Спрос на бронирование отелей на морских курортах страны в этом году вырос на 40-60%, а места в санаториях на лето уже сейчас распроданы на 60%. Отдельно стимулировать внутренний туризм нет необходимости, но брендировать региональные турпродукты нужно, считают представители туриндустрии. Например, на Северном Кавказе в этом году запустят бренд "Кавказское гостеприимство".
О том, как туротрасль готовится к летнему сезону и чего ждать туристам за "круглым столом" в "Российской газете" рассказали вице-президент Ассоциации туроператоров России Сергей Ромашкин, директор Высшей школы креативных индустрий Северокавказского федерального Университета Алена Садыкова и генеральный директор гостиничного комплекса "Жемчужина" (Сочи) Светлана Ермилова.
Туристам стоит опасаться дефицита мест?
Сергей Ромашкин: На мой взгляд, безосновательное опасение, если речь идет о пляжном отдыхе. Думаю, мест хватит. И мы не ожидаем такого нашествия туристов, которое не позволит разместиться. В прошлом году примерно с такой же зимней динамикой летом все туристы нашли себе размещение в отелях любой звездности, с любым бюджетом.
Это пляжи, а если говорить о санаториях? Здесь всем желающим хватит мест?
Сергей Ромашкин: Если говорить, например, о районе Кавказских Минеральных вод, то здесь дефицит сложился уже два года назад. И люди, которые придут в июне, наверное, ничего уже не смогут купить на июнь или на июль. Уже сейчас продано около 60% мест в санаториях, и, наверное, все лето будет продано к 1 мая. Соответственно, те туристы, которые не купят сейчас, будут вынуждены покупать на сентябрь-октябрь.
В целом по году мы можем рассчитывать на рост турпотока от 10 до 20% по любому курорту юга России.
Почему сейчас россияне массово поехали в санатории на Кавказ?
Алена Садыкова: На самом деле, это произошло не сейчас. Загрузка Кавказских Минеральных вод всегда была высокой, в том числе в связи с ограничением количества мест размещения.
Новых санаториев строится мало несмотря на то, что создаются новые особые экономические зоны, предлагаются особые условия для инвесторов. Но общаясь с инвесторами, могу сказать, что возвращаются инвестиции от вложений в санатории гораздо дольше, чем, например, от постройки жилых комплексов на той же территории Кавминвод.
Это первое. Второе. Часть санаториев предоставляет набор услуг, которым можно воспользоваться, даже если ты не проживаешь на территории санатория. И сейчас на рынке недвижимости Кавказских Минеральных вод стали востребованы апарт-отели и апарт-комплексы. Такое размещение отличается от проживания в санатории, но многие уже выбирают именно такой вариант.
Обеспечена ли туротрасль достаточным количеством кадров к летнему сезону? И какова ситуация на будущее - есть ли интерес у абитуриентов к этой отрасли?
Алена Садыкова: В этом году мы наблюдаем рост заинтересованности поступления на направление "Туризм" примерно на 10%. Но наборы на эту специальность небольшие, до 40-50 человек в год. В этом году на направление туризм выделено 33 бюджетных места.
Если говорить глобально об обеспечении туристической отрасли, конечно, достаточного числа кадров нет. В данный момент около 800 студентов обучаются у нас по разным профилям в сфере гостеприимства в Ставрополе и Пятигорске, а за последние 5 лет мы выпустили около 1500 студентов, что может оказаться недостаточным при условии активного развития туристической отрасли на Северном Кавказе.
Сергей Ромашкин: У отрасли колоссальный дефицит кадров, где-то 30-40% уже в этом году. Но, на мой взгляд, эта проблема экономическая, и она должна решаться в основном экономическими средствами. Если мы скажем, что после туристического вуза ты будешь получать 200 тысяч рублей, то завтра будет стоять очередь в этот вуз.
В отрасли очень низкие зарплаты, за прошедшие годы мы потеряли много людей, которые ушли в более доходные отрасли.
Зарплата курьера в Москве сейчас составляет 100 тыс. руб. Кто в отелях Москвы может платить 100 тысяч? Пока никто. Но если они в ближайшие годы не начнут платить 100 тысяч, они потеряют даже тех людей, которые работают.
Два дня назад смотрел зарплатные предложения горничным в Анапе. Пять лет назад хорошая зарплата горничной в Анапе была 30-40 тыс. руб., штат набирали достаточно быстро. Эти времена прошли.
