Стартовал конкурс «Молодой предприниматель России-2015». Корреспондент «ВМ» решила выяснить, насколько реально для молодежи открыть свое дело, и нашла несколько начинающих бизнесменов. Кто-то из них открыл собственное кафе, а кто-то собрал музыкальную группу. Каждая идея долго вынашивалась и тщательно продумывалась. Так или иначе, они осуществили то, что планировали, и доказали: главное — не бояться трудностей. И тогда не страшны отсутствие опыта и первоначального капитала.
В качестве примера для подражания герои этого материала дружно называли Марка Цукерберга — основателя всемирной социальной сети «Фейсбук». Недавно он был назван самым влиятельным человеком в мире. Уместно напомнить, что необычную программу Synapse, которая собирала данные о том, какую музыку слушает человек на своем компьютере, Марк создал, еще учась в 9-м классе.
А в университете, когда знаний стало больше, Цукерберг начал творить чудеса. Кто знает, может быть, московские молодые бизнесмены еще превзойдут его в умении создавать что-то новое и зарабатывать на этом деньги.
26 КВАДРАТНЫХ МЕТРОВ УЮТА
Кириллу Ануфриеву, владельцу кафе на улице Улофа Пальме, неподалеку от МГУ, всего 24 года. Заведение востребовано среди местных студентов, хотя и отличается своими крошечными размерами. Всего пять столов, только один официант, зато как уютно! На кухню денег пока не хватило, зато чай, кофе и вкуснейшие десерты помогают согреться даже в самую холодную осеннюю погоду. К тому же их готовит улыбчивый и приветливый бармен — друг хозяина.
Кирилл вложил все силы, чтобы превратить кафе в настоящий домашний очаг.
— Мы делали кафе своими руками. Сами собрали барную стойку, ездили покупать пледы для небольшой летней веранды, — рассказывает Кирилл.
Окончив бакалавриат и магистратуру экономического факультета МГУ, Кирилл решил пойти в аспирантуру и открыть собственное дело. В университете молодой человек и раньше пробовал свои организаторские таланты — будучи хоккеистом, основал сборную МГУ по хоккею и сам же ее возглавил.
— Мне всегда очень нравились небольшие уютные кафе, где можно было посидеть с однокурсниками и попить ароматный кофе. Так что вопроса, какое дело открывать, даже не возникло, — вспоминает он.
Секретом успеха молодой предприниматель называет помощь родителей и верных друзей, которые поддерживали его на каждом этапе создания бизнеса. Пока в кафе ходит в основном университетская молодежь, иногда даже арендует помещение, чтобы отметить день рождения и другие праздники. Но Кириллу этого мало, он искренне верит, что в его 26 квадратных метров уюта люди будут ездить даже из других районов города.
С МИРУ ПО НИТКЕ
Полина Нагорных недавно окончила факультет журналистики РГГУ. С детства девушка увлекалась пением и грезила не о работе на телевидении, а о большой сцене. После университета ей удалось собрать музыкальную группу. В декабре 2014-го был выпущен дебютный альбом.
Деньги на него ребята собирали, как говорится, всем миром. Сбор средств проходил в интернете, на портале, ориентированном на привлечение финансов в креативные проекты. Пользователи сайта оценили талант Полины как певицы и способности ее коллег, играющих на музыкальных инструментах. Всего ребята получили 83 тысячи рублей.
А расходы были немаленькие: тут и аренда студии для записи альбома, и оплата труда звукорежиссера. Но все в конце концов окупилось. Благодаря записанному и выложенному в интернет альбому о группе узнали и начали приглашать ребят на разные мероприятия. Бесплатно музыкальная группа участвует только в фестивалях, поскольку это лишняя возможность рекламы. А вот за любые концерты в клубах ребятам в копилку идет процент со стоимости входных билетов. В зависимости от выручки бара музыканты могут получить процентов 70–80 или вовсе__ всю сумму. Если послушать выступление пришли много людей, которые потратили деньги в клубе, группе полагается достойный гонорар.
— Сейчас мы часто выступаем и работаем над новой музыкой. Весной впервые ездили на гастроли — нас пригласили на масштабный фестиваль в Нижний Новгород. Заработанные деньги тратим на репетиции или обновляем инструменты и аппаратуру для домашней записи.
БИЗНЕС-ПСИХОЛОГИЯ
Студенту факультета психологии Егору Зайцеву с самого первого курса хотелось реализовать себя в профессии. Он решил организовать консультации для всех желающих по выбору профессии. Подтолкнули его к этому жизненные обстоятельства: смена нескольких институтов и мест работы.
— Я видел, что люди вокруг находятся в постоянных поисках себя, тратят много времени, не зная, найдут ли в итоге то, что будет им по душе. Тогда я и придумал бизнес-проект, который будет помогать в поисках работы, — говорит Егор.
Штат составили два человека: сам владелец бизнеса и профессиональный психолог, который приступил к работе, откликнувшись на объявление в интернете. Любопытно, что желающих работать у начинающего предпринимателя нашлось очень много, притом что информация о вакансии была размещена только на двух порталах. В первое время Егору мешали неопытность в сфере бизнеса и ограниченность бюджета. Нехватка денег не позволяла разместить рекламу в СМИ. Тем не менее клиенты были. В какой-то момент заработало сарафанное радио: родители определившихся с профессией школьников стали рассказывать своим знакомым об эффективных психологических консультациях по профориентации.
