Возрождение среднего профессионального образования возможно только при тесном сотрудничестве с предприятиями. Бизнес готов делать социальный заказ на кадры и даже участвовать в формировании программ обучения. Но частное финансирование идет с трудом — в модернизацию техникумов и училищ пока инвестирует только бюджет. Таков опыт Новосибирской области.
Тесто сначала нужно раскатать на дубовом столе, затем разделать. После этого идет расстойка — процесс интенсивного брожения. Наконец продукт отправляется в печь. Каждый этап процесса происходит на современном оборудовании. На каждой печке написана цена с точностью до рубля — от 150 тыс. до полумиллиона рублей за каждый аппарат. Говорят, чтобы студенты ценили и относились к оборудованию по-хозяйски.
А теперь главная интрига — место действия. Это репортаж не с хлебозавода, а из цехов Новосибирского техникума пищевой промышленности и переработки. Сюда в течение 2013 года региональный бюджет инвестировал девять миллионов рублей — для того, чтобы создать один из отраслевых региональных ресурсных центров. Технически это уже получилось. Сейчас здесь ждут ответного шага аналогичной значимости от работодателей. «Эксперт-Сибирь» изучил один из самых прогрессивных примеров возрождения среднего профессионального образования, который реализуется в Новосибирской области.
В поисках форм
Весь разговор о том, что с системой начального и среднего профессионального образования нужно что-то делать, по существу исходит из тезиса о том, что эта отрасль катастрофически не обеспечивает потребность экономики в рабочих руках (сказанное, впрочем, во многом относится и к вузам, однако это — совсем другая история). По информации заместителя министра образования и науки Красноярского края Ольги Никитиной, кадровая потребность в Сибири, только по официальным данным Росстата, превышает 92 тыс. человек. Из них только четверть — «белые воротнички». «В основном же региональные экономики испытывают потребность в квалифицированных рабочих и специалистах среднего звена», — констатирует замминистра.
На фоне растущей потребности предприятий в квалифицированном пролетариате (пожалуй, ключевым будет слово «квалифицированном») система профессионального образования в регионах всегда выглядела динозавром. Профессиональное училище — это «хранилище» для неблагополучных подростков, а техникум — прибежище неудачников. Это самые благозвучные стереотипы, которые сложились за последние два десятилетия. Конечно, небезосновательно. Устаревшая материальная база, резкий рост популярности вузовского образования, демографическая яма — все эти факторы оставляли на училищах и техникумах неизгладимую печать безнадежно устаревшей системы.
На федеральном уровне систему резко встряхнул новый Федеральный закон «Об образовании», вступивший в силу 1 сентября прошлого года. Если кто еще не знает, то, помимо прочего, этот закон упраздняет систему начального профессионального образования. Вместо нее должны были прийти программы ускоренной профессиональной подготовки, организованной на базе учреждений среднего профобразования (техникумов и приходящих им на смену колледжей). Проще говоря, училища отныне вне закона, а подготовка «простых» рабочих за отдельный уровень образования вроде как не считается.
Два нижних уровня профобразования (за исключением высшего) по законодательству теперь переданы в ведение регионов. Именно поэтому технически исполнять ликвидацию училищ субъекты федерации стали по-разному. Например, в Москве и отчасти в Санкт-Петербурге училища давным-давно были присоединены к техникумам и колледжам просто за ненадобностью, связанной с местной спецификой занятости. Но в Сибири есть десятки, если не сотни территорий, где техникум и даже училище — чуть ли не градообразующее предприятие и мощный фактор социализации местной молодежи.
Именно поэтому регионы СФО в последний год активно искали форму реализации новой концепции организации нижних уровней образования. «Запущены процессы по созданию многофункциональных центров прикладных квалификаций, которые позволят создать условия для развития системы непрерывного профессионального образования, в том числе за счет развития профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации на их базе. Семь таких центров уже создано на четырех территориях СФО (республиках Алтай и Тыва, Иркутской и Омской областях)», — говорит Ольга Никитина.
