РЖД разложили риски по контейнерам
Рейтинг:
Голосуй за статью.
0
Автор: ТИМОФЕЙ ДЗЯДКО, СВЕТЛАНА БУРМИСТРОВА. Ежедневная Деловая Газета Рбк
После приватизации «Трансконтейнера» РЖД решили создать нового крупного контейнерного оператора. Согласно плану к 2025-му он должен войти в тройку крупнейших в России, а долю в нем получит частный инвестор
РЖД, которые в прошлом году в ходе приватизации продали 50% плюс две акции крупнейшего в России контейнерного оператора «Трансконтейнер», планируют создать нового игрока на этом рынке. Об этом РБК рассказали два источника, близких к «РЖД Логистике» (управляет оставшимися контейнерными активами РЖД), и подтвердил собеседник в одном из железнодорожных операторов. План, как рассказывают два собеседника РБК, — вывести новую компанию к 2025 году в тройку крупнейших российских контейнерных операторов. При этом развивать проект РЖД планируют с участием партнера — частный инвестор должен появиться уже в следующем году. Представители «РЖД Логистики» и РЖД отказались от комментариев.
КАК БУДЕТ СОЗДАНА НОВАЯ КОМПАНИЯ
Предполагается, что новая компания получит от «РЖД Логистики» контракты и клиентскую базу, а также ее «дочку» Far East Land Bridge (FELB) — она специализируется на железнодорожных перевозках в контейнерах из Китая, Южной Кореи и Японии в Европу и Россию и обратно по Транссибирской магистрали, говорят два источника РБК со ссылкой на предварительную презентацию проекта РЖД. Центральная дирекция по управлению терминально-складским комплексом монополии может передать ей в аренду на 49 лет 11 ключевых терминалов — от Мурманска до Гродеково, расположенного в Приморском крае у границы с Китаем, продолжают они. Но терминалов может быть больше — 12–13, уточняет один из собеседников РБК. Новый оператор также получит от РЖД парк фитинговых платформ (на них возятся контейнеры) и инвестиции в инфраструктуру передаваемых терминалов. На первом этапе, как отмечает источник РБК, речь может идти примерно о 200 млн руб. Это незначительная сумма по сравнению с вложениями РЖД в развитие контейнерного транзита в России в целом — замглавы РЖД Алексей Шило в сентябре заявил, что компания сохраняет планы инвестировать в это направление более 200 млрд руб. «в ближайшие годы». Кроме того, оператор может получить от РЖД льготы на ремонт и приоритетный проезд по сети, замечает один из собеседников. Частный инвестор должен помочь с внедрением цифровой платформы-экспедитора, инвестировать в обновление оборудования и терминалов, в закупку платформ и контейнеров у действующих игроков и на заводах, а также обеспечить оператора грузовой базой, говорят источники РБК. Его вклад в компанию должен быть «соразмерен» вложениям РЖД, то есть его доля в компании может составить 50%. Главой новой компании может стать бывший гендиректор «Трансконтейнера» Вячеслав Сараев, добавляют два источника РБК: после приватизации, в марте 2020-го, он перешел в «РЖД Логистику» — на пост заместителя гендиректора. Сараев отказался от комментариев. К 2025 году доналоговая прибыль (EBITDA) новой компании должна составить 18 млрд руб. в год, а ее оценка (evaluation value, EV) — 100 млрд руб., говорят два источника РБК со ссылкой на презентацию РЖД.
КАКИЕ ПЛАНЫ У ОПЕРАТОРА
Объем контейнерных перевозок «РЖД Логистики» за 2019 год составил 163,3 тыс. контейнеров двадцатифутового эквивалента (twenty-foot equivalent unit, TEU), увеличившись на 56% к 2018 году, следует из отчета компании. Основной рост пришелся на направление Китай — Европа — Китай (на 56%, до 139,5 тыс. TEU). На первом этапе (2021– 2022 годы) парк нового оператора будет состоять из 5 тыс. фитинговых платформ, а объем перевозок — 0,4 млн TEU в год, говорят два источника РБК со ссылкой на презентацию РЖД. Таким образом, объем перевозок по сравнению с результатами «РЖД Логистики» должен вырасти почти в 2,5 раза. В 2023–2024 годах количество платформ компании должно утроиться (15 тыс.), а объем перевозок вырасти до 1,1 млн т TEU в год. На третьем этапе (2024–2025 годы) у компании должно быть уже 32 тыс. платформ и 95 тыс. контейнеров, а объем перевозок — 2 млн TEU в год, добавляют собеседники. У лидера рынка — «Трансконтейнера», принадлежащего группе «Дело» Сергея Шишкарева, — 85,7 тыс. контейнеров и 31,7 тыс. платформ для их перевозки. В 2019 году «Трансконтейнер» перевез 2,05 млн TEU, или почти 40% всех грузов в контейнерах (5,196 млн TEU). Группе также принадлежат 38 контейнерных терминалов. На втором месте с большим отрывом — группа FESCO (ее крупнейший акционер — Зиявудин Магомедов),
