А в ночь с субботы на воскресенье в Москве первый ночной велопарад собрал ни много ни мало 10 тысяч желающих прокатиться. К 22.00 на Суворовской площади яблоку негде было упасть. Ровно в 23.00 колонна, возглавляемая полицейскими и эвакуаторами, двинулась по перекрытым для остального транспорта на протяжении 20 км дорогам от Самотеки к Бульварному кольцу и далее - через Манежную до Болотной площади. Ближе к Тверскому бульвару толпа на велосипедах начала превращаться в достаточно стройное шествие.
"Мы тут всей семьей и с друзьями - познакомились с ними тоже на одном из велопарадов, - с удовольствием рассказывает Дарья Сорока. - Что делать будем, если сын - ему только пять - быстро устанет? Не беда. Посажу его на багажник".
Людей на велосипедах и самокатах в городе становится не только с каждым годом, с каждым месяцем все больше и больше. Но когда юркие велосипедисты лавируют на тротуарах или между потоками спешащих по своим делам горожан, либо огибают мчащийся по автострадам транспорт, это создает немало неудобств и опасностей для всех - и для пешеходов, и для автомобилистов, да и для самих велосипедистов.
Но на днях в столице на Бульварном кольце в тестовом режиме заработала первая девятикилометровая выделенная полоса для двухколесного транспорта. Начинается она на Никитском бульваре, заканчивается на Чистопрудном.
Велосипедисты такому новшеству не нарадуются. "Чувствую себя вполне европейским жителем, - признается молодой парень на спортивном велике. - Я был в Германии, Франции, Голландии, других европейских странах и везде у велосипедистов есть своя дорога.
Теперь моя дорога появилась у меня и в Москве. Здесь я чувствую себя уверенно, меня не собьют". Впрочем, к любому новшеству надо привыкнуть. Как считает вице-президент Федерации велоспорта Москвы Петр Дворянкин, нужно постепенно воспитывать культуру взаимодействия всех участников движения. Чтобы прежде всего водители привыкли к наличию выделенной полосы для велотранспорта, не заезжали на нее и не парковали машины, что пока имеет место быть.
Когда четыре года назад в Москве стали появляться первые обособленные полосы для велосипедистов и роллеров в парках, на набережных, пешеходы тоже не сразу поняли, что это и зачем. Сейчас велодорожки прочно вошли в нашу жизнь. За четыре года проложено более 280 км велодорог. Открылись 300 городских пунктов велопроката с 5 тысячами велосипедов. Сначала они большей частью использовались только для отдыха и занятий спортом. Сейчас двухколесный транспорт, судя по отзывам работников проката, берут и для поездок на работу. "Популярность двухколесного транспорта выросла в 7 раз, и это не предел, - говорит заммэра Москвы, руководитель департамента транспорта Максим Ликсутов. - У велотранспорта есть своя ниша, и она будет расширяться еще долгое время".
Так, скоро автомобилистам придется потесниться и на других улицах - уже в этом году новые веломаршруты появятся на Малой и Большой Никитской, Мясницкой, Малой и Большой Бронной, Мытной и Люсиновской улицах и на Новодевичьей набережной. А в планах - целая сеть велополос. И значит, на дорогах столицы станет просторнее - ведь место каждого автомобиля, оставленного утром в гараже, легко могут занять как минимум 4 велосипедиста.
"Зеленое кольцо по хордовому принципу определит разные районы города, разные транспортно-пересадочные узлы и объединит в общей сложности 15 парков, и таким образом люди смогут перемещаться как между парками, так и между районами по удобной велосипедной инфраструктуре", - отмечает заместитель руководителя департамента транспорта Алина Бисембаева.