Другой вариант — создание образовательных консорциумов. Наиболее яркий пример — консорциум в Норильске, куда вошли три образовательных учреждения и ГМК «Норильский никель». Аналогичный консорциум «Авиастроение» создается на базе вузов, техникумов (колледжей) и предприятий в Новосибирской области, в частности, филиала «Сухого» (бывшего НАПО им. Чкалова). Наконец, еще одним вариантом реформирования профессионального образования является создание промышленных площадок предприятий прямо в учебных заведениях. «В аэрокосмическом колледже создан учебный класс с симуляторами-тренажерами, на заводе «Красмаш» действует учебная площадка для студентов колледжа и СибГАУ. Все это позволило создать непрерывную цепочку между образованием и производством», — рассказывает директор по персоналу и общим вопросам ОАО «Красмаш» (Красноярск) Олег Титов. В последнем варианте, в общем, ничего нового нет, но отметить его в качестве пути изменения ситуации, несомненно, нужно.
Бюджет инвестирует
На наш взгляд, принципиально иная форма реформирования профобразования выбрана в Новосибирской области. Здесь в основу преобразований была положена структура под модным в разных видах названием «ресурсный центр» (так же, например, называют бесплатные офисы для общественных организаций и еще ряд структур).
Ресурсный центр в сфере профобразования — это новообразованная структура на базе существующих учреждений, появившаяся, как правило, за счет бюджетных инвестиций. Регион на базе образовательного комплекса техникума или колледжа создает что-то вроде уменьшенной копии промышленного парка — полноценной имитации того, чем выпускники будут заниматься на будущем рабочем месте. Причем на самом современном уровне — по крайней мере, не хуже, чем на крупных промышленных предприятиях.
Эта реформа началась в Новосибирской области в 2011 году. Вначале были механические шаги по приведению региональной системы профобразования в удобоваримую форму. К примеру, исключались дублирующие функции: если в одном училище готовят сварщиков, то, скорее всего, в училище на соседней улице от этой профессии можно и отказаться. Затем была определена специализация каждого учреждения среднего профессионального образования. Позже к ним стали присоединять училища. Наконец, в рамках выбранных отраслевых направлений началась реализация небольших инвестпроектов — тех самых ресурсных центров.
Например, на базе лицея № 60 был открыт ресурсный центр в сфере бытовых услуг, в лицее № 6 стали готовить кадры для энергетической и строительной отрасли, в училище № 9 — специалистов пищевой и обрабатывающей промышленности. Только за один 2012 год, когда система начала «раскручиваться», на развитие учебно-производственных цехов было потрачено 275 млн рублей — средства пошли в основном на развитие материальной базы.
Наконец, каждую отрасль (и соответствующие ей ресурсные центры) венчает специализированный отраслевой совет. Это совещательный орган, который объединяет работодателей, представителей правительства региона и образовательного учреждения. Полномочия при этом совет имеет достаточно широкие — вплоть до обсуждения корректировки программ обучения студентов. И речь идет не только о традиционных промышленных отраслях. Например, недавно была проведена модернизация ресурсного центра микроэлектроники и вычислительной техники. На новом оборудовании студенты начнут осваивать программы Сетевой академии Cisco с получением международного сертификата. А это уже существенный шаг вперед от советской еще системы профтехобразования.
Чтобы показать, как эта система работает в конкретном случае, мы выбрали Новосибирский техникум пищевой промышленности и переработки. Отрасль, в которой организован техникум, как нельзя более перспективная. Не проходит и недели без того, чтобы в том или ином регионе Сибири не говорилось о проектировании/запуске нового пищевого производства. Внутренний спрос велик, местные производители в этой отрасли чувствуют себя достаточно вольготно. Молоко или хлеб — не китайские тапочки, которые можно везти за тысячи километров. Главным для нас был поиск ответа на следующий вопрос: да, отрасль перспективна, но поспевает ли за этим кажущаяся косной система профтехнобразования?
Сочетания несочетаемого
1929 год — именно тогда в Новосибирске было создано учебное заведение, которое принято считать родоначальником нынешнего техникума. Это было даже не училище — просто при тресте хлебопекарной промышленности была образована группа будущих пекарей, из которой затем выросло «пищевое» училище. В 2000 году произошло откровенно странное слияние. Училище, которое к тому времени носило № 9 и специализировалось также на выпуске кадров для хлебобулочной отрасли, слили с училищем № 45, в котором готовили — внимание! — специалистов в области энергетики и машиностроения. Так здесь и прожили более десятка лет: на одном этаже стажировались хлебопеки, а на другом — сварщики и монтажники.
Сам техникум ведет свою историю с 4 июля 2012 года — тогда был подписан приказ Минтруда Новосибирской области о преобразовании ПУ № 9 в «Новосибирский техникум пищевой промышленности и переработки». Примерно в эти же годы после долгого перерыва училищу/техникуму, как и многим другим учреждениям отрасли, стали выделяться деньги на реконструкцию и модернизацию. 7,6 млн рублей в 2011 году и 8,6 млн — в 2012-м. Это были инвестиции эпохи до ресурсного центра — по существу, просто в преодоление многолетнего отставания учреждения от реалий современной жизни.
