Как стало известно “Ъ”, наблюдательный совет «Роскосмоса» утвердил новую структуру госкорпорации, подразумевающую интеграцию в ее состав Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК). Ее функции в «Роскосмосе» будут замкнуты на специальный промышленный блок, который возглавит заместитель главы госкорпорации Юрий Власов. Штат ОРКК будет сокращен до 15 человек, ее сотрудники перейдут на работу либо на предприятия отрасли, либо на работу в госкорпорацию, а сама ОРКК превратится в держателя акций нескольких десятков ракетно-космических предприятий.
О том, что наблюдательный совет «Роскосмоса», возглавляемый вице-премьером Дмитрием Рогозиным, утвердил структурную реформу госкорпорации, “Ъ” рассказали несколько топ-менеджеров предприятий космической промышленности и высокопоставленный сотрудник аппарата правительства. По их словам, на заседании 22 февраля обсуждалась дальнейшая судьба Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК). «Главной задачей было интегрировать ее (ОРКК.— “Ъ”) в “Роскосмос”,— заявил “Ъ” гендиректор госкорпорации Игорь Комаров.— Предложенная структура решает эту задачу: мы оптимизировали и упростили процессы управления. Да, это объединенная структура, во многом она компромиссна. Но мы поработаем и через год вернемся к этому вопросу, решим его на следующем этапе».
ОРКК была создана в 2014 году во время первого этапа реформы космической отрасли, подразумевавшей разделение полномочий на заказчика (им выступало существовавшее тогда Федеральное космическое агентство) и подрядчика (эта роль отводилась корпорации). Модель спустя год признали неэффективной: в своем первом интервью “Ъ” гендиректор ОРКК Юрий Власов объяснял это тем, что «наличие двух мощных центров в лице космического агентства и корпорации зачастую приводило к конкуренции», «а принятие решений затягивалось до непростительных сроков, когда терялся уже сам смысл необходимости этих решений». В итоге правительство и администрация президента согласились с идеей создания единой госкорпорации «Роскосмос», которая бы совместила в себе все управленческие функции (см. “Ъ” от 16 января 2015 года). Впоследствии ОРКК вошла в состав госкорпорации, а господин Власов, сохранив свою прежнюю должность, стал еще и заместителем Игоря Комарова по ракетно-космической промышленности.
По словам источников “Ъ”, собственно к деятельности ОРКК вопросов не было: считалось, что ее создание позволило оценить реальное состояние предприятий и их финансовые возможности, провести технологический и кадровый аудит. Чиновник аппарата правительства считает, что создать космическую госкорпорацию с нуля, без наработанной базы ОРКК, было бы гораздо сложнее: «Теперь перед ней будут стоять другие задачи и функции». Руководитель Института космической политики Иван Моисеев называет задачи, которые ставились перед ОРКК, «вполне разумными, абсолютно в рамках возможного»: «Два года ОРКК занималась скорее самоорганизацией, достижений не так много из-за того, что корпорации просто не хватило времени».
По плану новой реформы, ОРКК останется в структуре «Роскосмоса», а ее штатная численность будет сокращена с допустимых 180 до 15 человек (без учета филиала корпорации — Научно-исследовательского института космического приборостроения). Часть работников ОРКК, исходя из своей специализации, будет трудоустроена в предприятия отрасли, а часть перейдет в специально формируемый в госкорпорации промышленный блок, который будет курировать господин Власов. Ему будут подчиняться два исполнительных директора (по развитию ракетно-космической промышленности и по реализации оборонных программ), пять департаментов (ракетно-космической техники, планирования и контроля реализации оборонных программ, боевой ракетной техники, работы с поставщиками, автоматических космических комплексов и систем специального назначения) и два отдела (промышленной безопасности и мобилизационной подготовки).
По сути, ОРКК в новой конфигурации сохранит только одну функцию — держателя акций отраслевых предприятий (их более 60 единиц). По сведениям “Ъ”, этот вариант руководство «Роскосмоса» рассматривало еще за несколько месяцев до заседания наблюдательного совета, а господин Комаров даже направил это предложение на согласование Владимиру Путину.
Другого варианта придерживались в финансово-экономическом блоке правительства, утверждает источник “Ъ” в руководстве «Роскосмоса»: там считали более целесообразным полностью ликвидировать ОРКК, передав акции компаний непосредственно в госкорпорацию. «Однако с учетом необходимости проведения всех корпоративных процедур этот процесс затянулся бы на два-три года, тратить на это время никто не хотел,— говорит собеседник “Ъ”.— В итоге этот вариант был отложен».
Преобразования в ОРКК напрямую отразятся на организационной структуре «Роскосмоса». Как говорят в госкорпорации, изменения учитывают несколько факторов: от реорганизации ОРКК и централизации функции управления промышленностью до введения функции развития бизнеса и коммерциализации космической деятельности — исполнительным директором этого направления стал Антон Жиганов (см. “Ъ” от 22 февраля). Новым штатным расписанием «Роскосмоса» предусмотрено 12 позиций исполнительных директоров. Число заместителей у Игоря Комарова сократится с девяти до семи, два из них — Александр Иванов и Татьяна Ельфимова (ранее работала в «Росатоме») — будут его первыми замами. У гендиректора «Роскосмоса» не будет зама по экономике и финансам (его обязанности возьмет на себя главный финансовый директор Юрий Поляков) и зама по боевой ракетной технике (это направление возглавит профильный исполнительный директор, подчиненный Юрию Власову).