Сейчас зарплатные предложения горничной в Анапе 80-100 тыс. руб. с проживанием и питанием, иначе людей не набрать. Отрасль должна быть готова экономически удвоить зарплаты в течение следующих пяти лет.
Тогда, получается, места в отелях может быть и есть, а обслуживать некому?
Сергей Ромашкин: Это экономический вопрос. Пляжные отели запускаются 28 апреля. Значит, у отельеров еще 1,5 месяца, чтобы пересмотреть свои взгляды на зарплату и набрать людей.
Значит, правильно делают те, которые сейчас бронируют места, ведь к апрелю, когда начнут набирать по новым зарплатам горничных, цена в отеле тоже вырастет?
Сергей Ромашкин: Надеюсь, что грамотные менеджеры в этом году уже заложили свои расходы, увеличили зарплату на горничных. Но в целом, да, кто-то должен заплатить. Меня часто спрашивают, почему так быстро растут цены в отелях. Один из источников удорожания - это опережающий рост зарплат в отелях, потому что эти зарплаты были занижены в среднем по рынку труда. Сейчас нашими конкурентами на рынке труда выступают не соседний отель или соседний турагент, а все отрасли, которые сейчас конкурируют друг с другом за кадры. Например, в строительной отрасли за 2023 год подняли зарплаты рабочим на 25-32%. И это, кстати, отражено в ценах на недвижимость.
Светлана Ермилова: Мы, как и многие средства размещения, придерживаемся гибкой ценовой политики, учитывая загрузку и сезонные колебания. При этом рост цен у нас составляет не более 8% по сравнению с уровнем цен прошлого года.
Помимо отелей еще есть сложности с кадровым обеспечением туротрасли?
Алена Садыкова: У нас нет обязательной сертификации, например, экскурсоводов. Получается, что в данный момент практически никто не может контролировать те смыслы, которые экскурсоводы доносят до гостей и жителей макрорегиона.
При этом радует, что появляется все больше локаций, уровень сервиса которых приближается к лучшим образцам туротрасли. Но, к сожалению, пока это не массово.
СКФУ совместно с экспертами отрасли разработал "Единые стандарты кавказского гостеприимства" которые были утверждены приказами органов исполнительной власти в сфере туризма Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Ставрополья, Ингушетии, Чечни, Дагестана, Северной Осетии и Адыгеи. В прошлом году прошел большой образовательный марафон по республикам региона, где разъяснялись принципы работы в туротрасли Северного Кавказа.
Вообще если говорить про Кавказ, думаю, ни для кого не секрет, что у региона есть особенности сервиса. Отзывы туристов об этом можно увидеть на специализированных сайтах.
Так может быть сделать отдельный бренд "Кавказское гостеприимство"?
Алена Садыкова: Мы уже зарегистрировали бренд - "Кавказское гостеприимство". Брендингом Северного Кавказа, кавказского гостеприимства и кавказского долголетия наши специалисты озаботились несколько лет назад с тем, чтобы разработанные знаки могли использовать участники тур отрасли и индустрии гостеприимства СКФО.
"Кавказское гостеприимство" и "Кавказское долголетие" своего рода знак качества, который профессиональное сообщество признает и присваивает тому или иному игроку рынка, чтобы гостям и жителям региона было проще ориентировать при выборе. Сейчас, мы получили патент, прошли патентование логотипа. И разрабатываем механизм и систему внедрения.
И когда мы сможем увидеть его на рынке?
Алена Садыкова: Разработанные знаки будут представлены в этом году.
Светлана Ермилова: Вообще нужно решать задачу по формированию потребительского патриотизма. В Сочи для этого реализуется флагманский проект "Выбирай Сочинское", который помогает местным, локальным производителям осваивать новые рынки сбыта. Хорошо показала себя практика проведения выставок местных товаропроизводителей. Совместно с администрацией г. Сочи, Министерством сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, Городского Собрания Сочи, было проведено 10 крупных мероприятий: выставка-презентация продукции предприятий агропромышленного комплекса Краснодарского края; выставки-ярмарки кубанских производителей; выставки-ярмарки "Выбирай свое" и т.п.
На базе выставочных площадей гранд отеля "Жемчужина" свои товары представили предприятия агропромышленного комплекса, в том числе лучшие компании-победители краевого конкурса в области качества "Сделано на Кубани": производители продуктов питания и текстиля.
Как-то стимулировать туризм сейчас нужно?