— Для меня было удивительно, что к нам приходили не только старшеклассники с родителями, но и выпускники университетов, испытывающие трудности с трудоустройством. И даже немолодые серьезные люди. Вот таким было особенно интересно помогать, — делится впечатлениями молодой предприниматель.
Егор считает, что у каждого человека есть способности, о которых в большинстве случаев он попросту не догадывается. Сейчас Егор набирается опыта у квалифицированного коллеги и часто присутствует на консультациях, где за полтора — два часа специалист с помощью профессиональных методик выявляет все склонности и таланты.
ПРЫЖОК К УСПЕХУ
Идея открыть свой батутный центр к Константину Багрееву пришла неслучайно. Сам молодой человек очень долго занимался батутным спортом и катанием на вейкборде.
В какой-то момент он задумал собрать единомышленников в одном месте. К тому же он заметил одну проблему. Дело в том, что существующие в Москве батутные центры не предоставляют полный комплект услуг: в них нет раздевалок, душевых, столовых, где можно перекусить. В такие места ходят только увлеченные батутным спортом мужчины, которым совершенно не важно, где прыгать. Замысел создания идеального места для прыжков разделяла и любимая девушка Константина, Наталья.
— Сначала мы сели и посчитали, сколько денег у нас есть, и посмотрели подходящие помещения. Их было сложнее найти, поскольку для батутного центра нужен зал с потолком не ниже шести метров.
Константин прекрасно понимал, что куда проще открыть обычный фитнес-клуб, в который толпой заявятся женщины, одержимые идеей похудеть. Но трудности не испугали энтузиаста.
— Мы шли на риск, потому что не знали, будет ли это востребовано, придут ли к нам люди. Как правило, представления о батуте у многих ограничиваются спортивной школой с одним-единственным местом для прыжков.
Уже в первые два месяца после открытия стало понятно: новый батутный центр пользуется популярностью, коммерческий успех достигнут. Люди, которые приходили к Константину провести свой досуг, становились постоянными клиентами. Еще бы, ведь в центре Константина даже появилась своя батутная фитнес-программа. Женщины сразу заинтересовались этим направлением, поскольку сброс лишнего веса происходит намного стремительней, тело становится подтянутым, и самое главное — процесс похудения проходит очень весело.
— Сейчас мы работаем над тем, чтобы привлечь большее количество клиентов. Придумываем различные абонементы и индивидуальные программы. Надеемся, что в дальнейшем наш батутный центр станет еще более востребованным, — делится Константин своими планами.
ПРОФЕССИЯ: ПУТЕШЕСТВЕННИК
Ася Репрева и Алексей Игнатов совсем недавно были обычными студентами. От других ребят их отличала страстная любовь к путешествиям. Ася побывала в 60 регионах России! Леша в основном путешествовал по Европе. В какой-то момент ребята призадумались: а не превратить ли любимое дело в интересную и увлекательную работу? Так появилась новая контора по организации путешествий.
— Турагентства обычно предлагают стандартный набор услуг, требуя при этом большие деньги. Мы же решили создать такую компанию, которая помогала бы людям знакомиться с красивейшими местами нашей страны с минимальными затратами и максимальными впечатлениями.
Гидами подрабатывают местные жители, влюбленные в свой край и готовые раз за разом показывать его заезжим гостям. Ребята разрабатывают уникальный маршрут и в интернете ищут клиентов. При этом попасть в группу туристов не так-то просто. Сначала нужно написать, чем кандидатура будет полезна в путешествии.
Так Ася и Леша находят врачей, географов, кулинаров и других специалистов, способных помочь в случае чрезвычайной ситуации. Таким образом, компания гарантирует высокое качество отдыха и веселое времяпрепровождение, поскольку группы подбираются по возрасту и интересам.
Влюбленные в Россию люди в рамках нового проекта уже ездили на Байкал, Камчатку и в другие места. Ася и Леша отмечают, что такие поездки не только оставляют незабываемые впечатления, но и приносят доход. Ради этого стоило набраться смелости, бросить все дела и начать собственный бизнес.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Наталья Бухштабер, заместитель декана высшей школы бизнеса МГУ:
- Сейчас у молодежи есть огромное количество возможностей для открытия собственного бизнеса. Множество идей даже не связано с вложением больших денег. Например, в последнее время студентам очень нравится разрабатывать новые мобильные приложения для смартфонов.
Личностные качества молодого бизнесмена сводятся к тому, что он должен быть открыт для всего нового и быстро реагировать на последние тенденции. Самая главная трудность обычно заключается в том, что бизнесменам не хватает каких-то специальных знаний, чтобы лучше продумать работу, в то время как, например, инженеру не хватает организаторских способностей.
Сергей Мац, преподаватель кафедры дифференциальной психологии и психофизиологии института психологии им. Л. С. Выготского РГГУ:
- Чтобы преодолеть свой страх и открыть собственное дело, человек должен четко осознавать мотив, очень хотеть и видеть цель. Не стоит бояться вероятных рисков, связанных с потерей денег. Люди ежедневно рискуют. Любой выход на проезжую часть или начало новых отношений связаны с опасностью. Сила психики заключается в умении принимать решения и преодолевать свои страхи. Сильные личности строят свою жизнь: сами себе ищут партнеров, начинают что-то новое. Слабые, напротив, хотят, чтобы спокойствие и уверенность им гарантировали другие люди. Открыть свое дело — означает стать свободным.