Стратегия развития Дальнего Востока существенно корректируется. ТОРы, свободный порт, снижение административных барьеров и прочие преференции для бизнеса не привели к главному — к увеличению численности населения в регионе. Поворот на Восток оказался неосуществим без разворота к людям
Еще три года назад мы писали (см. «Свой Восток», № 36 за 2016 год), что привлечение иностранных инвестиций на Дальний Восток не даст желаемого эффекта, а по-настоящему развить эту территорию можно лишь с целью обустроить тут жизнь собственных граждан. И только тогда он станет интересен для иностранцев. Наконец, сами иностранные инвестиции — это вовсе не панацея. Нужно, чтобы в регион поверили в первую очередь россияне, а уже глядя на них, подтянутся и иностранцы.
И вот теперь власти признали: без опережающего развития социальной сферы, без создания в регионе с неблагоприятным климатом и плохой транспортной связностью условий для нормального проживания людей, все усилия, направленные на привлечение инвестиций, строительство новых производств, будут тщетными: даже самым современным автоматизированным, роботизированным и оцифрованным заводам необходим персонал. И чем современнее производство, тем более высококвалифицированных людей оно требует.
Подняться над Россией
В рамках Восточного экономического форума под председательством Владимира Путина прошло заседание президиума Госсовета, где обсуждался проект национальной программы развития Дальнего Востока на период до 2025 года и на перспективу до 2035 года. Решение о разработке такой программы было принято год назад. В ее обсуждении на местном уровне приняли участие более 230 тыс. человек, поступило около 16,5 тыс. предложений.
Главная цель — к 2025 году темпы экономического роста в этом макрорегионе должны быть в полтора раза выше, чем в среднем по России. Уровень жизни по таким показателям, как медицина, образование, состояние дорог и тому подобное, тоже должен превышать средние по стране показатели. Цели весьма амбициозные, учитывая, что сегодня уровень жизни на Дальнем Востоке ниже среднероссийского.
Так, по словам главы Якутии Айсена Николаева, в регионе больше процент бедного населения, уровень смертности в трудоспособном возрасте на 20% выше, чем в среднем по России, продолжительность жизни на три года меньше.
По данным Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА), в Приморском крае, лидирующем по численности населения в ДФО и характеризующемся наиболее благоприятным климатом, плотность автомобильных дорог в 2017 году составила лишь 90 км на 1000 кв. км. Для сравнения: в регионах европейской части России, расположенных в тех же широтах (например, в Краснодарском и Ставропольском краях), плотность дорог — 463 и 272 км на 1000 кв. км соответственно.
Продолжение статьи читайте в свежем номере журнала "Эксперт" №37-2019