30 марта президент России Владимир Путин провел совещание со своими полпредами в федеральных округах. Специальный корреспондент “Ъ” Андрей Колесников считает, что в начале нерабочей недели президент должен был появиться перед людьми и подтвердить факт своего существования на рабочем месте.
Владимир Путин появился перед нерабочими в начале второй половины дня, когда, возможно, понадобился им: так все-таки спокойнее.
Формально это выглядело как встреча с полпредами, но на самом деле Владимир Путин скорее обращался к людям, которых предложил в ультимативной форме информировать о «развитии ситуации и принимаемых мерах»:
— Это самый лучший ответ на всякого рода провокации, дурацкие слухи и злонамеренные домыслы.
Это и правда не худший ответ, но в ситуации, например, когда некоторые Telegram-каналы пишут о готовящемся военном перевороте, говорить, что он не планируется,— только усиливать ажиотаж в связи с такими и правда дурацкими слухами и злонамеренными домыслами.
— Обращаюсь и к вам, и к представителям всех уровней власти: наши действия должны быть обоснованными и профессиональными,— добавил господин Путин.— Именно такой подход позволил нам сегодня выиграть время, сдержать взрывное распространение коронавирусной инфекции в предыдущие недели. И этот запас по времени нам надо полностью и результативно использовать.
То есть он считает, что время уже выиграно. Это смелое заявление, которое, впрочем, носит скорее психотерапевтический характер: если какое-то время и было выиграно, то в период двухдневных массовых людских гуляний по паркам и скверам коронавирус свой разрыв с принимаемыми мерами, скорее всего, наверстал.
— Нужно принимать все необходимые в данной ситуации меры,— продолжил об этом же Владимир Путин.— Даже если они людям непосвященным в проблему кажутся для России сегодня несколько избыточными. Как говорится, береженого Бог бережет.
Это заявление должно было примирить с действительностью тех, кто вздрагивает от упоминания о каждом новом фундаменте инфекционной больницы, и уже не только в Москве, а и в Подмосковье, и в других регионах: да что же они там наверху такое знают, на что рассчитывают, если думают, что если даже через месяц-два построят, то это все будет не просто востребовано, а еще и мало покажется!
А также это соображение касалось и следующего заявления:
— В том числе под вашу личную ответственность (то есть главное не привирать по привычке, ведь ответственность намечена личная.— А.К.) нужно детально оценить реальную готовность коечного фонда, использовать все возможности, чтобы быстро нарастить, если потребуется, резерв свободных коек. Очевидно, что часть больниц на временной основе потребуется полностью перепрофилировать под лечение больных с коронавирусом.
То есть если одним предложением Владимир Путин кого-то успокаивал, то другим, наоборот, еще сильнее волновал.
— Второе,— продолжил президент.— Необходимо оперативно задействовать все лабораторные мощности, а также развернуть дополнительные центры диагностики как в государственных, так и в частных медицинских организациях. Сделать это, чтобы уже в ближайшие дни резко нарастить объемы тестирования на коронавирус.
Объемы тестирования — это ведь еще одна проблема, благодаря которой уровень распространения коронавируса на территории страны нельзя признать беспрецедентным, особенно если сравнивать с другими странами.
— Также,— добавил президент,— оцените возможности профильных предприятий, с тем чтобы подключить их к выпуску эффективных тест-систем. Целый ряд таких систем в России уже создан. Прошу обеспечить оперативную регистрацию новых тест-систем. Пожалуйста, не затягивайте с этим. Там, где потребуется, не только российского, но и зарубежного образца. Сейчас надо использовать все возможности, а они есть. Работа с нашими иностранными партнерами продолжается.
Владимир Путин благодаря выбранному формату делал именно свою работу, то есть не вмешивался в работу правительства.
А может быть, стоило и вмешаться.
— При лечении тяжелых осложнений, связанных с коронавирусом, крайне востребованы аппараты искусственной вентиляции легких,— говорил президент.— Здесь также прошу провести инвентаризацию. Должна быть полная картина не просто по числу имеющихся аппаратов, а именно по их реальной готовности к работе, включая наличие запасных частей и расходных материалов.
Аппараты ИВЛ — похоже, самая больная тема в связи с лечением коронавируса в мире. И не исключено, что в России и в самом деле удастся избежать проблем в том объеме, который уже получили многие другие страны.
