В Молдавии 1 ноября пройдут президентские выборы. Фаворитов, исходя из соцопросов, двое: пророссийский действующий президент Игорь Додон и ориентированная на ЕС лидер партии «Действие и солидарность» Майя Санду. В Кишиневе и Москве опасаются, что мирно эта избирательная кампания не закончится. В любом случае выборы покажут, была ли оправданной ставка Кремля исключительно на господина Додона.
На пост президента Молдавии претендуют восемь кандидатов. Но, как показал обнародованный за неделю до выборов соцопрос авторитетного кишиневского «Института общественных политик», реальные шансы оказаться в кресле главы государства есть у двух из них. Согласно исследованию, на предстоящих выборах может повториться ситуация 2016 года, когда во второй тур президентской гонки вышли лидер проевропейской партии «Действие и солидарность» Майя Санду и поддерживаемый Москвой социалист Игорь Додон.
Последний тогда победил с незначительным перевесом в 67 тыс. голосов (834 081 против 766 593). Сейчас за господина Додона готовы голосовать 23,2% избирателей, а за госпожу Санду — 19,7% (27% респондентов не определились, 8,6% не пойдут на выборы, а остальные проценты распределились между шестью другими кандидатами). Если же оба политика выйдут во второй тур, то Игоря Додона готовы будут поддержать 32,2% избирателей, а Майю Санду — 31,4%.
Кандидат Санду обещает избирателям победить коррупцию, реформировать экономику и приблизить Молдавию к Европе, а президент Додон — укрепить государственность и сделать страну «мостом между Востоком и Западом», продолжая «успешное сотрудничество» с Россией.
С Москвой у Игоря Додона действительно особые отношения. Россия открыто поддерживает его политически и информационно уже не первый год. Российский лидер Владимир Путин впервые лично принял господина Додона 5 ноября 2014 года — за два года до того, как молдавский политик стал ему ровней в смысле статуса. Во многом благодаря этой поддержке и не в последнюю очередь благодаря той самой первой встрече с президентом РФ Партия социалистов, фактическим лидером которой является господин Додон, на выборах 28 ноября 2014 года стала парламентской партией и обзавелась крупной фракцией в законодательном органе.
Избравшись президентом в конце 2016 года, Игорь Додон стал часто появляться в Кремле и встречаться с господином Путиным. При нем Молдавия получила статус наблюдателя в Евразийском экономическом союзе. Антироссийские выпады, которые раньше нередко себе позволяли молдавские власти, в последнее время прекратились.
О том, что такой президент, как Игорь Додон, Россию в целом устраивает, можно судить по заявлению директора Службы внешней разведки (СВР) РФ Сергея Нарышкина, который прямым текстом обвинил США в подготовке в Молдавии «цветной революции». «Мы отчетливо видим, что "революционный" сценарий американцы готовят и для Молдавии, которая в ноябре будет избирать президента. Их не устраивает действующий глава государства Игорь Додон, поддерживающий конструктивные отношения со странами СНГ, в том числе с Россией»,— говорилось в заявлении главы спецслужбы, размещенном 19 октября на сайте СВР.
Надо сказать, что оппоненты Игоря Додона немало сделали для того, чтобы максимально усилить предчувствие самых неожиданных сценариев развития событий в Молдавии.
Пять кандидатов в президенты, включая Майю Санду, обвинили господина Додона в подготовке фальсификаций на выборах. Письмо с просьбой не допустить этого они направили верховному представителю ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозепу Боррелю, генсеку Совета Европы Марии Пейчинович-Бурич и директору Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ Ингибьёрг Сольрун Гисладоттир.
Один из участников предвыборного забега — кандидат в президенты от партии «Платформа "Достоинство и правда"» Андрей Нэстасе — зашел дальше остальных. Он обвинил Игоря Додона в том, что тот готовится осуществить «беспрецедентную фальсификацию» с помощью жителей непризнанного Приднестровья. И призвал «всех крепких мужчин» в день выборов отправиться на избирательные участки, где будут голосовать приднестровцы с молдавским гражданством, чтобы помешать «подвозу избирателей».
Жители Приднестровья, которое не контролируется Кишиневом, нередко принимают участие в выборах парламента или президента Молдавии и обычно симпатизируют пророссийским партиям и политикам. Приднестровское руководство, как правило, этому не препятствует, но никогда не позволяет открывать избирательные участки на территории непризнанной республики. Поэтому молдавские власти размещают их вдоль административной линии. Вот их-то и намерен взять под контроль господин Нэстасе. И не он один — такое же желание изъявили активисты организаций правого толка, объединяющих участников приднестровского конфликта 1992 года с молдавской стороны.
Такая активность ничего хорошего не предвещает.
Я практически уверен, что уже в день голосования у нас будут и столкновения, и первые пострадавшие»,— говорит глава аналитического центра Balkan-Centre Сергей Манастырлы.
В беседе с “Ъ” он также отметил, что сразу после выборов «те, кто получат наименьшие результаты, тот же Андрей Нэстасе, попытаются объявить эти результаты недействительными и попробуют вывести своих сторонников на протесты, чтобы добиться отмены итогов выборов или пересчета голосов».
Президент молдавского «Института стратегических инициатив» Владислав Кульминский констатирует, что на нынешних выборах снова играет роль геополитический фактор, и называет еще одну причину, которая, по его словам, почти гарантирует Кишиневу неспокойные послевыборные дни. «Разница между победителем и вторым местом будет очень и очень невелика, и в этих условиях, несомненно, проигравший будет оспаривать результаты выборов»,— сказал он “Ъ”.
Ситуацию в Молдавии господин Кульминский охарактеризовал как «взрывоопасную» еще и потому, что и без того бедная страна — одна из беднейших в Европе — сейчас переживает серьезный экономический кризис: «Люди теряют работу, со стороны правительства какой-то помощи, во многом по объективным причинам (потому что просто нет денег), не оказывается. Этот кризис очень серьезно озлобляет людей, потому что люди доведены до крайней степени отчаяния». «Пока остается надеяться на то, что во время этих выборов не будет зафиксировано никаких масштабных нарушений»,— заключил Владислав Кульминский.