Долг регионов перед банками с начала года сократился на 231 млрд и приблизился к 1 трлн рублей, сообщила «Известиям» Лариса Ерошкина.
— Но пока банковские кредиты всё еще составляют значительную долю от общего объема долга — около 47%, хотя работа над их замещением бюджетными кредитами ведется, — рассказала она.
По ее словам, правительство запускает ряд важных программ, чтобы окончательно переломить тренд на наращивание рыночного долга субъектов. Логика действий Минфина здесь будет следующей: для старых бюджетных кредитов Минфин вводит «рассрочку» на возврат, то есть регионы в 2018–2019 годах должны будут вернуть казне всего 5% от суммы основного долга, в 2020 году — 10%, в 2021–2024 годах — равными долями по 20% от суммы основного долга. При этом условия получения новых бюджетных кредитов по ставке всего 0,1% годовых существенно смягчаются. И наконец, те регионы, которые всё же вынуждены были взять коммерческий кредит, смогут рассчитывать на дополнительную государственную помощь в объеме 74 млрд рублей.
— Сейчас мы наблюдаем ситуацию, когда некоторые регионы берут кредиты в банках для досрочного погашения бюджетных кредитов. Чтобы оказать помощь таким регионам, за счет средств федерального бюджета в этом году предусмотрена дополнительная финансовая помощь в виде бюджетных кредитов в общем объеме 73,9 млрд рублей, — рассказала «Известиям» директор департамента Минфина.
Лариса Ерошкина также отметила, что в случае роста налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов выше уровня инфляции для регионов будет предусмотрена дополнительная возможность продления реструктуризации (еще на 5 лет) и снижения доли ежегодного погашения суммы основного долга до 5% в 2020 году, до 10% — в 2021–2028 годах и 5% — в 2029 году.
— Эти предложения позволят обеспечить равномерное погашение задолженности по бюджетным кредитам и снизить объем возврата регионами бюджетных кредитов. Только в 2018–2019 годах снижение бюджетной нагрузки для регионов составит до 428 млрд рублей, — оценила директор департамента Минфина.
Комплексный план действий правительства способен существенно помочь регионам, уверен старший директор, руководитель группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Андрей Пискунов.
— Эти инициативы надо рассматривать одновременно, одна без другой просто теряет смысл. Зачем нужно было одновременно облегчать доступ к новым кредитам и реструктурировать старые? Затем, чтобы вновь выбираемые регионами кредиты у федерального центра шли не на погашение ранее выданных кредитов, а на снижение рыночного долга. Это такие взаимоувязанные меры, — пояснил он.
Будет ли эта нагрузка снижена на 428 млрд рублей за два года — эксперт оценить затруднился. Кроме того, он отметил, что пока непонятно, кто из регионов захочет в программе участвовать. Есть успешные субъекты, как Москва, которым такая помощь не особо нужна.
— Условием является отказ от депозитов на срок более 30 дней. Скорее всего, это будут дотационные регионы и те, у кого большой навес федерального долга, — предположил Андрей Пискунов.
«Рассрочка» для регионов действительно поддержит их бюджеты, но логику действий Минфина этот инструмент нарушает, отметил эксперт, ведь ведомство последовательно «воспитывало» финансовую грамотность у властей субъектов.
Следующий шаг — только полное списание долгов регионам, что в логику политики Минфина не вписывается, рассказал профессор Московского гуманитарного университета Алексей Скопин.
— Лучше для регионов было бы вообще списать долги, но тогда федеральный бюджет тоже останется без денег. Сейчас он все-таки у регионов берет какие-то средства, а иначе нужно будет эту дыру в 2 трлн рублей каким-то образом затыкать. Печатать не хочется: тогда будет инфляция, — предположил он.
По словам эксперта, практически все регионы от новой программы выиграют. Например, долг Крыма и Севастополя — порядка 10 млрд рублей. Белгородская область и Татарстан должны по 150 млрд рублей. Таким образом, долги могут быть как у «бедных», так и у экономически сильных субъектов, сделал вывод Алексей Скопин, поэтому программа актуальна для всех.