Правительство рекомендовало металлургическим холдингам рассмотреть возможность поставок железной руды на предприятия ДНР и ЛНР, узнал РБК. Без сырья заводы остались после введения Украиной блокады железнодорожного сообщения с самопровозглашенными республиками.
Руда для Новороссии В начале марта заместитель председателя российского правительства Дмитрий Козак провел встречу с представителями промышленных групп, рассказал РБК источник на металлургическом рынке. В частности, на нее были приглашены представители холдингов «Металлоинвест» Алишера Усманова и «Северсталь» Алексея Мордашова. На встрече, по словам собеседника РБК, обсуждались поставки железной руды на предприятия самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР).
«Компании выразили готовность начать поставки на предприятия республики в ближайшее время», — добавил источник.
Другой собеседник РБК, близкий к одному из холдингов, подтвердил, что совещание состоялось, а его участникам «было предложено обратить внимание на новый рынок сбыта».
Железную руду на остановленные из-за войны и блокады железнодорожного сообщения на все крупнейшие металлургические заводы региона — Енакиевский и Макеевский меткомбинаты (входят в группу «Метинвест» Рината Ахметова) и Алчевский меткомбинат (входит в группу ИСД, принадлежащую российским инвесторам) — поставляли предприятия холдинга «Систем Кэпитал Менеджмент» Рината Ахметова. В качестве сырьевой базы использовались Ингулецкий, Центральный и Северный ГОКи, расположенные на подконтрольной Киеву территории.
Потребность Енакиевского и Макеевского заводов (расположены на территории ДНР) составляет около 2,6 млн т руды; Алчевского меткомбината (расположен в ЛНР), — еще 1,6 млн т, оценивает аналитик украинской инвесткомпании Concorde Capital Александр Паращий. Еще один потребитель руды — завод «Донецксталь» — был недозагружен весь прошлый год и закупил всего несколько десятков тысяч тонн руды, добавляет Паращий.
«Северсталь» в 2016 году отгрузила потребителям 14,9 млн т железорудного сырья. Крупнейший в России поставщик железной руды «Металлоинвест» в 2016 году произвел 40,7 млн т сырья.
«То, что желание российских компаний [поставлять железную руду донецким предприятиям] есть, это очевидная вещь. А вот обсуждать это публично пока рано», — заявил РБК полномочный представитель ЛНР в Минской группе Владислав Дайнего в ответ на вопрос о возможных договоренностях с «Металлоинвестом» и «Северсталью» по поставкам железной руды.
В «Северстали» и аппарате Дмитрия Козака отказались от комментариев. В «Металлоинвесте» не смогли ответить на запрос РБК в течение двух дней.
Схемы поставок
Логистических проблем с поставками железной руды из России в непризнанные республики возникнуть не должно, считает директор корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов. Есть минимум три ветки железной дороги, которые связывают ДНР и ЛНР с Россией и находятся под контролем непризнанных республик, напомнил он.
Это пути Матвеев — Курган — Амвросиевка, Гуково — Антрацит, Миллерово — Луганск, перечисляет РБК доцент Всероссийской академии внешней торговли Андрей Голубчик. Все эти пути, уточняет он, теоретически готовы к транспортировке промышленных товаров из России. Традиционно эти пути глобальных нагрузок не несли, там ездили пассажирские электрички, но в Гуково, например, имеется мощная сортировочная станция, добавляет Голубчик.
У ДНР есть возможность ввозить и вывозить промышленные товары через железную дорогу в Иловайске, заявил РБК источник, близкий к руководству донецкой железной дороги. «В 1991 году это был главный путь, связывающий Украину с Кавказом. С тех пор объем упал в четыре раза, но полотно в хорошем состоянии и возможность для транспортировки есть», — считает собеседник РБК.
По мнению источника, чтобы обеспечить максимальную пропускную способность — до 13 составов в сутки — необходимо разрешить движение поездов и в ночное время. Необходимый подвижной состав и ремонтная база имеется в распоряжении донецких властей, а участок железной дороги, ведущий к Иловайску, защищен от боевых действий. «Все решает политическая воля и договоренности», — резюмирует источник. Голубчик считает, что 13 составов в сутки это немного для промышленного узла. Обычно для подобных регионов загрузка составляет два состава в час.
Непризнанным республикам надо будет достраивать железную дорогу, уверен политолог Роман Манекин. Донецкая железная дорога крупнейшая на Украине, но после ухода ополченцев Игоря Стрелкова из Славянска и Краматорска крупные железнодорожные узлы остались на территории, контролируемой Киевом, напоминает Манекин. «Отсюда необходимость перестраивать железную дорогу. Или отвоевывать территорию Донбасса. Оба варианта, безусловно, скажутся на реальной себестоимости конечного продукта».
Трейдеры воспользуются тяжелым положением предприятий ДНР и ЛНР и увеличат стоимость руды, но с учетом небольших расстояний до основных месторождений «Металлоинвеста» цена будет приемлемой, полагает Худалов. По его мнению, наиболее удачно с точки зрения логистики к ДНР и ЛНР расположены железорудные комбинаты «Металлоинвеста» (Михайловский и Лебединский ГОКи), НЛМК и группы «Кокс».
ГОК-стоп
Источник РБК в «Метинвесте» связывает встречу российских промышленников у Козака с блокадой железнодорожных путей со стороны украинских властей. Блокада путей ветеранами антитеррористической операции (АТО) началась 26 января в Луганской области, а позже распространилась на Донецкую область. Ветераны АТО протестовали против контрабандных поставок через линию соприкосновения.
На блокаду ДНР и ЛНР ответили введением внешнего управления на частных предприятиях региона. 27 февраля главы ДНР и ЛНР Александр Захарченко и Игорь Плотницкий объявили о возможной национализации всех предприятий, расположенных на территории республик, но зарегистрированных на Украине. Введение внешнего управления на предприятиях украинской юрисдикции в ДНР и ЛНР началось с полуночи 1 марта.
«Для нас это является вынужденной мерой, связанной с экономической блокадой со стороны Украины, которая продолжается вопреки минским договоренностям и которая только усилилась блокадой железнодорожного сообщения, что привело к остановке крупных промышленных предприятий», — заявил РБК председатель Народного совета ДНР Денис Пушилин.
По его словам, временное управление не нарушает право собственности и поможет сохранить десятки тысяч рабочих мест и производственные мощности. Теперь руководство ДНР несет ответственность за работу этих предприятий, запуска остановившихся заводов и разработку антикризисных процедур, заключил Пушилин.
Указы глав ДНР и ЛНР во многом остаются формальностью, и сильных изменений в работе заводов не чувствуется. Все предприятия «Метинвеста» на неконтролируемых Украиной территориях управляются менеджерами холдинга, рассказал РБК близкий к руководству холдинга источник. Управленцы высшего и среднего звена выехали на украинскую сторону, а оперативное управление осуществляют оставшиеся руководители низшего звена. «Иногда на проходные предприятий просто приходят люди с оружием и сидят у входа, это и называется внешним управлением. Они же не могут всех разогнать и нанять новые кадры», — описал ситуацию источник в «Метинвесте».
Предприятия ДТЭК [энергетическое подразделение холдинга Ахметова] на не контролируемых Киевом территориях работают в штатном режиме, сообщила РБК директор по коммуникациям ДТЭК Энерго Ирина Милютина.
Опрошенные РБК сотрудники шахты имени Засядько рассказали, что представители ДНР и ЛНР просят шахтеров подписать бумагу об устройстве на госпредприятие. Зачем это нужно, сами шахтеры и рабочие других предприятий не знают. «Да нам пока ничего и не говорили, зарплату получили и работаем. Какая разница?» — заявил РБК один из рабочих Донецкого электротехнического завода.
В министерствах угля и энергетики ДНР и ЛНР, которые, согласно указу, контролирует компании группы ДТЭК, отказались прокомментировать ситуацию РБК. «Ситуация сложная, мы сами не до конца понимаем, как будут работать и развиваться эти предприятия», — сообщил РБК источник в ведомстве. По его словам, на урегулирование всех вопросов уйдет до двух месяцев.
Как избежать санкций
Поставки российских промышленников компаниям в ДНР и ЛНР чреваты рисками санкций, считает Максим Худалов из АКРА. «Компании имеют зарубежные активы и обязательства, а с учетом высокого уровня протекционизма на стальном рынке Европы и США местные производители обязательно воспользуются возможностью запретить поставки из России под любым предлогом», — уверен он.
Наиболее вероятным вариантом Худалов видит использование мелких трейдеров, которые бы закупали партии руды на предприятиях России и самостоятельно отправляли ее предприятиям самопровозглашенных республик.
Республики Донбасса признаны Южной Осетией, соответственно, поставки сырья, а также сбыт готовой продукции осуществляется именно через эту республику, прокомментировал РБК Пушилин. Чтобы сохранить на предприятиях рабочие места, нужно обеспечить их сырьем, а также обеспечить сбыт продукции, соглашается Дейнего. «Здесь есть полная зависимость от российских рынков, а также Южной Осетии», — отметил представитель ЛНР.
У ДНР есть возможность ввозить и вывозить промышленные товары через железную дорогу в Иловайске, заявил РБК источник, близкий к руководству донецкой железной дороги