Сергей Ромашкин: Сейчас у нас регулятор - министерство экономического развития. За 2023 год произошла некоторая смена концепции. Мы видим, что сейчас преобладает инфраструктурный подход к отрасли, экономика предложения.
Минэкономразвития считает, что у нас дефицит мест в ряде регионов, и вырабатывает инструменты, инвестиционные, инфраструктурные, которые позволят быстро нарастить предложения отельных мест и других объектов - горнолыжных курортов, парков развлечений, и так далее.
Если коротко, минэкономразвития не считает, что надо стимулировать спрос. Туристы готовы ехать, и здесь стоит согласиться с министерством. Действительно надо быстро наращивать предложения тех регионов, которые уже столкнулись с дефицитом мест.
Светлана Ермилова: Замечу, что так называемый низкий сезон для отелей на побережье в Сочи раньше был характерен в зимне-весенний период, а высокий сезон называли периодом полной загрузки в летние месяцы. А сейчас формулировка "низкий сезон" отходит немного на второй план, а к высокому сезону добавляется еще и "пиковый сезон". Так вот, летний сезон в этом году обещать стать рекордным. Сочи становится все более современным и комфортным для жителей и туристов.
Может быть стоит не стимулировать спрос, а диверсифицировать спрос? То есть, переключить его на те регионы, даже конкретные локации, которые недозагружены?
Алена Садыкова: Конечно, это. Мы работали с Кабардино-Балкарией как раз по этому вопросу. Если посмотреть на карту Кабардино-Балкарии, то вся турактивность сосредоточена в определенной локации, в Приэльбрусье. Проблема заключается в том, что из городов и сельских поселений, отдаленных от Приэльбрусья, молодежь начинает уезжать туда, где есть работа. Поэтому активисты молодежной политики стараются проводить событийную повестку для привлечения туриста в другие, не менее живописные места республики.
Отдельно стоит отметить логистику. Для развития туристической отрасли очень важно развитие коммуникаций, логистических путей. Хорошо, что у нас есть аэропорт в Ставрополе и Минводах, есть аэропорт в Дагестане, есть аэропорт в Кабардино-Балкарии. Есть доступность железнодорожного транспорта. Но практика показывает, что туристический поток растет такими темпами, что не всегда и не отовсюду можно легко добраться до туристического объекта.
Поэтому мы как университет работаем с министерствами, с бизнесом, чтобы открывать туристам новые места. Например, сейчас совместно с платформой 2ГИС и "Сбером" разработали новые туристические маршруты. Провели аналитику, обнаружили, что вокруг того же Ставрополя есть много интересных туристически привлекательных мест. Начали появляться винодельни, какие-то крафтовые туристические объекты, которые не имеют своих мест размещения, но очень интересны для посещений. Поэтому мы разрабатываем комплексные решения, учитывающие места размещения, трансфер, насыщение тур программы для создания новых маршруты, новые сценариев отдыха людей, которые приезжают к нам в регион.
Кто сейчас путешествует по России- постоянно ездят одни и те же или появляются новые туристы? Меняется как-то профиль туристов?
Сергей Ромашкин: Демографические параметры турпотока неизменны. Самая многочисленная группа - от 35 до 39 лет, как правило, в поездке участвует один ребенок. Летом, если туристы едут более старшего возраста, дети уже взрослые, и они не едут. В пляжном сегменте мужчины и женщины примерно 50 на 50. А по санаториям другая статистика: около 70% - это женщины и 30% мужчины. Но, во всяком случае, это распределение удерживается десятки лет.
По направлениям путешествий есть какое-то смещение?
Сергей Ромашкин: Если мы говорим об отдыхе на юге России, никаких изменений не происходит. Краснодарский край на первом месте, а внутри Краснодарского края лидер, безусловно, Сочи. Я думаю, что в этом году он примет 6,5-7 млн туристов в целом по году.
На втором месте это Крым. Да, в прошлом году Крым снизил турпоток примерно на 25%, но результаты этих месяцев зимы показывают, что спрос на Крым вырос в два раза. Наверное, это позволит Крыму отыграть прошлогоднее падение и выйти на результат, где-то 5,5-6 млн туристов за 2024 год.
На третьем месте район Кавказских Минеральных вод. Здесь мы ожидаем, наверное, турпоток в районе 2,5-3 млн туристов, включая самостоятельных. В целом по России в первую пятерку входят еще Москва и Петербург, у них очень хорошая динамика. Но это другой тип туризма, это экскурсионные туры
На Северный Кавказ приезжают ради санаториев?
