Более 100 тысяч жителей столицы ежегодно поднимаются в небо.
Мужики, если вы согрешили перед своей заветной супружеской половинкой (ну, там, не сдали по описи всю зарплату, приняли на грудь лишнюю рюмку чая, подарили на день рождения четыре гвоздики), у вас есть великолепная возможность за 15-20 тысяч рублей развеять свою вину над дымными просторами нашей мегаполиса. Вознесение вашей драгоценной "кошечки", "мурочки", "мышонка" и прочей мелкой живности на высоту до Останкинской телебашни подарит этим грызунам вашей заначки неизгладимые впечатления и, естественно, временное отпущение грехов. Но все по порядку.
Важней всего погода в небе
Было хмурое юбилейное утро, когда я страшно провинился перед дражайшей половиной, явившись с пучком багульника поздравить ее с … дцать какой-то годовщиной моего глупейшего грехопадения, то есть свадьбы. Соловьи на Бескудниковском бульваре заткнулись все разом, и из уст моей кормилицы грянул гром: "Ты мне всю молодость погубил!" Упрек равный по силе только обвинению в импотенции.
Но тут меня выручил бес, дернув за язык: "Я вознесу тебя до облаков, о, моя несравненная лебедушка!" - промямлил я, еще не сообразив, как я потащу на руках эту газель, удвоившую свою добротность на годы нашего супружества. Лебедь встрепенулась и мгновенно ответила: "Согласна! Давно я не витала в облаках!". Тучи семейного конфликта развеялись. Небеса обетованные распахнулись. Осталось решить: как на них попасть? Выручил, как всегда, интернет.
Первый же встреченный мною сайт предлагал "просто полет в компании с летчиком", а также "самостоятельное пилотирование" с введением летательного аппарата в такие фигуры воздушного пилотажа, как "бочка", "петля Нестерова" и даже "штопор". Я выбрал второе предложение. Для покорения неба специально выбрал понедельник. Пусть, думаю, улетит к.., в общем, улетается до чертиков. Будет знать, как ангелы порхают. Но случилась осечка - самолеты по понедельникам не летали. Пришлось остановиться на воздушном шаре.
Фея в офисе на Тверской выдала мне сертификат на два лица, тут же его активировала, сообщив, что к старту воздухоплавателей до станции Морозки Дмитровского района я должен добираться самостоятельно. Суровый мужской голос по контактному телефону сократил это расстояние до деревни Виноградово за МКАД, где мэр Сергей Собянин открыл целую линию шикарных эстакад. Заодно поднял мне настроение, сообщив, что если и полетим, то "по погоде". Затеплилась надежда, что полет не состоится (погода стояла скверная - холодная и дождливая) и мне вернут мою заначку, выброшенную, в прямом смысле слова, на ветер. Не тут-то было! Деньги не возвращали, сроки полета переносили, а супруга оказалась невыносимо терпеливой. Пришлось лететь.
Как упоительны на шаре вечера!
Вот и настал скорбный тихий вечер полета. Небо вымыто, как станции метрополитена в день его 80-летнего юбилея. Ветерок что надо: ровно 5-6 метров в секунду, что является для воздухоплавателей идеальной скоростью. Команда пилотов - сплошь воздушные "шумахеры" 20-30 лет от роду. Руководит ими девица - в глазах задорный блеск, сразу видно, без тормозов (хотя у шара их и конструкцией не предусмотрено). Домчались на джипах до Морозок, и ну шастать по полям и лугам, место старта искать. Нашли изрядно обглоданную местным скотом зеленую луговину.
Едва раскинули оболочки шаров (я все делал самостоятельно), явился местный фермер и заявил, как печник Александра Твардовского: "Эй, ты, кто там ходит лугом? Кто велел топтать покос? И с плеча на всю округу, и поехал, и понес". Анатолий Андреевич, старшой воздухоплавателей, вежливо отвел его в сторонку и что-то шепнул на ухо. Я спросил его потом, чем расплачиваться будем за "потоптанный покос"? Старшой ответил загадочно: "Покатаем". Неужели и фермеры настропалились небеса покорять?!
Наконец, всех желающих полетать распределил по шарам. Еще в дороге моя супруга выяснила, что почти все наши пилоты - любители (десять теоретических занятий плюс небольшая практика в команде). Летают по совместительству с основной работой, то есть подрабатывают катанием таких экстремалов, как я. Зарабатывают немного, тысяч по 40-60 в месяц, но довольны приработком. Некоторые даже имеют воздушные шары в собственности. Стоимость "воздушного коня" равна иномарке и колеблется в зависимости от наворотов (кожаные сидения, навигационные приборы, баллоны со сжиженным пропаном, которым заправляют автомобили и так далее).
