На голливудский небосклон британскую актрису вывела роль достойной противницы (а не просто девушки Джеймса Бонда) в фильме «Умри, но не сейчас» с Пирсом Броснаном, а также фильм Дэвида Финчера «Исчезнувшая». За него Розамунд Пайк получила номинацию на «Оскар» и прочие награды. А на днях она стала обладательницей «Золотого глобуса» за новую картину «Аферистка».
— Поздравляем с победой! Теперь вас могут и на «Оскар» номинировать...
— Знаете, объявление о номинации — а это самое волнительное, а отнюдь не сама церемония, на мой взгляд, — я пропустила, как обычно. Я много раз узнавала важные новости позже всех. Когда выиграла «Эмми», летела в самолете. Была далеко от цивилизации, без мобильной связи, когда меня разыскивали, чтобы сообщить, что утвердили на роль «девушки Бонда» в фильме «Умри, но не сейчас». Так уж повелось. (Улыбается.)
— Ваш культурный «бэкграунд» очень внушительный. Вы учились музыке, знаете французский и немецкий, и Оксфорд окончили с отличием (филологический факультет, отделение английского языка и литературы. — Прим. ред.)...
— Меня называли единственной девушкой Бонда с оксфордским дипломом! (Смеется.) Я как раз заканчивала дипломную работу, когда подвернулась эта роль. Прямо в Оксфорде меня и разыскали. В свободное от учебы время я играла в театре и снималась в сериалах, там меня и заметили. Родители никогда на меня не давили. Они хотели одного — чтобы я была счастлива, какую бы профессию ни выбрала. Их пример служил доказательством, как страсть к чему-то, в их случае — к музыке (они оперные певцы), может обернуться хорошей карьерой. Я научилась играть на виолончели и фортепиано, даже в концертах участвовала лет с одиннадцати, но страстью музыка не стала. Своих детей тоже хочу научить играть на музыкальных инструментах, но мама с папой посоветовали подождать. Не начинать так рано, как я, — в три с половиной года. (Сыновьям актрисы сейчас 8 и 6 лет. — Прим. ред.)
— В последние годы ваша карьера развивается очень активно — один за другим вышли три фильма: «Частная война» об известной военной журналистке, погибшей в Сирии, «Опасный элемент», где играете Марию Кюри, и сейчас картина «Аферистка». Ее сравнивают с «Исчезнувшей» — фильмом, который произвел сенсацию и сделал вас звездой... В двух этих картинах вы играете антигероинь, но про них говорят: «Она так чудовищна, что ее даже ненавидеть невозможно»...
— Вот поэтому я и играю аферистку! Это кайф — играть шокирующую своей жестокостью, безжалостностью и вместе с тем чертовски харизматичную особу. Я получила массу наслаждения!
А вообще, сама история, конечно, не столь веселая. Как адвокат в Америке ловко пользуется несовершенством закона и создает чуть ли не империю, заманивая в свои сети стариков. Убеждает их отправиться в дома для престарелых, присваивая их имущество и деньги и еще получая гонорар за оказанные легальные услуги. Она ужасно безнравственна... Для меня эта история, в сущности, сатира на так называемую американскую мечту. Моя героиня омерзительна, но она при этом не нарушает закон — вот ведь в чем кошмар. А всего лишь, будучи умной и ловкой, хитро проникает в те лазейки, которые ей позволяет сама система.
— Все равно непонятно. У вас было столько ярких ролей, но именно за «Исчезнувшую» и за «Аферистку» получили столько наград и номинаций...
— Наверное, зло всегда более притягательно. Я считаю, что роль Эми в «Исчезнувшей», которая губит всех, кто оказывается рядом, сыграла ключевую роль в моей карьере. А похожи, по-моему, Эми и Марла из «Аферистки» тем, что они виртуозно манипулируют традиционными женскими трюками и используют их к своей выгоде. Но Марла обладает еще и колоссальным «аппетитом», бесстыдством, амбициями, а не только бессердечностью. Это не те качества, какими принято наделять героинь в кино. И я, и режиссер — мы часто вспоминали Леонардо Ди Каприо в фильме «Волк с Уолл-стрит» Мартина Скорсезе. Он же там кайфует, несмотря на то что играет весьма сомнительного с моральной точки зрения типа.
