"Аэрофлот" урезал почти половину своей масштабной зимней программы прямых перелётов из 13 городов на юг России. С начала ноября по конец марта отменено свыше тысячи рейсов в обход Москвы и Санкт-Петербурга, подсчитали "Известия". Такого количества отмен не было практически никогда, сообщил источник редакции в компании. Ранее глава "Аэрофлота" Михаил Полубояринов обещал сохранить программу прямых перелётов из городов России на черноморское побережье на зиму. Но уже по 45% межрегиональных маршрутов рейсы полностью отменены до конца марта. По восьми из них "Аэрофлот" в зимнем периоде был единственным перевозчиком. В авиакомпании сказали "Известиям", что в осенне-зимний сезон традиционно наблюдается снижение интенсивности поездок на юг России и авиакомпания пересматривает расписание в том числе в сторону сокращения рейсов. Приведение предложения в соответствие со спросом - совершенно логичный шаг, считают эксперты.
Авиакомпания "Аэрофлот" отменила почти половину своей масштабной программы прямых перелётов из городов России на черноморское побережье, запланированной на зимний сезон (в авиации он начинается с конца октября и заканчивается в конце марта). Это следует из проанализированных "Известиями" данных с официальных сайтов аэропортов, системы бронирования "Аэрофлота" и ресурса FlightRadar24
Как сообщала пресс-служба компании, перевозчик зимой должен был выполнять прямые рейсы по 22 маршрутам в Сочи, Симферополь и Краснодар из 13 городов России. Это Архангельск, Челябинск, Самара, Казань, Мурманск, Новый Уренгой, Пермь, Екатеринбург, Тюмень, Уфа, Оренбург, Сыктывкар и Сургут.
Но уже по всем десяти маршрутам из Симферополя и Краснодара, по которым "Аэрофлот" планировал летать зимой, рейсы полностью отменены после новогодних праздников до конца марта. На восьми из них - в Симферополь из Уфы, Перми, Мурманска, Сургута, Тюмени, а также в Краснодар из Тюмени, Нового Уренгоя и Сургута - "Аэрофлот" в зимнем сезоне был единственным перевозчиком. Теперь прямых перелётов по этим направлениям после новогодних праздников в продаже нет.
Сокращение количества перелётов в рамках масштабной программы межрегиональных рейсов "Аэрофлота" началось со второй недели ноября. Если с 1 по 7 ноября по 22 маршрутам было выполнено ПО рейсов, то с 8 по 14 ноября - 102, в третью неделю ноября - 34, с 22 ноября по 5 декабря состоялось или запланировано по 10-12 рейсов в семидневку. В течение двух недель - с 6 по 20 декабря-рейсы отменены практически по всем 22 маршрутам, кроме Сочи - Самара, на котором выполняется по четыре перелёта в неделю. Ближе к новогодним праздникам еженедельное количество рейсов выше: с 20 по 27 декабря - 42, с 27 декабря по 2 января - 76, с 3 по 9 января - 80, до конца марта после январских праздников - по 64 рейса еженедельно.
Таким образом, по подсчётам "Известий", с 8 ноября до конца года было отменено свыше 640 рейсов, учитывая маршрут между Сочи и Симферополем, ещё чуть более 530 рейсов - в следующем году. Всего в зимнем расписании "Аэрофлот" сократил около 1,2 тыс. рейсов. Источник "Известий" в авиакомпании уточнил, что количество отменённых перелётов находится в диапазоне 1,2-1,4 тыс.
Загрузка кресел на межрегиональных рейсах упала до 30-40%, на них нет пассажиропотока зимой, и уже заявленные на низкий сезон перелёты приходится сокращать в связи с их высокой убыточностью, отметил собеседник в "Аэрофлоте". По его словам, у авиакомпании такого количества отменённых рейсов не было практически никогда.
В осенне-зимний сезон традиционно наблюдается снижение интенсивности поездок на юг России, сообщили "Известиям" в пресс-службе авиакомпании.
- "Аэрофлот" гибко подходит к формированию маршрутной сети, учитывая сезонные колебания спроса, эпидемическую обстановку и загрузку рейсов. Мы тщательно анализируем динамику по каждому направлению, пересматриваем расписание в сторону увеличения или сокращения перелётов, - добавили там.
