Прошлый год ознаменовался резким падением туристических продаж по всем направлениям, сейчас индустрия постепенно возвращает позиции. Популярностью пользуются и российские курорты, и сильно подорожавшие зарубежные направления. Несмотря на общую нестабильность и волатильность рубля, россияне твердо решили отдохнуть этим летом.
Ослабление рубля к доллару и евро привело к заметному росту цен на туры и авиабилеты за рубеж, рассказал вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Дмитрий Горин. Стоимость международных перелетов всегда зависела от валютного курса, но если раньше он менялся раз в неделю, то теперь – ежедневно. Два квартала назад туры по акциям раннего бронирования покупали из расчета 60 руб. за евро/доллар, сейчас – из расчета 90 руб. Если сравнивать с допандемийным 2019-м или с 2021 годом, когда курс валют был сопоставим, цены на международные перелеты сегодня выше в два раза и более.
Цены подогреваются также ограничением числа рейсов, заметно подорожал авиационный керосин. Выросли и затраты на размещение. Все это сильно повлияло на конечную стоимость путешествия. «Те, кто оформил раннее бронирование и тем самым смог зафиксировать курс, существенно сэкономили – порядка 30–40%. Можно прогнозировать дальнейший рост цен, а горящих туров сейчас почти нет. Поэтому лучше не откладывать планирование путешествия», – уверен Дмитрий Горин.
Сильно подорожал отдых в Турции. Если в прошлом году средний чек на двоих на семь дней, включая перелет, составлял около 170 тыс. руб., то в этом – не ниже 250 тыс., а в отеле категории «5 звезд» – до 300–400 тыс. руб. Несмотря на повышение цен, Турция все равно в лидерах продаж. По данным сервиса по поиску и бронированию туров Travelata.ru, доля этой страны в общем количестве продаж на лето-2023 составляет почти половину (46%), тогда как в прошлом году в то же время – чуть больше трети (35%).
В целом, несмотря на все сложности, число продаж туров на июнь–август уже сегодня превышает прошлогодние показатели на 36%. Возможно, причина в отложенном спросе, предполагает директор по маркетингу компании Олег Козырев. В 2022-м после начала СВО многие международные авиарейсы были приостановлены, и сейчас туристы готовы заплатить больше, чтобы все же оказаться на зарубежных курортах.
Транзит бизнес-класса
Несмотря на увеличение числа бронирований, привычной для туроператоров глубины продаж пока нет, сократилась и длительность отдыха: туристы в целом выбирают более короткие поездки. Отмечается рост спроса на путешествия по странам – ближайшим соседям России: Армении, Азербайджану, Абхазии и другим.
В люксовом и премиальном сегментах спрос находится на уровне прошлого года, а по ряду стран и превзошел его. Пользуются популярностью Объединенные Арабские Эмираты, Египет, Таиланд, Шри-Ланка, Мальдивские острова. Стоимость туров по этим направлениям сопоставима с Турцией, говорит Дмитрий Горин.
Европейские направления пользуются меньшим спросом из-за транспортных ограничений. Из 27 стран Шенгенского соглашения визы продолжают выдавать 17. Через туроператоров можно оформить визы в Грецию, Испанию, Италию, Францию, Венгрию, Германию, Австрию и другие. Однако стоимость путешествия теперь выше, и перелеты гораздо более долгие.
«Не исключено, что в этом году часть туристов переориентируется на новые направления, – отмечает Горин. – Так, планируется открытие полетов в Марокко, уже открыт Кувейт. Мы видим большой интерес к путешествиям в Китай, но из-за ограничения по безвизовым поездкам они не стартовали. Наверное, это уже перспективы следующего года».
Сегодня россиянам доступны прямые рейсы отечественных и иностранных авиакомпаний в 34 страны мира, говорит генеральный директор туроператора «Гео-Тур М» Ольга Тарасова. Но выбор зарубежных направлений этим не исчерпывается: туристы путешествуют транзитом через Стамбул, Белград, Дубай. Те, кто привык к определенному уровню сервиса на отдыхе и имеет возможность его оплачивать, не спешат менять образ жизни. Многие имеют многократные визы и уже адаптировались к транзитным авиаперелетам.