Одна из привлекательных особенностей таких персонажей в том, что они ничего не требуют от зрителя. Не просят полюбить, посочувствовать. В середине фильма не выясняется, что поведение обусловлено трагическим прошлым или тяжелым детством, объясняющим ее аморальность. Нет, она просто такая, какая есть. Плохой человек. А может, и хороший, но совершающий плохие поступки — это уж аудитории решать. Но за такими людьми бывает очень интересно наблюдать, разве нет? В кино, во всяком случае. (Улыбается.)
— А как насчет Марии Кюри из «Опасного элемента» и Мэри Колвин из фильма «Частная война», которые являются суперсильными и героическими женщинами?
— На каждой стадии моей жизни ко мне приходили роли, нужные именно мне. Эти женщины, со своим невероятным куражом и смелостью, помогли мне избавиться от множества страхов. Как раз на рубеже 40 лет, который считается смертельно опасным для актрисы. (Улыбается.) Я многого не знала о Марии Кюри. Уверена, что не я одна. А ведь эта женщина изменила мир! Я не знала, что она дважды была нобелевской лауреаткой, например. Что их с Пьером Кюри дочь тоже получила Нобелевскую премию. Да Мария просто настоящая рок-звезда в своем роде! Сколько сил и времени она тратила на работу, когда лаборатории были оснащены совсем иначе, чем теперь. Ученые клали под подушку пробирки со смертельно опасным радием, дорожили ими как детьми, да что там говорить — умирали ради науки и достижения целей... И еще я не знала, какой Мария Кюри была страстной натурой. И как они с мужем Пьером любили друг друга. Два блестящих ума и человека вместе — такая большая редкость... Пожалуй, мне лично еще никогда не приходилось играть женщину в столь счастливом и красивом браке.
Конечно, с ней было непросто. Один журналист спросил меня: «Почему Мария Кюри, несмотря на все свои достижения, оставалась такой стервой?» Я ответила: «Ха! Да потому что, если бы она была душечкой, ничего бы не добилась!» Слишком прямолинейная, не признавала никаких «фильтров», странная, необычная. Но Пьер находил и в этом очарование. Встретить настоящего друга и вторую свою половинку и вместе с ним сделать открытие, по сути перевернувшее XX век, — это чудо!
— Вас иногда сравнивают — и по внешности, и по холодной отстраненности — с «блондинками» Хичкока...
— Очень лестное сравнение, но я никогда не считала себя красавицей. Сначала потому, что видела, что мальчики в школе увлекались моими подругами, а не мною. Потом, лет в восемнадцать, когда я расцвела, как поздний цветок, подумала: «Господи, вообще-то не факт, что я так уж этого хотела!» Я больше ценю личность — и в своих друзьях, и в ролях, и в себе самой. И поэтому не слишком боюсь процесса старения. Женщины вынуждены часто соревноваться друг с другом — на предмет возраста и внешности. Это приносит много боли и разочарований.
— У вас самой были большие разочарования в личной жизни... (Режиссер Джо Райт в 2005 году снимал актрису в фильме «Гордость и предубеждение», у них начался роман. В 2007 году он сделал Пайк предложение. А потом разорвал помолвку без объяснения причин. — Прим. ред.)
— Я же так и не вышла замуж! (Смеется.) Да, про меня часто говорят и пишут, что у меня была «трудная дорога» к личному счастью. А у кого она бывает легкой? Большинство людей в какой-то момент оказываются с разбитым сердцем... Мне было почти 29 лет, когда отменилась свадьба. Тогда я думала: «Значит, у меня никогда не будет нормальной, обычной жизни». Ну ведь это впрямь потрясение — когда ваша свадьба не по вашей воле отменяется... Все друзья вокруг меня собрались, куда-то приглашали, но я не хотела, ведь там будут пары, а я одна. Рождество и то не хотела встречать в семье, ведь у меня к этому времени должна была уже быть своя семья, муж... Да, это было тяжело. И рубцы до конца, наверное, от таких ран и не затягиваются.
— Но вы простили своего незадачливого бывшего жениха? Несмотря на такие унижающие вас слухи, будто бы в день несостоявшейся свадьбы его видели в ночном клубе в обществе девушек-танцовщиц...
