Выборы в конгресс США проходят раз в два года, текущие называются промежуточными, так как выпадают на середину президентского срока и являются индикатором отношения населения к политике властей. Конгресс состоит из палаты представителей, которая проводит законопроекты, и сената, который их одобряет или блокирует. В палате представителей 435 членов, все они избираются на двухлетний срок. В сенате 100 членов, у каждого из них шестилетний мандат. В этом году борьба развернется за 35 мест. Также в ряде штатов пройдут выборы губернаторов и в местные органы власти. Голосование состоится 8 ноября, в восьми американских штатах проводится голосование по почте. Промежуточные выборы в США станут первыми с момента попытки захвата Капитолия сторонниками президента Дональда Трампа 6 января 2021 года, после того как он уступил Джо Байдену и не смог переизбраться на второй срок. Новый состав конгресса приступит к работе в начале 2023 года. Последние два года Демократическая партия имела большинство как в палате представителей, так и в сенате (за счет голоса вице-президента Камалы Харрис), что позволяло ей не только назначать своих представителей на высшие должности в ключевых комитетах конгресса, но и беспрепятственно проводить инициативы президента Джо Байдена.
Каковы шансы на победу у демократов и республиканцев?
В этот раз борьба между демократами и республиканцами может закончиться тем, что последние получат контроль как над нижней, так и над верхней палатой конгресса. Газета The New York Times со ссылкой на опрос Siena College от 17 октября писала, что 49% американцев готовы отдать голос за республиканцев, в то время как демократов поддерживают 45% опрошенных. Издание отмечает, что результаты демократов ухудшились по сравнению с данными аналогичного опроса, проводившегося в сентябре. CNN на основе расчетов Inside Elections по состоянию на 3 ноября прогнозирует, что республиканцы получат не менее 216 мест в палате представителей (для контроля над ней необходимо получить не меньше 218 мест), а демократы — не менее 199. Судьба еще 20 мест пока неясна, и в зависимости от их распределения каждая из партий сохраняет шанс на большинство. В сенате борьба развернется лишь за часть мест: из тех, что не разыгрываются на выборах, 36 принадлежат демократам и 29 — республиканцам. Для контроля над сенатом демократам будет достаточно получить в общей сложности 50 мест, так как при равном числе вице-президент Камала Харрис, как председатель сената, имеет право отдать свой голос за одну из партий. Именно она обеспечивает перевес демократов в сенате по итогам выборов 2020 года. CNN в своем расчете прогнозирует получение республиканцами не менее 20 мест, а демократами — не менее 12 из 35. Таким образом, в их прогнозе республиканцы лидируют с перевесом в одно кресло: 49 против 48, решающим будет распределение трех оставшихся кресел. Издание The Economist дает финальный прогноз, по которому республиканцы получат 224 места в палате представителей и 51 в сенате, что означает полный контроль над конгрессом. Выборы в конгресс 2022 года проходят на фоне беспрецедентной политической поляризации, отмечает профессор в области международных отношений Колледжа Гамильтона Алан Кафруни. «На данный момент опросы показывают, что республиканцы, скорее всего, получат большинство в палате представителей и, вероятно, в сенате», — сказал Кафруни РБК.
Почему демократы теряют свои позиции?
То, что правящая партия теряет часть своих мест во время промежуточных выборов, нормальное явление в США. Сейчас же демократы оказались в довольно тяжелом положении: уровень инфляции в стране достигает 8,2%, годовой рост цен на энергоносители по состоянию на сентябрь составил 19,8%, а на продукты питания — 11,2%. Эти цифры ниже пиковых значений лета 2022 года, но выше изначальных прогнозов. При этом высок и уровень неодобрения Байдена: его курс не поддерживают 55% населения, «за» выступают 40% (самый низкий показатель почти за два года у власти — 36% в мае и июне 2022 года), свидетельствуют данные агентства Reuters на 2 ноября. В свою очередь, The Economist напоминает, что при Байдене демократам удалось провести через конгресс несколько важных инициатив, включая самый амбициозный в истории США закон по климату. Это, а также решение Верховного суда США отменить право женщин на аборты, которое обещал изменить Байден, еще в начале осени позволяло демократам надеяться на то, что им удастся сохранить в своих руках конгресс. Но с приближением промежуточных выборов фокус избирателей сместился на экономические проблемы: The New York Times со ссылкой на опрос Siena College пишет о 44% избирателей, которые считают экономические проблемы страны самыми важными в повестке дня. В июле об этом говорили лишь 36% опрошенных. Опрос Reuters/Ipsos от конца октября показывает, что треть респондентов считают экономику проблемой номер один. Республиканская партия вовремя уловила изменение настроений среди американцев, и кандидаты от нее сконцентрировали свое внимание именно на экономических аспектах. Это привело к тому, что уже в сентябре демократы потеряли преимущество в предвыборных прогнозах.