Нужно понять и принять: так, как раньше, уже никогда не будет, утверждает руководитель Профессиональной комиссии Московской ассоциации туристических агентств (МАТА), старший преподаватель кафедры «Менеджмент в индустрии гостеприимства» ИОМ РАНХиГС Александр Преображенский. Санкции и «железный занавес» со стороны Запада и Европы – это надолго. Цены на путешествия будут ожидаемо расти. Следовательно, надо менять свое отношение к регионам отдыха и рассматривать новые варианты.
«Исследуйте Азию. Курорты Вьетнама, Таиланда, Китая и других стран Юго-Восточной Азии ничуть не хуже, а во многом даже лучше традиционных курортов Европы. Откройте для себя Латинскую Америку, – советует Преображенский. – Страны с богатейшей историей, культурой, потрясающей кухней, великолепными пляжами и дикой природой. Внутренние цены не идут ни в какое сравнение с европейскими и азиатскими. Отношение к русским уважительное. В Парагвае именами русских людей названы улицы, им поставлены памятники, в их честь учреждены научные премии».
Поездом на юг
Все туроператоры отмечают повышение интереса к бронированиям по России – и на майские праздники, и на летний сезон. В лидерах по пляжным направлениям – Краснодарский край, но возобновляется спрос и на путешествия с экскурсионной программой, рассказал Дмитрий Горин. В топе по популярности – Москва, Санкт-Петербург, Казань и курорты Северного Кавказа. По сравнению с прошлым годом увеличился выбор вариантов перелета.
Отдельно туроператоры выделяют сегмент бизнес-путешествий. Заметно изменилась география командировок, посещений выставок и других запросов со стороны представителей юрлиц, рассказала Ольга Тарасова. Большинство выездных мероприятий переместилось из Европы в Россию, а основными локациями стали Санкт-Петербург и Сочи.
В среднем по сравнению с прошлым годом внутрироссийские путешествия подорожали на 10–15%. Наибольшая динамика цен зафиксирована в отелях категории «5 звезд», которые у нас в дефиците. Для сравнения: в Турции только на Анталийском побережье их около 500, в России – чуть больше 100. Впрочем, есть интересные предложения у двух- и трехзвездных отелей, можно найти бюджетные номера в гостиницах «4 звезды».
С начала марта россияне «неожиданно хорошо бронируют Крым», признается вице-президент АТОР Сергей Ромашкин. Весь 2022-й количество купленных туда туров снижалось из-за транспортной неопределенности. В этом году туристы, прекратив надеяться на возобновление авиасообщения, поняли, что мест в поездах на всех желающих не хватит и лучше позаботиться о путешествии заранее.
Изменению ситуации способствовало и увеличение числа поездов южного направления, о котором недавно сообщил министр транспорта Виталий Савельев на встрече с Владимиром Путиным в Кремле. Количество поездов вырастет до 22, дополнительно будет привлечено 400 пассажирских вагонов. Всего на территорию полуострова в период с 1 мая по 30 сентября планируется перевезти три миллиона туристов.
При этом цены на отдых в Крыму пока остаются на уровне прошлого года, и сильно повышать их не планируется. Кроме того, в надежде привлечь туристов многие отели дают скидки.
Среди других популярных направлений внутреннего туризма Сергей Ромашкин называет Дагестан, Байкал и Алтай. В целом он прогнозирует плодотворный сезон для отрасли: без рекордов, но лучше прошлогоднего. «Сейчас поездки по России – самые дешевые, а для большинства россиян это очень значимый аргумент», – объяснил эксперт.
Местные и неместные достопримечательности
Говоря о статистике путешествий по России, нужно учитывать сегмент самостоятельных бронирований квартир и домов, напоминает профессор кафедры управления бизнес-процессами факультета рыночных технологий ИОМ РАНХиГС Галина Дехтярь. Например, на Кавказских Минеральных Водах помимо санаториев и пансионатов в большом количестве представлены предложения в частном жилом секторе. «В целом необходимо отметить тенденцию самостоятельной организации отдыха туристами, включая поездки на собственном транспорте на достаточно далекие расстояния. С одной стороны, это экономит деньги на билеты, с другой – позволяет посетить интересные места по дороге», – говорит Дехтярь.
По оценке эксперта, вырастет доля путешествий в Дагестан, где сейчас идут работы по развитию инфраструктуры. Кроме того, туристов привлекают Калининград и Калининградская область, однако здесь спрос пока ниже уровня прошлого года. Дальнейшее развитие также получат путешествия в рамках своего региона – экскурсии, самостоятельные поездки. Вообще, туры выходного дня, когда семья путешествует в соседний город или область на автобусе или на собственной машине, приобретают все большую популярность. Жители Москвы традиционно выбирают Золотое кольцо, а в регионах туризм выстраивается вокруг местных достопримечательностей.