— Знаете, я никогда в это не верила. Слишком не в его стиле. Думаю, это, как сейчас бы сказали, чистой воды фейк. Хотя тот факт, что Джо толком так и не сумел мне объяснить причину своего поступка, конечно, добавил разочарования и обиды.
— И позволил британским таблоидам разгуляться в своих версиях случившегося...
— Это точно. Писали, что Джо отозвал нашу свадьбу из-за того, что ему не понравились карточки с приглашениями, которые я всем разослала. Не понимаю, как такое могло в голову прийти кому-то! Когда все рухнуло, моя мама — честно признаюсь, сама я была не в состоянии — должна была всем сообщить об отмене свадьбы...
Мама справилась быстро. Мне было тяжелее. Я ведь мечтала не о свадьбе, а о замужестве, о счастливом браке. Посвящение жизни любимому человеку на веки вечные — вот что означала для меня свадебная церемония. Но, как выяснилось, можно обрести свою вторую половинку и без этой процедуры.
— Похоже, вы очень счастливы с Роби Юниаке, с которым вы вместе уже 12 лет. (Избранник Розамунд — выпускник Итона, математик, библиофил и знаток Китая. — Прим. ред.)
— Конечно. Мы решили не связывать себя формальностями. Хотя злые языки ехидничали, будто я специально спуталась с человеком на 18 лет меня старше и с бурным прошлым в надежде, что уж он-то меня точно не бросит! Если бы не Роби, моя карьера точно не была бы столь плодотворной. Он вообще самый ярый феминист — переплюнет все феминистское движение! (Смеется.) Это предмет для постоянных шуток в нашем доме. Но знаете, у меня всегда пример был перед глазами — отношения моих родителей. Они уважали друг друга и были на равных. И мне говорили: «Ты сможешь достигнуть всего, чего хочешь. Если действительно этого хочешь». Поэтому у меня достаточно уверенности в себе. И умения справляться с трудностями. Мои ошибки никогда их не приводили в ярость или негодование. Родители вдохновляли меня быть честной и не бояться выражать свое мнение. Точно так ведет себя и мой партнер по жизни. Он меня поддерживает и вдохновляет дерзать и рисковать.
— Ваш муж и дети обычно путешествуют с вами, когда вы уезжаете на съемки...
— Да, Роби и дети обычно со мной. Мальчики растут космополитами — где только не побывали. Жили со мной в Иордании, где я снималась в фильме «Частная война», а потом год в Чехии. Я только недавно закончила съемки в сериале «Колесо времени» в главной роли волшебницы-медиума. Упоительная история! (Сериалу предрекают успех, сравнимый с «Игрой престолов», и даже не исключают, что он станет еще более популярным. — Прим. ред.)
Обычно дети оставались в отеле с отцом, по вечерам мы играли в лего, а однажды совершили незабываемое путешествие в пустыню. Ночевали под открытым небом, у костра. Мальчики до сих пор об этом вспоминают. Называют это «самой большой спальней на свете». Под звездами. Мне кажется, легко научиться сокращать до минимума запреты и меньше употреблять слово «нет» с детьми. И не жалеть никогда о том, что сказали им «да». Это наш семейный девиз. Потому что не хочется, оглядываясь на свою жизнь, вспоминать вещи, которые вы или вам запрещали делать.
— В Чехии вы долго прожили, снимаясь в сериале...
— Да, и дети ходили там в школу. А Роби занимался своими делами. Мы много гуляли, ездили по всем этим дивным городкам, облазили все крепости и замки. Чехия — изумительно красивая страна. Отчасти я поэтому снимаюсь в сериалах в последнее время. Можно долго находиться в одном месте. Правда, нас еще и карантин задержал. Лишь недавно сумели вернуться в Лондон. Когда я в 21 год попала в фильм «Умри, но не сейчас», Джуди Денч дала мне прекрасный совет: «Всегда возвращайся домой, как только закончится съемочный день. Возвращайся в свой мир, оставляй позади работу. Настоящая жизнь — всегда лишь там». Она имела в виду не только в буквальном смысле возвращаться домой. Но и ментально. И когда рядом дети и муж, это гораздо легче...