Выход российского крейсера «Москва» из строя не повлияет на ход спецоперации на Украине, но станет доводом в пользу списания старых советских больших кораблей, считают опрошенные РБК эксперты
Что произошло с ракетным крейсером
14 апреля около 2 часов утра (по московскому времени) Министерство обороны России сообщило, что на борту ракетного крейсера «Москва» возник пожар, в результате которого сдетонировал боезапас. «Корабль получил серьезные повреждения. Экипаж полностью эвакуирован. Причины пожара устанавливаются», — говорится в сообщении Минобороны, которое цитирует ТАСС. Место дислокации крейсера при этом не называлось. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что Владимиру Путину доложили о пожаре на ракетном крейсере «Москва».
В районе полудня военные сообщили, что очаг возгорания на крейсере локализован, открытого горения нет, взрывы боеприпасов прекращены. На тот момент, по данным Минобороны, крейсер «Москва» еще сохранял плавучесть. «Основное ракетное вооружение не повреждено. Экипаж крейсера был эвакуирован на находящиеся в районе корабли Черноморского флота. Принимаются меры по буксировке крейсера в порт», — сообщили РБК в Минобороны.
Поздно вечером Минобороны распространило сообщение, что крейсер «Москва» все же затонул при буксировке в порт назначения. «Из-за повреждений корпуса, полученных в ходе пожара от детонации боезапаса, корабль потерял остойчивость (способность плавучего средства противостоять внешним силам, вызывающим его крен. — РБК). В условиях штормового волнения моря корабль затонул», — сообщили в ведомстве.
Крейсер «Москва» (спущен на воду в 1979 году под названием «Слава», переименован в 1996 году) наряду с «Маршалом Устиновым» и «Варягом» — один из трех построенных кораблей проекта 1164 «Атлант», то есть советских многоцелевых ракетных крейсеров с управляемым ракетным вооружением дальней морской и океанской зоны. По нему планировалось построить еще три корабля («Октябрьская революция», «Адмирал флота Советского Союза Горшков» и «Комсомолец»), но строительство первых двух отменили в 1990 году, а последний в недостроенном состоянии (на 95%) после раздела Черноморского флота СССР отошел ВМС Украины.
По требованию Роскомнадзора РБК приводит данные о деталях военной операции на Украине на основании информации российских официальных источников.
Что для ВМФ России означает выход крейсера из строя
На крейсере «Москва» в 2018–2020 годах провели масштабные работы по ремонту и модернизации, однако они были не столь глубокими, как на однотипном крейсере «Маршал Устинов», который был серьезно усовершенствован, отметил сотрудник Центра североамериканских исследований ИМЭМО РАН, специалист по ВМФ Илья Крамник.
«Москва» проходила ремонт с ограниченной модернизацией, иногда говорят «с элементами модернизации», не получив ряд современных боевых систем и не получив в том числе по ряду данных современные системы пожаротушения. Возможно, это один из факторов, которые повлияли на возможность экипажа бороться с пожаром», — сказал эксперт.
По его словам, нынешний выход «Москвы» из строя вряд ли окажет влияние на боевые действия на Украине, поскольку основные боевые действия идут на суше. Корабль был нужен в первую очередь для того, чтобы обеспечивать информацией с его радарной системы остальную флотскую группировку (у «Москвы» хотя и устаревшая, но довольно мощная радиолокационная система), пояснил Крамник. Если предположить, что пожар стал следствием действий противника, то налицо достоверно установленный факт, что Украина получает разведывательную информацию и целеуказания от стран НАТО, говорит эксперт.
«После случившегося как минимум должны пересматриваться программы боевой подготовки. В случае, если будет установлено, что это было попадание крылатой ракеты, возникают вопросы к боевой подготовке сил ПВО и к тому, насколько адекватно крейсер был готов к отражению атаки», — добавил Крамник, отметив, что крейсер «Москва» был одним из наиболее вооруженных в части ПВО кораблей флота, пусть и не самым новым оружием.
История крейсера «Москва»
Гвардейский ракетный крейсер «Москва» — флагманский корабль Черноморского флота, вошедший в строй в декабре 1982 года. Водоизмещение — 11,3 тыс. т, основное вооружение — 16 пусковых установок сверхзвуковых противокорабельных ракет П-1000 «Вулкан». Также имеются противолодочное и минно-торпедное вооружение, артиллерия, комплексы ПВО.
Экипаж крейсера, согласно информации на сайте Минобороны (дата публикации не указана), составляет 680 человек; по данным РИА «Новости» на 14 апреля — 500 человек.
В 2008 году крейсер участвовал в операции в Грузии. В марте 2014 года крейсер совместно с другими кораблями Черноморского флота участвовал в блокаде украинских ВМС в заливе Донузлав. В 2015 году осуществлял прикрытие авиационной группы ВКС России в Сирии.
В феврале 2022 года в ходе российской операции на Украине крейсер «Москва» участвовал в операции по взятию под контроль острова Змеиный.
«В рамках спецоперации ВС России, проводимой на Украине, в районе острова Змеиный выполняли задачи флагман ЧФ, гвардейский ракетный крейсер «Москва» и другие корабли флота. 24 февраля украинским военнослужащим, дислоцированным на острове, было предложено сдаться... После этого военнослужащие с острова Змеиный приняли решение сложить оружие. Однако вскоре все 82 человека живыми и невредимыми были доставлены в Севастополь», — сообщало «РИА Новости».
«Москва» согласно характеристикам — это мощный корабль, но в реальности он безнадежно, давно и глубоко устарел и имел крайне слабую противовоздушную оборону ближнего действия и проблемы с системой ПВО в целом, говорит директор Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ, эксперт Российского совета по международным делам Василий Кашин.
Серьезного участия в нынешней спецоперации крейсер не принимал, поскольку его крылатыми ракетами стрелять по наземным целям было невозможно, добавляет эксперт.
«Три крейсера проекта 1164 — «Москва», «Маршал Устинов» и «Варяг» — были своего рода белыми слонами, которые Россия могла отправлять для участия в международных учениях для обеспечения постоянного присутствия у берегов Сирии. Поскольку у них была большая автономность, выглядели они внушительно», — продолжает Кашин. «По крейсеру «Москва» задолго до спецоперации решался вопрос по его «отправке на иголки». Поэтому, если экипаж удалось спасти, то потеря данного корабля — это потеря только с точки зрения престижа, на практике для России это мало что меняет», — считает Кашин. Повреждение «Москвы» — это сильный довод в пользу ускоренного списания старых советских больших кораблей, уверен он, уточняя, что речь об «Адмирале Кузнецове» и двух других крейсерах проекта 1164, а также больших противолодочных кораблях проекта 1155. «Возможно еще использовать тяжелые атомные ракетные крейсера проекта 1144 при их глубокой модернизации, но от остального надо избавляться», — заключил Кашин.