Правительство внесло в Госдуму проект федерального бюджета на ближайшие три года. Первое чтение этого обширного документа пройдет уже в октябре.
Перед проектом федерального бюджета всегда останавливаешься в растерянности и с почтением. В нем больше четырех тысяч страниц, он - продукт огромного человеческого труда. В нем сотни тысяч решений - кому, сколько и зачем, расписанных с детальностью до двухсот - трехсот рублей. Прямо в бюджете отдельной строкой поименованы даже вузы и отдельные общественные организации.
Но при этом заранее известно, что это бюджет предположений, во многом условный. Экономическая реальность все равно будет другой. Почему? Причина - высокая зависимость бюджета от мировых цен на нефть и газ, от курса рубля к доллару.
Пример - в бюджет 2018 года закладывалась цена нефти "Уралс" 43,8 доллара за баррель. По отчету минфина за первое полугодие 2018 года она совсем другая, намного приятнее - 68,8 доллара за баррель. Разница почти на 60 процентов. Минфин считал, что в первом полугодии 2018 года доллар будет стоить 64,1 рубля. На самом деле средний курс составил 59,3 рубля. А что в итоге? В первом полугодии 2018 года планировали собрать в федеральный бюджет нефтегазовых доходов на 2,9 триллиона рублей. Но реально пришли 3,9 триллиона, на треть больше. Доходы федерального бюджета в первом полугодии по плану - 7,3 триллиона, по факту - 8,6 триллиона. Думали, что будет дефицит бюджета. А вышел, наоборот, профицит.
Расходы бюджета? Конечно, увеличились, когда появились новые возможности! В первом полугодии 2018 года более чем на 600 миллиардов рублей. Все это приятные изменения!
Но ведь могло быть и по-другому, как это происходило в 2014-2015 годах. Это были годы черной полосы. Все неустойчиво в российской экономике и финансах. Нет ничего более переменного, чем цены на нефть, газ и другое сырье, курс доллара к евро (две мировые резервные валюты). Курс рубля изменчив, как улыбка женщины. А доля "нефтегаза" в первом полугодии 2018 года в доходах федерального бюджета - 45,6 процента. Центральный, корневой, базовый доход, без которого жить нельзя.
Так что же 2019 год? Будем с деньгами или нет? И как будет поживать нефть - кормить или резать по живому? Что обещает минфин? Сравните сами. Федеральный бюджет на 2018 год был утвержден по доходам на 15,3 триллиона рублей. Проект бюджета на 2019 год - доходы в 20 триллионов, почти на четверть больше при прогнозе розничной инфляции в 4,3 процента. То есть "стоимостная" масса денег серьезно увеличена. Спасибо тебе, матушка Нефть!
А расходы? Нас это больше беспокоит. Сколько денег будет истрачено на нас? Не в резервы, не на погашение государственного долга, и так минимального, а на нас - в любой форме. Не важно, в социалку, в экономику, на военные расходы и т.п., но так или иначе в карман общества. На 2018 год расходы федерального бюджета были утверждены в сумме 16,5 триллиона рублей с дефицитом бюджета. На 2019 год предлагаются в расходы 18 триллионов, на 9-10 процентов больше, с профицитом бюджета в 2 триллиона рублей. И здесь тоже заметный "стоимостный" прирост в опережение официальной инфляции.
Все эти пожелания исходят из цены на нефть в 2019 году в районе 60-70 долларов за баррель. Сегодня она уже выше, и пока можно потирать ручки! А вот что будет - увидим. Это бюджет предположений. Будет сытнее - он увеличится. Налетит кризис - бюджет будет урезан, уйдет в дефицит.
Но дальше начинаются вопросы. Когда опубликуют бюджет со всеми подробностями и пояснениями, будут бесконечные дискуссии, какой процент тратится на образование, сколько на медицину и как много на оборону. И в каком размере отпущены деньги на экономику. Больше, чем когда-то, или, наоборот, меньше.
Но доля процента туда, доля процента сюда, пусть даже вес ее в сотни миллиардов рублей, не имеет такого значения, сколько сама модель бюджета и экономики. Что это за модель? Она способна на быстрый рост? Она может дать в уже ближайшем будущем резкое нарастание объемов денежных и материальных ресурсов в России, когда вместо раздела малого финансового пирога мы получим большой бюджетный дождь на всех?