К моменту, когда на базе техникума стал разворачиваться проект создания ресурсного центра в сфере пищевой промышленности, в сухом остатке имелись следующие активы. Земельный участок 137 соток. На участке расположен трехэтажный учебный корпус, пятиэтажное общежитие и двухэтажные учебные мастерские. Все здания — 1967 года постройки. Словом, ничего особенного — обычное отечественное ПТУ.
Все для стройки
У любой истории успеха, само собой, есть свой вдохновитель и основной субъект. Здесь без этого не обошлось. Для «усиления» работы по созданию ресурсного центра почти через полгода после создания техникума сюда (в конце 2012 года) была назначена директором Лариса Иванова, создавшая первый в Новосибирске супермаркет ОАО «Универсам» и возглавлявшая его как генеральный директор с 1994 по 2000 год. В самом техникуме об этом напрямую сейчас, конечно, не говорят, но, похоже, что Иванова произвела здесь настоящую революцию, вдохнув новую жизнь в старые мощности.
Успех, заметим, не был гарантирован. Во-первых, деньги не пролились на техникум «золотым дождем» — их еще предстояло выиграть на грантовой основе. И техникум грант выиграл. В тот раз, когда он получил финансирование, в конкурсе участвовало 63 учебных заведения, а деньги получили только 26. Во-вторых, современный ресурсный центр пищевой промышленности предстояло создать на базе физически и морально устаревших учебных мастерских, где готовили, напомним, сварщиков.
Если бы западным режиссерам захотелось снять фильм с условным названием «Парк советского периода», то мастерские бывшего училища № 9 подходили бы для декораций идеально. Здесь вам и станки, иные из которых с успехом пережили эвакуацию в годы Великой Отечественной войны. И стены, покрашенные выцветшей зеленой краской. И даже строгие фикусы на табуретке посреди мастерских. Наконец, образ завершает стойкий запах табака, хотя последний раз, как нас заверили, здесь курили много лет назад. Так и ждешь, что вот-вот из-за угла выйдет матерый мастер-сварщик в синем халате и изжеванной «Примой» в зубах. Но этого не случится — в прошлом году техникум выпустил последних газосварщиков и монтажников.
Все это описание — не плод фантазии автора, а реально увиденная картина. Части этого некогда благостного пейзажа до сих пор сохранились на втором этаже учебных мастерских — до него модернизация еще не дошла, и гостей сюда водят для того, чтобы, так сказать, почувствовали разницу. Потому что первый этаж — это образцово-показательное пищевое производство. Грант на создание ресурсного центра пищевой промышленности для техникума составлял 13,7 млн рублей, из которых девять миллионов было выделено на оборудование, а остальное — на ремонт. «Конечно, можно было «размазать» деньги по всему техникуму. Но директор решила сосредоточиться на главном — производственных цехах», — говорит замдиректора техникума Наталья Кузнецова.
Одними бюджетными деньгами не обошлось. В частности, в свежеотремонтированной пекарне, где теперь пахнет свежим хлебом, висит большой плакат, извещающий о победе в конкурсе торговой сети Auchan. 100 тыс. рублей пошли на покупку дубовых столов. «Металлические, которые обычно используются на производстве, — они холодные. А дубовые — теплые, здесь тесто уже проходит предварительную расстойку», — деловито объясняет мастер производственного обучения Тамара Шабанова.
Сейчас под ее руководством учащиеся техникума пекут булки. В печи, купленной в рамках создания ресурсного центра, можно выпекать до 800 изделий одновременно. «Хлеб отрубной, высшего сорта, ржано-пшеничный», — перечисляет Шабанова. На каждом новом приборе (других тут нет) стоит цена. «Печь ротационная «Агро-нова», Россия. 64 000 рублей», — и так заботливо назван каждый предмет. «Такая система внедрена на швейных предприятиях. Она стимулирует рабочих бережнее относиться к средствам производства. Мы решили перенять их опыт. Благодаря практике работы на современном оборудовании выпускник лучше адаптируется на производстве», — говорит замдиректора по учебной и воспитательной работе Светлана Яковлева.