Велоночь в городе посадила на двухколесный транспорт даже неподготовленных москвичей. Вот несколько эпизодов, свидетелями которых был наш корреспондент. Прямо перед ним с велосипеда упала девушка. Психолог из Подмосковья Елена Герасимова, оказывается, этой ночью впервые села на велосипед. "Помощь нужна? - подъезжаем мы. Но два молодых человека - один на велосипеде, больше напоминающем мощный мотоцикл "Харлей Дэвидсон", а другой на трехколесном - оттесняют всех и берут роль инструкторов на себя. И вот девушка уже вполне сносно едет. Убедившись, что с ней все в порядке, 42-летний Борис Кузнецов, кандидат в мастера спорта по велосипедам, член паралимпийской сборной Москвы, рассказывает, а у самого глаза светятся счастьем:
- Я инвалид первой группы, но человек активный. Два года назад начал заниматься велосипедом. Сначала ездил на велоприставке к инвалидной коляске, а потом разработал ноги и теперь езжу на трицикле! По 60 км в день накатываю! Правда, потом сутки лежу.
Он и на велопарад прикатил по Ярославке на велосипеде:
- Меня только 903-й экспресс-автобус обогнал.
К полуночи добираемся до Манежа. Слышим радостные крики тех, кто здесь уже был - днем у Красной площади стартовал "ГУМовелопробег". Еще немного, и Лубянская площадь, Москворецкий мост и вот заветный поворот на Болотную площадь - финишная точка парада. Снимаю мокрую куртку. Маршрут дался тяжело, хотя и ехала со скоростью не выше 20 км в час. Сейчас бы в душ, а не на вело-квест по "рок-н-ролльным местам Москвы, куда отправляются многие участники парада. Пожалуй, надо сноровки набраться и начать ездить на велосипеде на работу, как делают уже многие мои коллеги. Куратор проекта велопарада Владимир Кумов рассказал "РГ", что следующий пройдет на День города, если удастся согласовать с ГИБДД Москвы. А еще у них есть задумка провести зимний велопарад:
- Единственная сложность - нужна хорошо почищенная дорога, чтобы было не скользко, ну и желательно колеса зимние поставить на велосипеды. В Амстердаме же зимой катаются на велосипедах, и ничего!
Напомню, в 2014 году департамент транспорта Москвы утвердил схему развития велопространства Москвы до 2020 года. Согласно ей, в городе планируется проложить 700 км велодорог, что позволит не только догнать, но и перегнать тот же Амстердам.
Прямая речь
Александр Шумский, руководитель проекта "Пробок. нет":
- Если в прошлом году в столице пользовались велосипедами ежедневно около 50 тысяч человек, то сейчас катаются около 150-200 тысяч человек, и их число только растет. Люди доезжают на велосипедах до метро, едут на работу. Процесс шел бы активнее, если бы быстрее развивалась инфраструктура, и не только в парках, но и на улицах города, появлялись места для хранения велосипедов в спальных районах. Отмечу, что велосипед стал полноправным участником движения, не создающим помехи тем, кто ездит по правилам. А для того, чтобы велосипедисты знали правила сами, думаю, стоит внедрить практику - при продаже или аренде велосипеда вручать краткие правила дорожного движения.
А как в провинции
В Северной столице велодвижение очень популярно, хотя тут нет ни велодорожек, ни специальных маршрутов, а общественный прокат и парковки появились только в прошлом году. Однако в последнее время любители двухколесного транспорта приободрились - у вице-губернатора Смольного появился советник по развитию велосипедной инфраструктуры. Им стала координатор проекта "Велосипедизация Петербурга" Дарья Табачникова. Проект пропагандирует альтернативный способ передвижения по городу, привлекает к проблеме специалистов. Известно, что в качестве первых шагов с властями предстоит обсудить повышение культуры двухколесного движения, также в планах - развитие "Велошколы", которая сейчас работает в нескольких районах города и дает возможность желающим научиться правильно ездить по дорогам мегаполиса.
- Велоинфраструктура улучшает качество городской среды, ее развитие позволяет пересмотреть организацию городского пространства. К тому же она помогает людям очень просто передвигаться по городу, - отмечает Табачникова.
