерских лесах, часть Московско-Виндавской ветки, самая длинная Алапаевская в Свердловской области, Кудемская под Северодвинском, Рязано-Владимирская, Западно-Уральская, Липаковская, Заонежская, Апшеронская, Кирово-Чепецкая, Западно-Карельская. И это еще не все. Строили узкоколейки не только в глуши. Например, под Москвой есть узкоколейка "Кривандино - Рязановка" - она соединяет "большую дорогу" Казанского направления с поселком торфодобытчиков Рязановка.
- Густые леса и романтика уединения всего в двух часах от Москвы, - так Михаил описывает эту ветку.
Это дорого?
Деньги на старт он собирал на краудфандинговой площадке Planeta.ru. Сейчас проект балансирует на грани окупаемости - туристы вместе сбрасываются "на бензин", оплату проживания. Обходится поездка от 3 до 8 тысяч. Иногда турист, если маршрут стартует не из Москвы, покупает еще и билет до точки старта. Например, точка старта путешествия по Апшеронской узкоколейке - Краснодар. До него надо добираться самому. Это дополнительные расходы. Но москвичи к ним готовы. По этому маршруту максимальное число повторных заказов. Это единственная в России узкоколейка в горах. И Михаил смог обеспечить там максимальный комфорт. Туристам гарантирован отель с бассейном, 4-разовым питанием, трансфером.
Впрочем, трансфер и питание он обеспечивает всегда, варьируется лишь комфортность условий проживания. Михаил понимает, что большинство его клиентов - такой же, как и он, "офисный планктон", с коротким отпуском, который многие стремятся провести за границей, и свободными выходными. Апшеронский маршрут, как и большинство других, составлен так, что, улетев в пятницу, человек возвращается к вечеру воскресенья.
На некоторых маршрутах предусмотрены ночевки в палатках. Или... в детском саду. Например, такая альтернатива есть у туристов, отправляющихся на белые ночи в Архангельскую область.
- В течение поездки вы будете погружаться в атмосферу тарковского "Зеркала", окунаясь в мир детства: школьный автобус, детский вагончик, деревня, - интригует Михаил, приглашая в путешествие по Авнюгской узкоколейке, спрятанной на пути из Котласа в Архангельск вдали от крупных городов. В паре километров от конечной станции покоится прекрасное лесное озеро, на берегу которого сохранился деревянный монастырь и заповедная кедровая роща. Там и разбивают палатки. А тех, кто боится северной мошкары, отправляют лесом. В сад. Детский. Он сейчас не работает, но его "законсервировали" и бережно поддерживают в пригодном для приема гостей состоянии. Так и спят большие дяди на детских кроватках.
- Довольно непривычно, но это - посильный вклад местных жителей в развитие внутреннего туризма, - отмечает Михаил. - Отели там строить нерентабельно. Туристы туда приезжают, но немного и в основном в сезон белых ночей. Это удивительное по красоте место. Я туда еду третий раз.
Как организовываются поездки
При проработке маршрута главная задача - найти, в чьем ведении находится дорога. Обывателю кажется, что всеми поездами у нас заведует РЖД. На деле узкоколейки могут быть в любом подчинении. От частной, как под Архангельском, до ведомственной собственности. Например, есть составы и дороги, которыми владеет Федеральная служба исполнения наказания. Оказалось, договориться в таких случаях проще, чем с РЖД.
- Туристы иногда могут завизжать от восторга, при виде какого-нибудь пейзажа и потребовать немедленной остановки для фотосессий, - рассказывает Михаил. - А с РЖД так не получится, у них много формальностей и согласований.
И вот на то, чтобы распутать этот клубок, найти, кто управляет той или иной веткой, уходит масса времени. Кстати, в первое путешествие группа Михаила отправилась "путем каторжан" - по дороге, находящейся в управлении ФСИН.
Паровозик в частной собственности
Узкоколейные дороги открывают путешественникам окно в другую реальность. В этом отношении богат на сюрпризы Селигер. До Соезерской Пустыни туристов везет... частный поезд.
- Возможно, в России есть еще где-то что-то подобное, но я пока не знаю больше случаев, чтобы поезд был в частной собственности у местного жителя, - рассказывает Михаил.
Он выполняет роль маршрутного такси. На нем селяне за сто рублей добираются до райцентра. Почему не автобусом? Там своеобразный ландшафт. Вокруг - болота. Настоящие, северные. Есть грунтовая дорога, но она проложена так, что делает большой крюк в сторону, путь до райцентра удлиняется на 100 км. А по узкоколейке - 33 км, с остановками "по требованию". Правда, ходит поезд всего два дня в неделю. В другие дни стоит под деревянным навесом. Бывают и внеурочные поездки. Например, поезд иногда используют для похоронных процессий. Несмотря на это, выглядит он очень жизнерадостно. Владелец выкрасил его в сиреневый цвет, как смог, раскрасил цветами. Получилось аляповато, но настроение создает.