— Нужно пополнять,— добавил господин Путин,— имеющийся у нас резерв по аппаратам ИВЛ. И конечно, дополнительно потребуются люди, которые могут работать с такими установками, имеют необходимую квалификацию. Прошу оказать содействие в организации на местах дополнительного обучения врачей работе на таких аппаратах.
Я вижу, что наши медики проявляют в подавляющем большинстве случаев удивительную самоотдачу, профессионализм и дисциплину. Надо их поддержать.
И кадрового дефицита при любом развитии ситуации быть не должно. В целом очевидно, что нагрузка на профильных специалистов пульмонологов, реаниматологов, терапевтов, сотрудников бригад скорой помощи серьезно возрастет. Поэтому уже сейчас продумайте с коллегами меры по подключению к работе врачей других специальностей, а также, если это потребуется, ординаторов, профессоров, преподавателей медицинских учебных заведений. Не менее важно обеспечение необходимого состава среднего медицинского персонала, в том числе с привлечением практикантов и студентов медицинских учебных заведений.
Это звучало просто как призыв на срочную медицинскую службу.
— Особое внимание — людям старшего поколения, которые сегодня находятся в группе риска,— подчеркнул президент.— Здесь очень важна разъяснительная работа. Нужно донести до всех: и до самих граждан этой возрастной группы, и до их родственников, что тем, кому больше 65 лет, сейчас лучше и безопаснее находиться дома. Им нужно прямо сказать: если вы хотите сохранить свое здоровье и свою жизнь — вы должны оставаться дома. Мы думаем о вас. Подумайте, пожалуйста, и вы о себе.
Это было сказано, конечно, с особым выражением лица и голоса. Ситуация того требовала, и все это было чем-то похоже на выражение лица и голоса Владимира Путина, которое он использовал, когда обращался к уже совсем почти сумевшей заплакать Анастасии Татуловой на недавней встрече с бизнесменами (см. “Ъ” от 27 марта). Он ее тоже жалел.
При этом Владимир Путин пользовался телесуфлером, который позволял не отвлекаться на излишнее осмысление текста (осмысленного, надо полагать, заранее) и целиком сосредоточиться на мыслях о заботе о старшем поколении, которому он без сомнения сострадал даже больше, чем Анастасии Татуловой:
— При этом вновь обращаюсь ко всем гражданам России: проявите максимальную заботу о своих мамах и папах известного возраста, о своих бабушках и дедушках. Они всегда нуждаются в нашей поддержке, помощи, душевной теплоте и внимании. Но сейчас — особенно!
— То, что нам удалось не допустить сценария, с которым уже столкнулся целый ряд стран,— снова обратил внимание Владимир Путин,— в огромной степени заслуга наших специалистов-эпидемиологов. Все последние месяцы они ведут напряженную работу. И все их рекомендации, требования должны неукоснительно соблюдаться.
То есть президент перешел к самой деликатной категории: к фактору взаимодействия с человеком в условиях пандемии.
— На нынешнем этапе,— заявил он,— важнейшая задача — максимально локализовать потенциальные источники распространения болезни. В этой связи прошу вместе с федеральными и региональными органами власти наладить работу по выявлению тех граждан, которые в последние две недели вернулись или будут еще возвращаться в Россию из стран с неблагополучной обстановкой по коронавирусу. Для них должен быть обеспечен режим карантина или самоизоляции, налажен контроль за состоянием их здоровья, здоровья членов их семей, установлены их контакты, которые могли привести к передаче болезни другим людям.
Президент по сути взял на себя полную ответственность за меры уже не по само-, а непосредственно изоляции, озвученные накануне Сергеем Собяниным и Андреем Воробьевым:
— В Москве и Московской области для жителей введен режим ограничения и самоизоляции (это слово, настаиваю, используется по привычке, потому что изоляция становится по крайней мере и принудительной тоже.— А.К.). Эта мера оправданна и необходима для огромной, многомиллионной агломерации, которая первой столкнулась с распространением коронавируса. Прошу москвичей и жителей Подмосковья отнестись к этим вынужденным, но абсолютно необходимым шагам, к профилактическим и ограничительным мерам со всей серьезностью и с полной ответственностью. Речь сейчас о вашем здоровье, о безопасности и жизни тех, кто находится рядом с вами.
А то ведь появились идеи насчет того, что все это ведь самодеятельность мэра Москвы и губернатора Московской области, которые решили действовать на свой страх и риск, демонстрируя пренебрежительное отношение к центру, раз он сам не спешит к такого рода мерам.