Сейчас в ресурсном центре оснащены пекарский и кондитерский цеха. Половина помещений центра пока пустуют, хотя потенциально уже приспособлены для размещения пищевого производства. Со следующего года здесь планируется запускать поочередно мясной цех, мини-завод по производству молока, рыбный цех. Последний, как говорят здесь, особенно актуален. «В Новосибирске просто нет учреждений, где учат разделывать рыбу. А магазины и рестораны японской еды множатся буквально на глазах. Суши, роллы — все это, в том числе, результаты переработки рыбы», — объясняет Наталья Кузнецова.
А вот список других перспективных для техникума специальностей: кондитер сахаристых изделий, оператор процессов колбасного производства, мукомол. Перечитывать на голодный желудок не рекомендуется.
Практика для подготовленных
Практику в ресурсном центре проходят уже теоретически подготовленные студенты. Признаться, мы и сами иронично относились к словосочетаниями вроде «теоретические основы выпекания булок». Ирония прошла после посещения местной библиотеки. В ней можно найти увесистые учебники по каждому предмету. Например, в одной из книг приводится расчет сечения макарон — оказывается, размер каждого сорта строго регламентирован и вычисляется с применением пугающих гуманитария логарифмов и квадратных корней.
Теоретическая подготовка существует даже для операторов «убойного» производства. «У меня в программе есть фильмы, все процессы также расписаны на схемах. Конечно, главное, что я пытаюсь привить детям, — это трепетное отношение к качеству. XXI век — это эра качества, халтура на производстве все чаще становится неприемлемой», — говорит преподаватель техникума Людмила Мартынюк. После одного года обучения студент получает право доступа в пищеблок на практику. Учебная практика — 72 часа. Две недели по шесть часов в смену. «После этого выпускников могут «купить» прямо на защите диплома. Работодатели там присутствуют, и после защиты они тут же приглашают наших студентов «на разговор». Профессия востребована», — констатирует Наталья.
Работодатели присматриваются
Понятно, что смысл многомиллионных бюджетных инвестиций в инфраструктуру был далеко не в том, чтобы студенты в комфортных условиях пекли булочки для местной столовой (хотя и это важно). Вспомним теорию, которая закладывалась в проект ресурсных центров изначально: эти структуры должны стать мостом между образованием и работодателем. Для этого придумали целый отраслевой совет. «Смысл этого совета — помочь нам понять, что нужно реальному производству. Мы ведь можем рассказать ребятам много умных вещей, но некоторые из них на производстве не пригодятся. Сейчас работодатель вполне может воздействовать на процесс обучения напрямую. Так, по совместным пожеланиям мы можем варьировать теоретически до 50 процентов учебной программы. Это существенно», — говорит Наталья Кузнецова.
Однако весь парадокс в том, что работодатель не только не перегнал в своих потребностях техникум, — напротив, учебное заведение уже сейчас дает возможности, которые предприятия даже не начали использовать. Например, существенные корректировки учебных программ. Не говоря уже об оплате обучения для своих же будущих работников. «Мы хотели бы, чтобы предприятия принимали прямое участие в профессиональном образовании по примеру дуального, смысл которого состоит в предоставлении предприятием условий для практического обучения необходимых производству рабочих и специалистов, и, соответственно, несли все связанные с этим расходы, включая возможную ежемесячную плату обучающемуся. То есть обучение «под заказ», — замечает Яковлева. Представляется, что этот дефект системы следует списать на трудности роста. В конечном счете, понимание для предприятия необходимости участия в процессе образования — вещь почти ментальная, нуждающаяся в длительном осмыслении. По крайней мере, судя по опросу отраслевых предпринимателей, они в шаге от того, чтобы признать такую необходимость.
Не все гладко и в самих образовательных учреждениях. Для техникума, о котором мы говорили, очевидной является статья доходов по продаже собственной продукции — качественный хлеб нынче в цене. Но пока эти доходы минимальны, хотя у руководства техникума и есть идея стать комбинатом питания для окрестных социальных учреждений. Да и пресловутые программы обучения не изменить за день, а потому даже в самых современных цехах пока будет господствовать «проверенный временем» подход к обучению будущих пекарей.
Важно, что с обеих сторон почти сформирован конкретный социальный заказ для контрагента, а также пути его реализации. Техникумы знают, что и как им нужно от работодателя. Работодатели — что нужно от техникума. Кстати, пока писалась эта статья, техникум получил статус колледжа. Для полутора лет работы рассматриваемого нами техникума с ресурсным центром — весьма неплохой результат.