у которой 40 тыс. контейнеров и около 6 тыс. платформ, в 2019 году компания обработала 625 тыс. TEU. Замыкает тройку «Евросиб СПб — транспортные системы» Дмитрия Никитина, ему принадлежит около 3 тыс. платформ, а объем перевозок в прошлом году составил 145 тыс. TEU. Гендиректор группы «Дело» Игорь Яковенко сказал, что в компании не видели проекта создания нового контейнерного оператора. «Однако если такой план действительно реализуется, то это вызывает у нас серьезнейшую обеспокоенность», — отметил он. По его словам, действия РЖД нарушают «дух договоренностей», которые обсуждались при приватизации «Трансконтейнера», о неизменности условий работы на рынке контейнерных перевозок на среднесрочном горизонте, исходя из которых группа «Дело» считала свою модель участия в приватизации компании и ее дальнейшего развития. На аукционе по приватизации «Трансконтейнера», состоявшемся в ноябре 2019 года, группа Шишкарева обошла двух других претендентов — «Енисей Капитал» Романа Абрамовича и Александра Абрамова, которым уже принадлежало 25,1% оператора, и Первую грузовую компанию (ПГК) Владимира Лисина. Для этого «Делу» пришлось заплатить почти вдвое больше стартовой цены — 60,3 млрд руб. К тому же группа потратила еще около 60 млрд руб. на выкуп миноритариев, включая «Енисей Капитал». На эти сделки она привлекала кредиты в Сбербанке. Появление нового контейнерного оператора РЖД — вполне ожидаемое решение, отмечает гендиректор компании «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров. «У компании есть клиентская база. С учетом роста контейнерных перевозок и успеха с приватизацией «Трансконтейнера» это интересная идея и реалистичная», — считает он. Сейчас создание оператора с нуля не вписывается в инвестпрограмму монополии, поэтому РЖД и хотят привлечь частного партнера, добавил эксперт. «Если РЖД хотят привлечь туда (в нового контейнерного оператора. — РБК) частного инвестора, то надеемся, что это произойдет на конкурсной основе, с соблюдением всех процедур, принятых при приватизации госимущества», — отметил Яковенко. Представитель «Енисей Капитала» отказался комментировать, будет ли компания претендовать на покупку доли в новом операторе. РБК направил запрос в ПГК.
КАК ЭТО СКАЖЕТСЯ НА КОНКУРЕНЦИИ
С учетом размеров рынка контейнерных перевозок новый оператор сможет занять свою долю за счет двух источников — доли «Трансконтейнера» или мелких и средних операторов, считает глава «Дела». «Поскольку свою долю мы отдавать не намерены, значит, под угрозой бизнес относительно небольших операторов, многие из которых несут серьезные обязательству по лизингу подвижного состава», — предупредил он. Яковенко выступил против «такой монополизации рынка», особенно с учетом доли структур РЖД — Объединенной транспортно-логистической компании и Федеральной грузовой компании — на рынке контейнерных перевозок. При этом сам «Трансконтейнер» оценивает свою долю на рынке фитинговых платформ в России более чем в 50%. В пресс-службе FESCO отказались от комментариев, с представителем «Евросиб СПб» связаться не удалось. РЖД постоянно указывают на нехватку средств на инвестпрограмму для модернизации инфраструктуры и на этом основании предлагают правительству повышение тарифов в том числе и на контейнерные перевозки, которые бьют по всему рынку, продолжает Яковенко. Недавно стало известно, что РЖД предложили индексировать тарифы на перевозку контейнеров на 4%. При этом компания намерена инвестировать в создание нового игрока в нише, где нет недостатка в частных компаниях, желающих там работать, замечает он. «По нашему мнению, такой подход не в полной мере соответствует роли и миссии государственной инфраструктурной компании», — отметил глава «Дела». Источник РБК, близкий к монополии, утверждает, что новый оператор не будет прямым конкурентом действующих игроков. Помимо показания комплексных логистических услуг для крупных промышленных предприятий (3PL), экспорта и транзита компания намерена заниматься перевозками, требующими специализированного подвижного состава (рефрижераторов танкконтейнеров, флекситанков и др.), а также контейнеризацией новых видов грузов с высокой добавленной стоимостью, замечают два источника со ссылкой на презентацию РЖД. На третьем этапе развития (2024–2025 годы) новый оператор намерен заниматься также проектами в области управления цепями поставок (4PL), подразумевающими полную передачу ему логистической функции от промышленных предприятий. Вряд ли у РЖД были какие-то формальные договоренности с группой «Дело» о запрете на создание оператора в сфере контейнерного бизнеса, а конкуренция на рынке на пользу грузовладельцам, считает Бурмистров. Но компании Шишкарева, «заплатившей большие деньги за «Трансконтейнер», такая конкуренция не будет приятна», заключает эксперт.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.