Мне повезло: в команде оказался Володя Карнаухов, настоящий воздухоплаватель из Феодосии, который всю жизнь увлекается этим
Шар, управляемый только по высоте, повторял все ухабы воздушных потоков: опускался почти до воды полноводных речек, поднимался на сотни метров над половодьем лесов, фыркал над крышами дач, пугая старушек и собак, катил нас в полуметре от земли над картофельным полем и свежей озимой зеленью. Кстати, "шумахеры" (Володя Карнаухов не в счет) оказались ловкими парнями и "рулили" своими шарами очень успешно. Лишь один сподобился "собирать шишки", зацепившись за ель. Остальные, в том числе и девушка с горящими глазами, оказавшаяся "атаманшей" воздухоплавателей, прекрасно справились с перелетом.
Наше графское высочество
Полет (он занял, конечно, не 60 минут, как обещал сертификат, а целых пять часов, с учетом подготовки и последующей упаковки шаров) завершился благополучно недалеко от высоковольтной линии. Потом гостеприимные воздухоплаватели накрыли "поляну" и провели обряд посвящения нас в воздухоплаватели, наградив грамотой "Ордена воздухоплавателей" и графским титулом.
Моя дражайшая половина, получив титул графини Дмитровской и жалованную грамоту на 12 миллиметров больше моей по размеру, подобрела до такой степени, что дома, по возвращении из воздушного путешествия, вместо опостылевшей "Путинки", плеснула в бокал ароматного "Асти". После этого мы провели незабываемую ночь - спали, как убитые.
Отправляясь в полет, включайте голову
Когда материал готовился к публикации, над Истринским водохранилищем гидроплан столкнулся с вертолетом. Естественно, беседа с Владимиром Карнауховым, воздухоплавателем с 15-летним стажем, началась с обсуждения этой трагедии
- Владимир Викторович, как вы оцениваете безопасность воздушных путешествий на шарах?
- Могу высказать только личное мнение: в истринской трагедии виноват так называемый человеческий фактор. Пилоты вертолета и самолета обязаны были либо талантливо и виртуозно избежать столкновения в воздухе, либо, для этой же цели, иметь связь друг с другом. Наши воздухоплаватели, как вы заметили, постоянно имели такую связь между собой.
Мы в воздухе - не просто члены одной команды, а лично ответственные за безопасность свою и пассажиров. Конечно, у воздушных шаров не такая скорость, как у вертолета или самолета, но и на наших воздушных машинах можно попасть в катастрофу, если не работать головой. Разгонная скорость воздушного шара - 18 километров в час, средняя - 10 километров. Шар трогается с места, как и автомобиль, с некоторым замедлением. Есть доли секунд, а то и минуты, чтобы подумать и оценить ситуацию на пути следования на поле и в воздухе. Конечно, есть воздушные шары, которые летают и со скоростью до 300 километров в час. Но это - не любительские, а профессиональные путешествия вокруг света или с континента на континент.
- Ваши коллеги рассказывали мне, что стать пилотом воздушного шара у нас в Подмосковье довольно просто: прослушал 10-дневные курсы, купил необходимое снаряжение - и добро пожаловать в небо. А там и вертолеты, и гидропланы, и частные "кукурузники", и дельтапланы и еще, бог знает сколько, любительских аппаратов порхают. Так и до беды недалеко.
- К счастью, процесс подготовки пилота на воздушном шаре вам изложили слишком упрощенно. На самом деле, кроме 10-дневных курсов, вы должны налетать 16 часов под руководством специального инструктора. Затем вы обязаны сдать теоретический экзамен из 1400 вопросов, среди которых 60 - обязательных. Экзамены сдают под запись, как в ГИБДД. Кроме того, вы должны на зубок изучить правила полетов по погоде и поучаствовать в одном-двух соревнованиях. Вот тогда вы - пилот.
- Ну, налетал я 165 часов, посоревновался, и все! Поедем, красотка, кататься?
- Нет, красоток и друзей вам сразу катать не позволят. Для получения лицензии на полеты вам необходимо налетать самостоятельно не менее 50 часов (в Австралии и Англии требуют - около 75 часов). Вы должны уметь летать и приземляться не только в чистом поле. Надо иметь навыки поведения в воздухе над населенными пунктами. Напоследок повторюсь: собираясь подняться в воздух, включайте голову.
ЦЕНА ВОПРОСА
Полет на воздушном шаре в течение часа:
- вдвоем - от 16 до 35 тысяч рублей;
- втроем - от 17 до 45 тысяч рублей;
- вчетвером - от 21 до 55 тысяч рублей.
- фотосъемка полета - 10 тысяч рублей
- видеосъемка - 3 тысячи рублей