12 апреля глава Департамента развития новых территорий Владимир Жидкин подвел итоги первой пятилетки и обозначил перспективные планы.
Почти пять лет назад площадь столицы выросла в два раза. Тогда перед специально учрежденным Департаментом развития новых территорий встала непростая задача — создать новым москвичам комфортные условия для работы и жизни.
— Главным правилом развития должно быть создание рабочих мест, находящихся в непосредственной близости от жилья, социальных и развлекательных объектов, — рассказал Владимир Жидкин.
Этого правила придерживались четко: за прошедшие годы в двух новых округах построено 8 миллионов квадратных метров жилья, 10 школ и 30 детских садов, создано 100 тысяч рабочих мест. При этом новые вакансии не сосредоточены в самых крупных поселениях, а равномерно распределены по всей территории. Не забыли и про отдаленные поселения.
Принятый в марте Генплан Новой Москвы обозначил новые горизонты развития. Численность населения к 2035 году должна вырасти до полутора миллионов человек, порядка миллиона москвичей обеспечат работой.
Многие жители новых округов продолжают трудиться в старой Москве. Те, кто подумывает о переезде, тоже зачастую не готовы расстаться с работой в исторической части города, поэтому транспортная доступность становится определяющим фактором.
— Чтобы реализовать все запланированные до 2035 года мероприятия по развитию транспорта, потребуется порядка 600 миллиардов рублей, — отметил Жидкин. — Будет построено 1,2 тысячи километров дорог.
Не менее важными как для жителей, так и для потенциальных инвесторов являются качественные инженерные коммуникации. Как рассказал Владимир Жидкин, вдоль Калужского шоссе строится водовод, который обеспечит новые округа чистой водой из системы Мосводоканала.
— Уже начали возводить крупные очистные сооружения, строить газовые сети. В скором времени приступим к проекту Хованской подстанции на 200 мегаватт, — пояснил глава департамента.
Очевидно, что к освоению новых территорий власти подошли комплексно. Своего рода пилотной площадкой стал административно-деловой центр в Коммунарке.
— Это будет город в городе. Объем инвестиций в него составит более 400 миллиардов рублей, 45 из которых — бюджетные, — рассказал директор по развитию АО «Мосинжпроект» Наиль Сайфуллин.
Планируется, что сравнительно низкие цены на недвижимость и близость к МКАД привлекут множество коммерческих организаций, а развитая социальная инфраструктура и доступное жилье привлекут в административно-деловой центр порядка 20 тысяч молодых семей.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Валерий Федоров, генеральный директор всероссийского центра изучения общественного мнения:
— Общество позитивно оценивает изменения, произошедшие в Новой Москве. Чаще всего отмечают улучшение в сфере транспорта и благоустройства. Примерно четверть жителей, переехавших туда за последние 5 лет, пока не смогли найти работу в новых округах и продолжают трудиться в старом городе. Это создает маятниковую миграцию. Однако, согласно социологическим исследованиям, примерно 35 процентов москвичей, проживающих на старых территориях, рассматривают возможность переезда в Новую Москву. В основном это касается жителей прилегающих округов. Больше всего их привлекают экология, цены на жилье и возможность работать недалеко от дома.
Антон Палеев, депутат Мосгордумы:
— Для жителей Новой Москвы и моих коллег одним из главных вопросов развития территории является сохранение экологии. На картах Генплана мы видим не менее 700 экологических зон, которые будут сохранены. Очевидно, что при таких планируемых объемах строительства дорог предусматривается какое-то вмешательство, но оно будет минимальным. Для сравнения, ситуация с сохранением зеленых насаждений в ведущих европейских странах более жесткая, чем у нас. При этом Генеральный план полностью согласован с Департаментом природопользования и охраны окружающей среды Москвы. При его разработке были учтены более 24 тысяч замечаний, поступивших от граждан.