Пока все ведомства закладывают в ближайшие годы рост экономики ниже 2 процентов. 3 процента и выше - начиная с 2021 года. Это значит, когда рак на горе свистнет или даже когда начнется новый мировой кризис. Каждый год все настолько быстро меняется, что такие обещания значат или "да", или "нет". В прошлом было много таких пророчеств. Но реальной ответственности конкретных людей за этими обещаниями не стоит.
И правильно, что не стоит. Мы строим уникальную модель бюджетной, "костыльной" экономики, когда на бюджет возлагается ответственность за все. И за социалку (выполнение президентских указов), и за рост производства и промышленного потенциала, и за оборону и безопасность, да еще и за создание резервов на черный день, когда опять прилетит какой-нибудь кризис. А еще и за удержание низкого государственного долга. Минфин не хочет его наращивать, даже на цели развития. Бюджет должен делать все это сразу. И масло, и пушки, и новые станки, и ракеты, и деньги под матрас.
В любом регионе или отрасли сегодня рост зависит от федеральных денег и проектов из центра. Все остальное - не нормализовано. Нет общедоступного - по всей территории России - кредита под умеренный процент. На мелком и спекулятивном финансовом рынке деньги массовому бизнесу получить невозможно. Все жалуются, что налоги избыточны и растут. Налоговая нагрузка выше, чем в США. Курс рубля мало стимулирует рост. Очень тяжелое административное бремя. Если в 2005 году в России было принято 5,5 тысячи федеральных нормативных актов, то в 2010 году - 12 тысяч, в 2016 году - 17,5 тысячи, в 2017 году - 18,9 тысячи актов. Рост по экспоненте. Местные бюджеты, способность регионов к развитию на местах сегодня функционально зависят от денег сверху. Бюджетный федерализм не очень сложился в России. Слишком много денег и доходов забирается наверх.
Но все-таки ведь быстрый экономический рост есть? Да, есть, но только в отдельных ярких точках - регионах или отраслях. Их можно перечислить по пальцам. И только там, где государство дает преференции. А точнее, деньги из бюджета - снизить процент за кредит, возместить часть затрат бизнеса, заплатить меньше налогов и пошлин, просто получить деньги и не вернуть. Все ищут только одного - как получить бюджетную поддержку. Или загородиться таможенными пошлинами. Все жалобы промышленности - только к государству: дайте, дайте, дайте. На банки и финансовый рынок уже не надеются. Подставьте костыли!
Модель экономики и ее роста, где все сосредоточено вокруг федерального бюджета и его дележки - тупиковая. Бюджет ведь не резиновый. Он не может один решить задачу быстрых темпов роста. Да еще питать население, оборонять, резервировать на черный день. Такая бюджетная экономика обречена быть медленной и хромой. Перегруженной правилами, надзором и санкциями - за бюджетными деньгами ведь еще нужно следить. С министерствами, медленно превращающимися в совокупный Госплан, когда они пытаются лично заполнить пустоты в промышленном пространстве, свести бизнесы друг с другом, создать заказы, но непременно за счет бюджетных денег и льгот.
Нет смысла спорить о деталях. Сколько дали тому, а сколько этому. Проект бюджета содержит много подробностей, когда думаешь - а почему так? Зачем? Но лучше обсуждать главное. Может ли большое хозяйство России, в которой все вращается вокруг бюджета, а остальные экономические инструменты не нормализованы, выполнить свое предназначение - качество жизни, опережающий рост, модернизация, инновации? Не попали ли мы снова в тупиковую экономическую модель?
Кабинет министров предложил в 2019 году на 6 процентов проиндексировать зарплату врачам, учителям и другим бюджетникам, на которых распространяются действия майских указов президента.
Также есть инициатива увеличить минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в 2020 году на 2,9 процента, в 2021 году - на два процента. Повышение МРОТ должно положительно сказаться на кошельке 3,7 миллиона работников, в том числе 2,2 миллиона граждан, которые работают в государственных и муниципальных учреждениях, подсчитали в минтруде.