Что будет, если республиканцы займут конгресс?
В случае если республиканцам удастся «окрасить конгресс в красный», это может поставить в тупик законодательную повестку Байдена, однако и сами республиканцы не смогут задать политический тон — у американского президента есть возможность наложить вето на решения конгресса. С одной стороны, возможность вето будет гарантировать, что наиболее консервативные инициативы республиканцев не будут реализованы, с другой — фокус работы конгресса сместится на экономические вопросы, проблемы миграции, преступности и религиозные темы. Также не исключено ужесточение законодательства в отношении абортов — ранее в партии выступали с инициативой запретить аборты после 15 недель. Подобное распределение сил даст республиканцам возможность отклонить выдвинутые Байденом кандидатуры судей, в том числе Верховного суда, и оказать давление на Белый дом, с тем чтобы на эти посты пришли более лояльные им люди. Контроль над сенатом также означает и контроль над комитетами. Республиканцы получат возможность прекратить работу «комитета 6 января», который расследует причастность экс-президента США Дональда Трампа к попытке захвата Капитолия. При этом сами республиканцы заявляли о возможности инициировать расследование в отношении Хантера Байдена, сына действующего президента, попытавшись представить его как «угрозу национальной безопасности». Под угрозой окажется и перспектива переизбрания Байдена на второй срок. Президент публично заявлял о таком желании, а газета The Washington Post сообщала о начале подготовки команды Байдена к его переизбранию. Вероятен и сценарий, при котором республиканцы смогут занять лишь палату представителей. Этот исход менее болезненный для демократов, но может привести к постоянной конфронтации нижней и верхней палат конгресса по экономическим вопросам, в частности по госфинансированию и госдолгу США. Также у республиканцев сохранится возможность вынесения импичмента Байдену, поскольку для этого не требуется одобрение сената.
Как итоги выборов скажутся на поддержке Украины в конфликте с Россией?
Возможный переход конгресса под руководство республиканцев не скажется на российскоамериканских отношениях, уверен главный редактор журнала «Россия в международной политике» Федор Лукьянов. «Это никак не повлияет, поскольку есть полный консенсус в отношении России и никаких умеренных голосов, которые хоть что-то бы значили, в Республиканской партии не заметно», — сказал он. Как отмечает Лукьянов, в Республиканской партии звучат голоса о том, что на Украину направлено излишнее количество денег и ресурсов, а также отдельно взятые сомнения в эффективности их использования. Эксперт напомнил о заявлении члена палаты представителей Тейлор Грин, которая говорила, что Украине «ни копейки не дадут», и добавил, что ее слова — это просто заявления, так как не она принимает решения о выделении средств Украине. Радикальных в этом вопросе республиканцев, по словам Лукьянова, единицы. «Старый состав конгресса будет заседать до января, и он, конечно, примет какой-то довольно серьезный пакет [помощи Украине] еще до окончания своих полномочий. Потом, скорее всего, пойдет более вязкий и длительный торг — возможно, несколько снизится интенсивность помощи, то есть она растянется, ее будут оказывать не так часто и не так быстро. Но, по сути, точка зрения о том, что нужно добиться максимального ослабления России посредством поддержки Украины, консенсусная», — заключил он. До недавнего времени в США была двухпартийная поддержка Украины, согласен Кафруни. «Однако в последние недели небольшая группа прогрессистов в Демократической партии призвала к мирным переговорам, но через несколько часов отозвала свое обращение. Внутри Республиканской партии растет сопротивление дальнейшей помощи Украине, возглавляемое лидером республиканцев в палате представителей Кевином Маккарти. Если республиканцы возьмут контроль над палатой представителей и сенатом, вполне вероятно, что это сопротивление усилится, но это не сильно повлияет на финансовую и военную поддержку Украины со стороны администрации Байдена в краткосрочной или даже среднесрочной перспективе», — пояснил он. Профессор политологии Калифорнийского технического института Род Кивет в разговоре с РБК высказал мнение, что республиканцам, вероятно, удастся взять под контроль конгресс. «Когда они это сделают, я полагаю, что некоторые из их членов в палате представителей и сенате предложат урезать помощь Украине или попытаются поставить какие-то условия для ее оказания. Или же они могут попытаться заставить Германию и Францию делать больше. Тем не менее я считаю, что в конце концов Байден получит достаточную поддержку республиканцев для того, чтобы сохранить военную помощь Украине», — сказал он. Пока российская армия несет потери на Украине, многие страны, которые оказывают поддержку Киеву, продолжат это делать, заключил Кивет, отметив, что его мнение не является позицией института, в котором он преподает.