Гармонично дополняют картину провинциального мира и попутчики. Местные жители.
- Формально мы арендуем поезд для себя, но никогда не отказываемся взять с собой местных, если нам по пути, - рассказывает Михаил. - Это самое яркое и интересное впечатление от поездок. Это очень открытые, жадные до общения люди. У них нет отторжения перед чужаками, как в мегаполисе. Мы им интересны. А они, в свою очередь, интересны нам. У них особый говор. Иное мировоззрение. Иногда завязываются потрясающие дискуссии. Например, всех потрясла местная бабушка, которая смогла сама переоборудовать советский велосипед под трехколесную тележку для продуктов.
Планы на будущее: Грузия и иностранцы
Сейчас Михаил работает над английской версией сайта - есть заявки от иностранных групп. Кстати, обязательно загляните на страничку проекта. Там не только анонс предстоящих поездок. Это настоящая, авторская, энциклопедия российских дорог. Не переписанная википедия. Будучи настоящим фанатом, Михаил объездил много музеев, прочитал десятки книг, встречался с историками и теми, кто отработал в этой сфере много лет.
К каждому проработанному маршруту прилагается карта, историческая справка, фотоотчет и виртуальная экскурсия.
В сентябре он готовит премьеру - путешествие по грузинской узкоколейке. Был интерес и в отношении Абхазии - там часть дороги проходит вдоль моря, можно совмещать экскурсию и пляжный отдых. Но в этом году этот маршрут вряд ли успеют разработать.
Вместе с коллегами из проекта "Поезд на прокат" Михаил по цене металлолома выкупил дрезину АМ-1, больше известную как автомотриса. Это такой паровоз-вагончик, когда в одном вагоне размещены и кабина машиниста, и ряд деревянных диванчиков на 37 мест. Несколько таких бегают по Европе - именно как туристические. Есть аналогичные планы и у наших энтузиастов. Сейчас эта автомотриса, ржавая и помятая, стоит в Кузьминках в Музее индустриальной культуры. Ждет, когда Михаил с коллегами соберет на ее реставрацию полмиллиона рублей.
Ближайшие экскурсии:
18 июня - Экскурсия на Людиновский тепловозостроительный завод. Туристов проведут в цеха, покажут, как из простейших деталей рождается тепловоз. Далее - прогулка на заводском кораблике по водохранилищу, на следующий день - поездка в музей Хрусталя в Дятьково.
8 июля - "В глубь тайги на мотовозе". Это маршрут по Монзенской узкоколейке. "Из Галича отправимся в сторону Солигалича, по пути заедем в Авраамиев-Ножкин монастырь на берегу Чухломского озера, - рассказывает Михаил. - Со станции Солигалич стартует наш Мотовоз, у которого есть открытая площадка". По пути - пикник на поляне, ночевка в Тотьме.
Самые популярные маршруты
Бологое-Полоцкая линия, Торопец и самый медленный поезд РЖД
Это путешествие по глубинке Тверской области. "Мы увидим увядающие старинные деревянные вокзалы и прогуляемся по красивым улочкам Торопца и даже попадем на остров, - интригует Кончиц. - Проснувшись в воскресенье, позавтракаем и поедем кататься на самом медленном поезде РЖД.Он едет 47 км от станции Земцы в поселок Жарковский целых 3 часа! Будем пить чай из термосов и наслаждаться видами болота Пелецкий Мох, а потом гулять по деревянному подвесному мосту через реку Межу. Закончится путешествие на Рижском вокзале утром в понедельник".
Узкоколейное приключение на Кавказе
"Миниатюрные пути едва заметной ниточкой вьются вдоль бурной реки, проходя сквозь тесные ущелья и соединяя затерянные в широколиственных лесах деревни с остальным миром. Красивейшее место на Апшеронке находится в ущелье Волчьи Ворота, где на узкой кромке выступа прижимается к скале наша дорога. Внизу бурлит водный поток, а отвесные стены возвышаются круто вверх. Когда-то здесь шли упорные бои во время Великой Отечественной, а теперь "Матрица" возит хлеб и школьников по стальной магистрали".
Железнодорожное ожерелье Селигера
"С Селигером обычно ассоциируются сосны на берегу озера, золотистый монастырь, политические съезды, обилие туристов. А ведь рядом со всем этим таятся самые заповедные железнодорожные уголки России. И в этой поездке мы устремимся к ним! - обещает Михаил. - Увидим действующие семафоры и старинные деревянные вокзалы, романтичные флюгарки и исторические ватерклозеты. А по пути будем гулять и знакомиться с уездными городками - Торжком, Кувшиново, Осташковом".