Первый заместитель председателя комитета Госдумы по развитию гражданского общества Дмитрий Вяткин («Единая Россия») внес во вторник два законопроекта, ужесточающие правила проведения митингов. В частности, поправки запрещают финансировать их из иностранных источников, приравнивают пикетные очереди к публичным акциям и вводят ряд запретов для журналистов, освещающих эти мероприятия. Автор законопроекта считает, что предлагаемые меры приведут закон о митингах в соответствие с судебной практикой и позволят исключить иностранное вмешательство в дела России. Оппозиционеры отмечают, что на по-настоящему массовых акциях такие «запрещалки» не работают.
Первый проект Дмитрия Вяткина о внесении изменений в закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» касается оргвопросов. Так, он предлагает запретить проводить митинги на территориях, прилегающих к зданиям экстренных служб (например, МВД и ФСБ), чтобы не парализовать их деятельность. При наличии угрозы чрезвычайной ситуации или теракта власти смогут переносить или отменять акции. Депутат также считает необходимым закрепить в законе норму, позволяющую суду признавать публичным мероприятием пикетную очередь или «массовое одновременное пребывание или передвижение граждан в общественных местах», направленное на формирование мнений или выдвижение требований («дворовые чаепития», «прогулки», «кормления голубей» и т. д.).
«Изобретательность некоторых граждан на очень высоком уровне,— пояснил “Ъ” господин Вяткин.— Одиночное пикетирование должно быть одиночным. Когда участвует организованная группа, люди идут и сменяют друг друга, мы прекрасно понимаем, что это не один человек вышел и что это массовая акция. Значит, и регулировать ее надо с точки зрения массовой акции. Кого мы обманываем?»
Также предлагается запретить журналистам, работающим на митингах, принимать в них участие, а именно агитировать, собирать пожертвования или подписи, использовать символику или «иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения», а также скрывать «признак представителя СМИ». «Много случаев, когда при пресечении несанкционированных акций задержанные потом говорили, что они журналисты,— отмечает господин Вяткин.— Или фактические организаторы и участники акции вдруг нацепляли беджик "пресса". В законопроекте предлагается разделить функции: либо участие, либо освещение». Депутат добавил, что журналисты без опознавательных знаков будут считаться участниками митинга.
Другой законопроект касается финансовых вопросов. Дмитрий Вяткин предлагает запретить финансировать публичные акции иностранцам, НКО—иноагентам, россиянам младше 16 лет, анонимным жертвователям и юрлицам, зарегистрированным менее чем за год до этого. Деньги на такие мероприятия должны быть переведены на специальный счет с указанием паспортных данных гражданина либо банковских реквизитов юрлица.
«Мы должны обеспечить прозрачность финансирования публичной политической активности,— поясняет господин Вяткин.— Ни для кого не секрет, что для поддержания определенной политической активности в России иностранные правительства и НПО выделяют внушительные суммы. По факту это форма грубого вмешательства во внутренние дела». Подобное финансирование, по его мнению, происходит в Белоруссии и направлено на «коренную смену внутреннего и внешнеполитического курса».
Дмитрий Вяткин является автором многих законов, прежде всего в сфере избирательного права. Первый зампред фракции «Единая Россия» Андрей Исаев сообщил “Ъ”, что господин Вяткин уведомил коллег о внесении законопроекта, но прежде, чем его поддержать, депутаты должны рассмотреть проект на экспертном совете фракции. Источник в администрации президента, отвечая на вопрос “Ъ”, можно ли считать авторство депутата Вяткина «знаком качества» документа, сказал, что это действительно «знак качества», но «депутатскую инициативу никто не отменял».
Опрошенные “Ъ” думские оппозиционеры восприняли проект в штыки.
«Возникает немало вопросов к адекватности предложенного. Иногда думаешь: ну что еще придумают в запретительном раже? Но грозной фантазии, похоже, нет предела,— говорит Сергей Шаргунов (КПРФ).— Например, и в зной, и в стужу в пикете должен будет стоять один и тот же несменяемый человек. А если ты журналист, но пришел на митинг выразить свою гражданскую позицию без отличительного знака, а потом про этот митинг сделал публикацию,— выходит, ты нарушил закон. На каждого такого журналиста можно будет завести протокол просто по факту публикации о митинге».
«Это антигосударственная инициатива. Как показал опыт Хабаровска, там, где выходят тысячи людей, эти "запрещалки" не работают,— отмечает заместитель руководителя фракции "Справедливая Россия" Олег Шеин.— Другое дело, что этим единороссы сами себя ставят в положение осажденной крепости и изолируют от реальных общественных сигналов и существующих проблем».
Зампред фракции ЛДПР Ярослав Нилов напоминает о ситуациях, когда к пикетчику подходят посторонние люди, а правоохранители «принимают меры» и прекращают акцию. С журналистами, по его мнению, иногда «возникает недопонимание»: или они освещают мероприятие, или являются его участниками, поэтому «наверное, какое-то разъяснение по этому поводу должно быть». «Что же касается иностранного финансирования, то массовые мероприятия могут проводиться с привлечением граждан, которые ангажированы извне. На подобную тенденцию нужно смотреть очень пристально. Но это ограничение не лишит заинтересованные стороны возможности участвовать в каких-либо протестных акциях»,— добавляет депутат.
Как ранее сообщал “Ъ”, в 2020 году протестная активность россиян выросла: по оценкам Центра социально-трудовых прав, за первое полугодие прошло не менее 958 резонансных протестных акций — на 95 больше, чем в тот же период 2019 года. Кроме того, по данным правозащитной организации «Апология протеста», с марта по август состоялись 775 одиночных пикетов, хотя реально их было несколько тысяч, считает руководитель организации Алексей Глухов. Средняя сумма штрафа за нарушение правил проведения пикетов по ст. 20.2 КоАП в августе составила 7,9 тыс. руб.
Идея «поиска западного следа» в публичных акциях обсуждалась правозащитниками и законодателями еще полтора года назад, напоминает господин Глухов: «Мы помним о комиссиях Совета федерации и Госдумы по борьбе с вмешательством в выборы, занимавшихся анализом протестов в Москве летом 2019 года (против снятия с выборов кандидатов в Мосгордуму.— “Ъ”), что только подтвердило их намерение вернуться к вопросу о том, что кругом враги». По мнению эксперта, поправки Дмитрия Вяткина могут не только обернуться привлечением к ответственности рядовых жителей, «которые выйдут требовать включения горячей воды», но и увеличить риск уголовного преследования активистов по так называемой дадинской статье 212.1 УК РФ.
«Другой вопрос ужесточения законодательства касается доступа к банковским счетам: кто, откуда и как финансировал протест,— и его будут активно разбирать (следователи и чиновники.— “Ъ”),— уверен Алексей Глухов.— Хотя 99,9% всех протестов в России организуются на личные средства активистов: покупаются ватманы и кепки, у кого-то заимствуют мегафоны». Впрочем, глобально эти поправки ни на что не повлияют, добавляет эксперт: «Люди знают, что, выходя на протест, они уже вне закона».