ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Сен. 3, 2018

Школьное поле экспериментов

Рейтинг: 0

Автор: Саша Васильева, Мария Леонова, Владислава Шандараева, Андрей Константинов. Русский Репортер

Сентябрь надвигается как стихийное бедствие, все судорожно готовятся к школе, хотя как тут подготовишься, если не знаешь, чего ждать? Каждый год креативные умы чиновников от образования планируют новые реформы, стандарты, слияния, поглощения. А что, собственно, изменилось в школе за годы реформ, начиная с введения ЕГЭ? Мы решили расспросить об этом учителей

«Уровень образования падает!»

Галина, учитель математики из Москвы, кандидат педагогических наук, замдиректора школы, педагогический стаж более 30 лет

Самые существенные тенденции за последние годы в школе — глобализация и формализация. У них есть хорошие и плохие стороны, но, на мой взгляд, отрицательных больше.

Сначала про глобализацию, объединение школ. Из хорошего — стало больше богатых школ. У них есть деньги, которые они могут достаточно свободно распределять, — например, на организацию инклюзивного образования, создание большой психолого-педагогической службы по работе с инклюзией. Другое дело, что мало кто думает про это всерьез и специалистов мало, несмотря на закон 2013 года, согласно которому все школы России должны стать инклюзивными и реально оказывать соответствующие услуги детям с любыми образовательными потребностями. Но мы отлично знаем, что даже в Москве школы, которые на должном уровне умеют работать с инклюзивными детьми, можно пересчитать по пальцам в лучшем случае двух рук.

Из плохого — практически умирает авторская школа. В 1990-е появились очень разные авторские школы, и это было мощным прорывом — даже на мировом уровне. Потому что такого количества интересных школ со своими программами, подходами, уникальной образовательной средой не было тогда нигде в мире. Всеобщее объединение их уничтожило — маленькие авторские школы не выживают в нынешних экономических условиях! К сожалению, уходит тот самый индивидуальный подход, которого формально требует от школ новый федеральный образовательный стандарт. Уже совершенно понятно, что в новых образовательных реалиях индивидуальный подход — не правило, а исключение из правил.

Глобализация эта проходит как механическое объединение образовательных учреждений, абсолютно различных по структуре, по содержанию, по задачам. В Москве есть «холдинги», где под одной вывеской объединили коррекционные школы, садики, кадетские школы, школы с углубленным изучением определенных предметов. В столице было порядка 3,5 тысяч школ и 10 тысяч детских садов. А сейчас всего где-то 700 с небольшим образовательных учреждений, которые объединяют в себе школы, детские сады и колледжи.

Теперь про вторую тенденцию — формализацию. Она влечет за собой более жесткие рамки и требования — и по организации учебного процесса, и по всевозможному контролю. Но любой жесткий контроль в среде, которая по сути своей должна быть творческой, ведет к уменьшению творчества и к увеличению формальных действий. Все чаще, чтобы соблюсти формальные требования, приходится заниматься профанацией. Кроме того, уменьшение вариативности учебных материалов, которыми школы могут пользоваться в качестве основных учебных комплектов, приводит к стандартизации образования, которая, скорее всего, повлечет за собой падение образовательного уровня в России. Ситуацию усугубляет необходимость подготовки к ЕГЭ вместо глубокого освоения предметов. Надрессированность на ЕГЭ и реальное владение предметом — это совершенно разные вещи.

Формальные требования теперь есть и про то, какую зарплату должно обеспечить образовательное учреждение учителям. На практике чем большую зарплату должны получать по этим требованиям учителя, тем большую нагрузку им приходится выполнять. А значит, увеличивается время, которое учитель проводит на работе, и меньше времени остается на развитие, отдых, самообразование, на хобби. Естественно, все это приводит к быстрому профессиональному выгоранию, снижению качества работы с детьми, формальному отношению к работе.

Учителя сейчас находятся в ситуации тяжелого стресса и систематической перегрузки. Родители, кстати, этого не понимают и выдвигают все более высокие требования к учителям, особенно на фоне рассказов в СМИ о том, какую большую зарплату получают педагоги.

«В 1990-е появились очень разные авторские школы, и это было мощным прорывом — даже на мировом уровне. Потому что такого количества интересных школ со своими программами, подходами, уникальной образовательной средой не было тогда нигде в мире. Всеобщее объединение их уничтожило»

В целом нет ощущения, что уровень образования вырос. Мы общаемся с коллегами из вузов — они в голос говорят о том, что уровень образования первокурсников падает.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни