Рейс и навсегда
Рейтинг:
Голосуй за статью.
0
Автор: Максим Талавринов, Наталья Башлыкова. Известия
Авиакомпаниям могут запретить аннулировать обратные билеты опоздавших пассажиров
Депутаты Госдумы и общественники просят Минтранс запретить авиакомпаниям автоматически аннулировать обратные билеты. Сегодня пассажиры, купившие их в обе стороны одним бронированием и опоздавшие на первый рейс, не могут воспользоваться вторым перелётом. В итоге люди вынуждены заново покупать весь комплект билетов, а компании зарабатывают на них как минимум дважды. При этом у пассажиров есть право сохранить обратные билеты - им необходимо уведомить об этом перевозчиков. Но некоторые компании не дают достаточного времени и плохо информируют о нюансах, отметили эксперты. Например, "Аэрофлот" три месяца назад ужесточил правила аннулирования и лишил опоздавших на посадку пассажиров возможности воспользоваться купленными авиабилетами в обратном направлении. Схожие порядки установлены и рядом других популярных у россиян перевозчиков.
Минтранс попросили запретить авиакомпаниям автоматически аннулировать обратные билеты в случае опоздания пассажиров на рейс "туда". С этой инициативой к министру транспорта Виталию Савельеву обратились депутат Госдумы Сергей Леонов и председатель Общероссийского объединения пассажиров (ООП), зампред общественного совета при Минтрансе Илья Зотов. "Известия" ознакомились с их письмами.
Многие перевозчики сегодня автоматически аннулируют обратный проездной документ, если пассажир приобрёл его в одном бронировании с билетом "туда" и по каким-то причинам пропустил первый рейс. Чаще всего это происходит из-за опоздания на регистрацию или посадку в самолёт.
При этом многие не отказываются от поездки и вынуждены заново покупать весь комплект, в результате чего авиакомпания на одном таком человеке зарабатывает минимум дважды, указал Сергей Леонов. В ряде же случаев люди приобретают только билет "туда", зная, что у них есть обратный, и перевозчик не информирует их об аннулировании. В итоге пассажир узнаёт об отмене брони уже по факту, добавил Илья Зотов.
В связи с этим поступает большое количество жалоб и фиксируется огромное число нарушений их прав со стороны авиакомпаний, указали авторы обращений. Минтранс в ответах на жалобы поясняет: авиакомпании имеют право аннулировать бронирование на каком-либо участке маршрута в соответствии с федеральными правилами (п. 27 ФАП-82). Но это им разрешено делать только в том случае, если пассажир не сообщил перевозчику о своём намерении продолжить поездку на последующих участках маршрута, следует из письма директора департамента госполитики в области гражданской авиации Минтранса Анатолия Самолётова одному из пассажиров (есть у "Известий"),
Таким образом, у опоздавшего на рейс "туда" есть право сохранить обратный билет: для этого он должен уведомить авиакомпанию, подчеркнул председатель ОПП, добавив, что многие люди не знают об этой необходимости информирования, так как при продаже таких инструкций нет. В правилах некоторых перевозчиков, размещённых на их официальных сайтах, либо приведена иная трактовка формулировки п. 27 ФАП-82, либо её упоминание и вовсе отсутствует, пояснил Илья Зотов.
УЖЕСТОЧИТЬ ПРАВИЛА
На практике авиакомпании сильно ограничивают срок, в который пассажир должен уведомить о намерении продолжить поездку, указал Сергей Леонов. Многие перевозчики ("Аэрофлот", "Победа", Utair) в своих правилах просят пропустивших полётный сегмент в бронировании сообщать о намерении сохранить обратный билет до окончания регистрации на первый рейс. Если пассажир обратится позднее или не сделает этого вообще, компания аннулирует перелёт. "Аэрофлот" в конце прошлого года ужесточил правила аннулирования обратных билетов, заметили "Известия", сравнив новую и предыдущую редакции правил перевозок, причём авиакомпания не уведомляла людей об этих изменениях. Ранее она давала опоздавшим пассажирам 30 минут после вылета рейса на то, чтобы они сообщили о своём намерении воспользоваться другими полётными сегментами бронирования и избежали прекращения их действия.
Нос конца декабря 2023 года "Аэрофлот" ограничил их в этом и стал требовать сообщать не позднее 40 минут до вылета. В результате опоздавшие на посадку в самолёт пассажиры фактически лишаются возможности сохранить обратные билеты.
При этом в п. 27 ФАП-82 не установлен срок, в который пассажир, пропустивший первый рейс, должен сообщить авиакомпании о своём намерении продолжить полёт на последующих сегментах в том же бронировании, чтобы она их не аннулировала, отметил Илья Зотов.
Так, в начале марта две семьи из ХМАО пожаловались на "Аэрофлот" президенту Владимиру Путину; "Известия" ознакомились с документом. Они заплатили 270 тыс. рублей за авиабилеты из Москвы на Шри-Ланку и обратно на четырёх человек. В день вылета- 13 февраля 2024 года -они прошли регистрацию, но из-за больших очередей на досмотре и на паспортном контроле на несколько минут опоздали на посадку. Вместе с ними на борт по аналогичной причине сотрудники аэропорта не пустили ещё 11 человек, в том числе многодетную семью.
Самолёт вылетел с задержкой в связи со снятием багажа опоздавших пассажиров. В офисе "Аэрофлота" сотрудница сообщила семье: действие их обратных билетов прекращено, так как они не сели на рейс "туда". На просьбу сохранить ихдевушка ответила, что ничем помочь не может, объяснив это системой и политикой компании. Семье предложили заново купить билеты по цене 840 тыс. зачетверых. В итоге они улетели оманскими авиалиниями с пересадкой за 320 тыс. рублей.
"Известия" ознакомились с правилами перевозок десяти крупнейших авиакомпаний, информация об аннулировании обратных билетов содержится у всех, кроме "Уральских авиалиний".
- "Уральские авиалинии" на сегодня не аннулируют последующие сегменты, если человек не явился на первый участок, - сказала "Известиям" представитель перевозчика Вера Гасникова.
Если пассажир не пришёл на один из рейсов, билеты на последующие сегменты остаются актуальными и у "Ижавиа", сообщили в компании.
В Utair пояснили, что рассматривают обращения в индивидуальном порядке и стараются идти навстречу в вопросе сохранения обратных билетов. А в Smartavia если пассажир обратится по указанным в правилах контактам после окончания регистрации и до момента вылета рейса, его места на последующих сегментах сохранятся, рассказали "Известиям" в пресс-службе перевозчика.
В других авиакомпаниях и Минтрансе на запросы "Известий" не ответили. В Роспотребнадзоре пояснили: вопросы относительно соблюдения п. 27 ФАП-82 контролируются Ространснадзором. В этой службе также не стали давать комментарии.
ВОПРОС СПРАВЕДЛИВОСТИ
Авиакомпании зачастую злоупотребляют правом на аннуляцию, считает Сергей Леонов. Например, после окончания регистрации на рейс они не дают пассажиру времени уведомить о намерении воспользоваться последующими сегментами маршрута и соответственно возможности сохранить другие купленные билеты.
- Человек опоздал на рейс, в панике ищет новый, рассчитывая, что остальные билеты действительны, а они, оказывается, уже отменены. Ион чаще всего об этом даже не знал. Это очень несправедливая ситуация, - говорит депутат.
Он считает, что порядок аннуляции должен быть другим.
- Нужно запретить авиакомпаниям автоматически отменять обратные перелёты опоздавших на первый рейс. Сначала необходимо уточнить, намерен ли человек воспользоваться остальными билетами в бронировании. И только в случае отказа аннулировать их, - пояснил Сергей Леонов.
Дополнительно к этому глава ООП предлагает прописать в п. 27 ФАП-82 конкретный срок, в который пассажир должен сообщить о намерении сохранить обратные билеты, - например, 24 часа после вылета. А также обязать авиакомпании информировать граждан о случаях и механизме отмены бронирования.
- Подобный подход будет справедливым по отношению к пассажирам и не позволит перевозчикам трактовать федеральные авиаправила в своих интересах, - полагает Илья Зотов.
Глава "Общественной потребительской инициативы" Олег Павлов сказал "Известиям", что такая проблема существует и аннулировать обратные билеты при опоздании на первый рейс неправильно. Он считает, что предлагаемая мера может быть оценена крайне позитивно и она важна для потребителей.
За 840 тысяч рублей предложили купить обратные билеты семье из четырёх человек
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.