— Уже приняты меры, которые по всей стране ограничивают работу учреждений, связанных с массовым пребыванием людей,— рассказал Владимир Путин.— Это клубы, кинотеатры, торгово-развлекательные центры и так далее. Вместе с тем, к сожалению, далеко не везде такой режим соблюдается, а местные власти закрывают глаза на подобные случаи. Считаю, что это не просто отсутствие дисциплины и здравого смысла. Это преступная халатность. Так и вы должны к этому относиться.
Похоже, что в ближайшее время надо ждать показательных отставок руководства некоторых регионов — тем более что, можно не сомневаться, там есть за что.
— В магазинах, аптеках нужен особый порядок обслуживания, не допускающий плотных очередей, большого скопления граждан. Как говорят специалисты, рекомендуемая дистанция между людьми — это полтора-два метра. Надеюсь, что все уже об этом знают. Это не мелочь,— заботился президент.
Владимир Путин перешел к наличию товаров в магазинах и казался оптимистом:
— По товарам жизненной необходимости уже создан необходимый запас и резерв. Тем не менее прошу вас постоянно отслеживать положение дел, вместе с коллегами из регионов не допускать локальных сбоев в розничном сегменте торговли и, что очень важно для людей, контролировать ситуацию с ценами на продовольствие, лекарства, средства индивидуальной защиты, другие востребованные сейчас товары.
Со своей стороны докладываю: масок нет ни в каких аптеках, которые я сегодня обзвонил и даже взял на себя смелость объехать (то есть всего не меньше десяти подряд).
Следующее обращение было адресовано именно полпредам, это было то, за что как раз они и должны отвечать:
— Необходимо полностью исключить любые попытки ограничить товарные потоки между регионами. У нас уже было такое в недалеком прошлом. Хочу подчеркнуть: наша страна — это одна большая семья. Но и здесь, как говорится, в семье не без урода. Поэтому прошу жестко пресекать любые факты спекуляции, монопольного взвинчивания цен.
Похоже, проблем между регионами не будет. Только если между округами.
— На федеральном уровне,— рассказал президент,— уже сформирован список системно значимых предприятий и отраслей, по которым необходим особый мониторинг. В свою очередь каждый регион должен сформировать такой список и на своем уровне, что называется, в ручном режиме. Нечего этого бояться. Нужно обеспечивать работоспособность таких предприятий, а значит и сохранение рабочих мест.
Таким образом, предприятия, на которых их руководство не знает, включены они или нет в такие списки, скорее всего не имеют к этим спискам, увы, никакого отношения.
— Понимаю, что отсрочки по налогам и другие меры поддержки малого и среднего бизнеса, индивидуальных предпринимателей скажутся на региональных бюджетах,— Владимир Путин близился к финишу.— У них могут возникать выпадающие доходы.
Впрочем, сначала малый и средний бизнес должен увидеть такие отсрочки.
— Но что хочу подчеркнуть и на что обратить внимание коллег из регионов: несмотря на такую ситуацию, не следует урезать текущие бюджетные расходы,— произнес президент.— Напротив, задача сейчас в том, чтобы как можно быстрее, без сбоев и в полном объеме финансировать все запланированные программы и контракты. Эти средства крайне нужны сейчас экономике. Они должны работать… Работать на сохранение занятости людей и их доходов, на устойчивость предприятий.
Естественно, региональные бюджеты должны получить необходимую дополнительную поддержку. Уже сейчас у субъектов федерации есть возможность пользоваться казначейскими кредитами для покрытия так называемых «кассовых разрывов».
Но лишь этой краткосрочной мерой ограничиться нельзя, этого недостаточно.
Он поручил Минфину и правительству предусмотреть необходимое федеральное финансирование (и тут уж не до того, что нефть дешевеет) для обеспечения устойчивости региональных бюджетов.
— Напомню,— говорил Владимир Путин,— что до 10 мая власти всех регионов должны завершить передачу налоговым органам информации из загсов.
Но не стоило пугаться таких слов, как «налоговые» и «информация». Наоборот:
— Это необходимо, чтобы уже с июня, как и говорил в обращении к гражданам страны, начать выплаты семьям с детьми от трех до семи лет включительно. Окажите, пожалуйста, регионам всю необходимую информационную и методическую поддержку в выполнении этого и других поручений.
И это должно было продемонстрировать, что за коронавирусом для нас жизнь есть.
И что стоит дожить до 10 мая.
Хотя бы тем, кто в этом особенно заинтересован.