Алена Садыкова: У нас активно развивается событийный и деловой туризм. Конечно, что в процентном соотношении это далеко от количества отдыхающих на пляже или в санаториях. Последние пять лет начали проходить какие-то крупные события, такие, как запуск воздушных шаров, фестиваль фейерверков, кинофестиваль, которые привлекают не только жителей Ставропольского края и республик Кавказа, но и гостей из других регионов России.
Активно развивается молодежный туризм. По статистике около 30% посетителей Кавказских Минеральных вод - путешественники в возрасте до 30 лет.
Конечно Северный Кавказ знаменит горным туризмом и отдыхом. Всем известны курорты Карачаево-Черкессии, Кабардино-Балкарии. После пандемии взрывной рост посещений показал Дагестан. В Дагестане начали работать новые форматы тур локаций, таких как арт-резиденции, где можно познакомиться с народными художественными промыслами Дагестана.
В Дагестане НХП входит в ТОП-3 популярных направлений креативных индустрий. Новые направления туризма, такие как агротуризм, гастрономический, экологический и т.д., позволяют наращивать туристические потоки за счет оригинальности. Но в тренде на Кавказских Минеральных Водах, конечно, туризм оздоровительный.
Стоит ли тогда строить классические санатории, может быть нужен уже какой-то другой формат, если меняется лицо туриста?
Сергей Ромашкин: Во-первых, хотел бы отметить, что сейчас оказались в ситуации, когда не хватает размещений или санаторных мест, отчасти потому, что 2020-2021 год и часть 2022 года, была пауза инвестиционной активности сначала из-за ковида, все стройки в 2020 году были заморожены, а 2022 год - начало СВО привело к тому, что инвесторы, опять-таки, задумались. Был существенный скачок курса доллара. Многое оборудование, которое было привязано к курсам валют, стало недоступно для инвесторов. Поэтому и образовался некий разрыв.
Во второй половине 2022 и в 2023 все это перезапустилось, но инвестиционный цикл отеля и тем более санатория - это не один год. Результаты этой активности мы увидим, наверное, только в 2025 году. В 2024 году на рынок выходят единицы санаториев и чуть больше отелей.
А во-вторых, что касается изменений в профиле туриста, то мы видим, что молодежь начинает приезжать в санатории. Но это немножко другой турист. Это уже скорее направление оздоровления, которое связано, может быть, с такими, извините, английскими словами, как "релакс", "детокс", анти-стресс и какими-то тонкими настройками. Это работа с ментальностью.
Мы понимаем, что здоровье - комплексная сущность, где многое зависит не только от физического, но и от ментального состояния. Потому в санаториях появляются психологи, психотерапевты. И, соответственно, аудитория молодеет, это уже не больные с проблемами опорно-двигательного аппарата, а люди, которые хотят быстро привести себя в хорошее самочувствие, если они устали на работе, если у них есть хронический стресс, хроническая усталость. Потому это направление интересно молодежи. Мы видим 30-летних людей, которые хотят, скорее, оздоровления.
Алена Садыкова: На самом деле, запросы очень разные. Кстати, Кавказ - это еще и спортивный туризм. В Кисловодск, например, едет большое количество спортивных команд.
Традиционно альпинизм в горах, очень популярна стала пешая ходьба. В данный момент в СКФО разрабатывается большая туристическая тропа, которая пройдет через несколько субъектов. На ее протяженности предполагаются комфортные зоны отдыха. Новый проект позволит привлечь туристов, которые не занимаются профессионально горным туризмом, но при этом с удовольствием пройдут по горам пешком.
Хочу отдельно отметить детский туризм. На Кавказе это и детские санатории, и детские лагеря.
Среди обсуждаемых новаций в законодательстве - легализация гостевых домов. Удастся ли все-таки гостевые дома подвести под классификацию и вывести их из "тени"?
Сергей Ромашкин: Удастся, если итоговый документ о том, как эта процедура должна пройти, будет дружественным по отношению к владельцам. Но если законопроект примут в действующей редакции, думаю, для большинства собственников это окажется просто непреодолимо.
Например, там одно из требований, чтобы собственник проживал и был прописан в том месте, где расположен его гостевой дом. А много собственников на месте не живет. Они прописаны в Москве, а дом у них на территории Геленджика.
Что эти люди должны делать, переезжать, прописываться? Там много каких-то пунктов, которые пока не урегулированы. Но в целом, думаю, половина владельцев гостевых домов к легализации готова.