Пассажирам отменённых рейсов "Аэрофлот" предлагает на выбор либо альтернативный вариант перелёта, либо полный возврат денежных средств. Если на маршруте была сокращена частота полётов, пассажирам предлагается полететь ближайшим следующим рейсом, рассказал собеседник в перевозчике.
В августе генеральный директор авиакомпании Михаил Полубояринов пообещал сохранить прямые рейсы из регионов на юг России в зимний период. В сентябре "Аэрофлот" заявил о продлении масштабной программы полётов из регионов на черноморское побережье в зимнем расписании. Она была запущена в летнем сезоне этого года впервые со времён СССР, до этого авиакомпания летала только из Москвы.
В летнем сезоне-2021 межрегиональные перелёты в основном были востребованы: за период с мая по август 2021 года перевезено почти 500 тыс. пассажиров, выполнено 3,94 тыс. рейсов (туда-обратно) в обход Москвы и Санкт-Петербурга с загрузкой более 80%, напомнили в пресс-службе "Аэрофлота". За сентябрь по этим маршрутам перевезено ещё 95 тыс. человек, следует из презентации для инвесторов.
- Цифры наглядно подтверждают актуальность дальнейшей реализации программы в высокий сезон 2022 года. Кроме того, у жите лей регионов всегда остаётся возможность полётов с удобными стыковками в Москве, - сказали "Известиям" в авиакомпании.
О том, что "Аэрофлот" планирует развивать и дальше программу межрегиональных перелётов, Михаил Полубояринов говорил на встрече с президентом Владимиром Путиным 16 ноября.
S7 Airlines в зимнем сезоне выполняет перелёты в Сочи, Краснодар и Симферополь из Иркутска и Новосибирска с частотой до 15 рейсов в неделю и из Новосибирска в Анапу трижды в неделю. Компания не вносила изменений в расписание, фактическая частота не отличается от запланированной, сообщила "Известиям" пресс-секретарь S7 Group Тамара Никифорова. По её словам, прямые рейсы между регионами России отличаются более резкой сезонностью спроса, поэтому компания старается найти баланс спроса и предложения, регулируя частотность на этапе планирования расписания.
В "Уральских авиалиниях" сказали, что значительного падения спроса в ноябре и декабре по сравнению с планами компания не наблюдает, но отмечает снижение среднего тарифа относительно 2019 и 2020 годов, связанного с переизбытком провозных ёмкостей, в том числе на маршрутах из регионов.
- Традиционно на зимний сезон мы сокращаем полётную программу и концентрируемся на наших хабах/ базах в Екатеринбурге, Москве (Домодедово) и Самаре. Только из этих городов мы выполняем перевозки в Краснодарский край и Симферополь. Объём перевозок из этих регионов на уровне 2020 года, - сообщила пресс-секретарь авиакомпании Вера Гасникова.
Ни Крым, ни Кубань (с прилётом в Краснодар) не являются круглогодичными курортами, поэтому высокочастотное прямое авиасообщение с Симферополем и Краснодаром из регионов не может быть актуальным в зимний период, считает исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев. Он полагает, что приведение предложения в соответствие со спросом - совершенно логичный шаг.
Выполнение таких полётов в низкий сезон может быть обусловлено только решением социальных задач, но обыватель зимой в Крым и на Тамань не летает, а бизнесмен может отправиться с пересадкой в Москве, отметил эксперт.
В Сочи с предновогоднего периода и до конца февраля частотность будет восстановлена, так как активная горнолыжная программа пока не стартовала, впереди ещё две-три недели ожидания, полагает Олег Пантелеев.
- Специалисты "Аэрофлота", ответственные за развитие сети, отлично понимали и понимают перспективы этих рейсов. Вся программа межрегиональных полётов - временная мера, направленная на то, чтобы догрузить парк в условиях закрытых границ, - пояснил он.
Большого влияния на другие авиакомпании отмена рейсов "Аэрофлота" по межрегиональным маршрутам не окажет: в низкий сезонпоними так все летают либо на субсидиях, либо себе в убыток, и эта ситуация сохранится, добавил эксперт.