При этом инициативы общественников нередко наталкиваются на противников. Оживленную дискуссию вызвало мнение, что велосипедам нужно запретить въезжать в центр Петербурга. Такую точку зрения одна из общественных организаций объясняла тем, что этот вид транспорта создает опасность на дорогах. Усложнить жизнь велосипедистам пытался и депутат Милонов, предложивший им сдавать экзамены на знание ПДД и получать права сродни автомобильным. Такая схема, по его мнению, должна распространяться на Москву, Петербург и другие города-миллионники. Поддержки предложение не встретило: по словам специалистов, такой практики нет ни в одной стране мира.
Сейчас в Петербурге спроектировано 16 веломаршрутов. Все на бумаге - к реализации пока не приступали. Однако ожидается, что этим летом два маршрута станут доступны - это трассы из Купчино в центр и из Петербурга в Ломоносов.
В Ростовской области, где велосезон длится долго, а из-за пробок двухколесный транспорт оказался достойной альтернативой автомобилям, похожая проблема. На дорогах нередко можно увидеть велосипедистов, боязливо жмущихся к обочинам. Обустройство велодорожек идет в городе медленно и не поспевает за стремительно развивающимся велодвижением. По данным департамента автомобильных дорог и организации дорожного движения, в 2012 году в Западном жилом массиве была выделена велополоса протяженностью 2,3 км. На следующий год в Северном жилом массиве появилась полоса на 0,7 км. Еще одна на 0,9 км протянулась в парке "Дружбы". В 2014 году уже в центре города были выделены велополосы протяженностью 0,9 км и 1 км. Но этого катастрофически не хватает. Велолюбители давно мечтают о дорожках, соединяющих спальные районы с центром. Местные власти обещают решить проблему не первый год, но пока ситуация не обнадеживает.
- Работа в данном направлении продолжается, ведется расчет затрат, - сообщили корреспонденту "РГ" в пресс-службе горадминистрации.
Проблемой Ростова, особенно центра города, являются узкие улицы, на которых невозможно проложить велодорожку, не ущемляя автолюбителей или пешеходов. Проезду велосипедистов мешают и стихийные парковки, об этом ростовчане часто пишут в соцсетях. О наболевшем говорят и любители экстремального велоспорта. По их словам, в городе нет места для тренировок, а единственная коммерческая площадка не окупалась и в итоге закрылась.
Пока местные власти крутят педали впустую,активисты пытаются самостоятельно приспособить городскую среду: на улицах привычными стали установленные энтузиастами велопарковки, которые, как правило, увы, пустуют. Никто пока не может гарантировать сохранности оставленного там транспорта.
В Пензе, напротив, немало средств вложено в создание инфраструктуры для велосипедистов. Первая велостоянка появилась пару лет назад у здания регионального правительства. Тогда еще экс-губернатор Василий Бочкарев пытался пересадить подчиненных на двухколесный транспорт. Эту идею он подсмотрел в райцентре Наровчат, где на велосипеде на работу ездил даже глава района. В областном центре стоянку оборудовали, а вот велосипедных дорог на тот момент почти не было, поэтому идея не прижилась не только среди чиновников. Первую велодорожку параллельную тротуару с соответствующей разметкой заложили в 2013 году при реконструкции дорог к 350-летию Пензы. На это было выделено более пяти миллиардов рублей из консолидированного бюджета. Теперь на велосипеде можно пересечь Пензу с юга на восток. Протяженность велодорожки - около 25 километров. Кроме того, для катания обустроены Олимпийская аллея, набережная реки Суры и зеленая зона Ахуны.
В Екатеринбурге число приверженцев двухколесного транспорта тоже растет. По данным общественной организации "Свободное движение", к концу прошлого лета в Екатеринбурге насчитывалось 45 тысяч велосипедистов, это чуть более трех процентов жителей города. В то же время протяженность оборудованных велодорожек в Екатеринбурге всего 22 километра, то есть на каждого велосипедиста приходится меньше 50 сантиметров. Город имеет устоявшуюся уличную сеть, и, чтобы проложить путь для велосипедистов, кому-то - машинам или пешеходам - придется подвинуться.