Продолжает развиваться промышленный туризм. Например, в Татарстане проводятся экскурсии на завод в Набережных Челнах, где собирают легендарные «КамАЗы». Холдинг «Швабе» госкорпорации «Ростех», который объединяет несколько десятков индустриальных объектов и научных центров России, организует экскурсии на собственных объектах, в частности, на Лыткаринском заводе оптического стекла. На его территории открыт интерактивный оптический центр «Лыткарино» с крупнейшим планетарием Подмосковья. Экскурсионный маршрут Калининградского янтарного комбината состоит из двух туристических объектов предприятия: интерактивного выставочного зала «Янтарная палата» и смотровой площадки Приморского карьера – крупнейшего в мире месторождения янтаря. Количество посетителей объектов промтуризма растет ежегодно.
«Промышленный туризм – важный элемент социально-экономического развития регионов, – отмечают в «Ростехе». – Экскурсионные маршруты на предприятия знакомят с историей отечественной промышленности, современными технологиями, способствуют популяризации рабочих и инженерных профессий и в целом повышают доверие к российской продукции».
Взрывной рост спроса
Индустрия гостеприимства сейчас находится в непредсказуемом, но очень удачном положении, считает вице-президент, исполнительный директор Общенационального союза индустрии гостеприимства (ОСИГ) Алексей Волков. Государство старается оказывать поддержку туротрасли. Несмотря на оптимизацию расходов федерального бюджета и секвестр, государство выделило около 10 млрд руб. в виде грантовой поддержки на развитие туристической инфраструктуры, на национальные турмаршруты, пляжи, модульные отели. Благодаря этому будут созданы дополнительные средства размещения, комфортные пляжные территории и дополнительные точки притяжения в регионах.
«Внутренний туризм растет взрывным образом. Преимущественно такая тенденция наблюдается в регионах, которые раньше не были туристическими, особенно в межсезонье», – констатирует эксперт. Так, число туристов на горнолыжном курорте Шерегеш в летнем сезоне увеличилось в три-четыре раза. Очень многие интересуются Калининградской областью и Карелией, Байкалом и Алтаем. Российские туристы «распробовали» алтайское направление и продолжают активно его осваивать. Наблюдается также высокий спрос на санаторно-курортное лечение.
Повышенный спрос привел к росту стоимости сочинского направления, где цены на некоторые отели сегодня в два-три раза превосходят стоимость отдыха на турецких и египетских курортах, а иногда даже и Мальдивских островах. Однако пустыми гостиницы даже в высокий сезон не останутся.
По оценкам Волкова, в целом турпоток в 2023-м вырастет примерно на 3–5% по отношению к прошлому году и составит 63–65 млн человек. Ожидается рост числа автотуристов, увеличивается спрос на кемпинги, глэмпинги и различные удаленные от городских территорий объекты. Растет популярность агротуризма, получившего дополнительную поддержку и продвижение со стороны Минсельхоза РФ. Благодаря этому есть спрос на путешествия в Оренбуржье, Тыву, Бурятию, Хакасию и другие регионы. Все более привлекательными становятся трекинг, экологический и пешеходный туризм, а также круглогодичные горнолыжные курорты.
В популярных регионах до 85% мест уже продано либо забронировано туроператорами. На объектах с высоким спросом – сочинский кластер, Карелия, Калининградская область, Дагестан – применяется динамическое ценообразование, и стоимость размещения выросла до 50% и выше. Отельеры объясняют это большими издержками и валютным курсом. Несмотря на высокие цены, в отдельных курортных отелях все летние предложения полностью выкуплены.
Цены будут расти и дальше, говорит Алексей Волков. «Мы рассчитываем на возвращение туристического кешбэка и запуск больших чартерных программ для крупнейших туроператоров как минимум по 10–20 направлениям, – выражает надежду эксперт. – Также считаем, что детский туризм все-таки должен получить государственную поддержку на федеральном уровне».
За последние годы сервис в отечественных средствах размещения стал более качественным, констатирует Волков. Появляется новая инфраструктура, для обучения квалифицированного персонала в регионах открываются учебные центры. В результате конкурентоспособность российских туристических направлений выросла, что позволит отрасли и дальше развиваться, а россиянам – лучше узнавать регионы своей страны.