Большинство (53%) россиян, опрошенных «Левада-центром», выступают за отставку правительства — потому что оно не заботится о социальной защите, не может обеспечить людей работой и не решает проблемы, связанные с ростом цен и падением доходов. Особенно недовольны люди ценами и доходами: 57% опрошенных указали эту причину. А сколько обещаний-то лучшей жизни было!
Весь прошлый год, на волне проведения пенсионной реформы, и чиновники, и артисты, и прочие деятели наперебой кричали о том, как теперь пенсионеры заживут, — целые ток-шоу снимали, расшаркивались перед мудрым правительством в осознании великой цели: все ради пенсионеров, ради существенного повышения пенсий на 12 тысяч рублей.
Тон этому задала Ольга Голодец еще 15 февраля 2018 года: «В ближайшей программе развития пенсионной стратегии — достижение уровня пенсий на уровне 2,5 прожиточных минимума. В сегодняшних ценах это где-то около 25 тыс. рублей. Эта задача является настолько приоритетной, что все сегодня должно быть подчинено именно ей». Масла в огонь ожиданий подлила Татьяна Голикова, заявив о том, что средний размер прибавки к пенсии в 2019 году составит 1000 в месяц, или 12 000 рублей в годовом выражении. Можно подумать, что каждый месяц к пенсии будут накидывать по 1000 рублей, а к концу 2019 года пенсия вырастет на 12 000 рублей. Да и в речах губернаторов тоже отчетливо звучало увеличение пенсии на 12 тысяч рублей.
Все сходится: если к средней пенсии прибавить 12 тыс. рублей, то как раз получится порядка 25 тыс. рублей в месяц. Но вот удар: этих 12 тыс. прибавки нет и не будет.
Может, русскому человеку и нужен теперь этот «удар пыльным мешком по голове», чтобы проснуться и самоидентифицироваться?
Что разбудит? Во-первых, те самые «пенсионные преобразования». Точнее, то вранье, которое нам впарили, упаковав в незатейливый фантик под названием «забота о пожилых людях». Эта мера должна обеспечить прибавку только порядка 1000 рублей к пенсиям один раз в год. По мнению министра финансов Антона Силуанова, «около 1000 рублей перекроет рост потребительских цен». Ну что, все готовы обогатиться и наконец-то вздохнуть свободно? Мечтаем. А пока — реальность: в первом полугодии 2019 года никто, кроме военных, силовиков и некоторых особых категорий служащих, не выйдет на пенсию по возрасту.
Никто из чиновников не признается, что единственная цель реформы — сокращение расходов федерального бюджета.
Оказалось, что обещания чиновников неверно трактовали (удобно, правда?). Во-первых, ни о какой прибавке к пенсии в 12 тыс. рублей можно и не мечтать, во-вторых, надбавку получат не все, а в-третьих, вовсе и не 1000 рублей прибавят. Разберемся в деталях, чтобы избежать впредь пустых надежд и неверных трактовок.
Индексация пенсии будет только 1 раз в год, а это значит, что не пенсия вырастет на 12 тыс. рублей, а пенсионер всего за год получит на 12 тыс. рублей больше. Видимо, чиновники уже так привыкли к заграничным правилам (дети чиновников, проживающие за границей, давно уже никого не удивляют), что начали оперировать годовым доходом. Но народ-то живет по старинке, мысля ежемесячным доходом — от зарплаты до зарплаты и от пенсии до пенсии. Так что никаких «плюс 12 тысяч в месяц» не будет.
И даже эту небольшую прибавку в условные 1000 рублей получат не все. Еще в 2016 году был наложен мораторий на повышение пенсий работающим пенсионерам, и его никто не отменял. Если пенсионер нашел хоть какую-то минимальную официальную подработку (устроился ночным сторожем, например, за несколько тысяч рублей в месяц), то все прибавки проходят мимо него. И таких людей немало: по данным Росстата, 20,1%. То есть каждый пятый пенсионер работает. Естественно, среди тех, кто только что достиг пенсионного возраста, работающих достаточно много (мало кто готов слепо довериться нашей пенсионной системе), а среди более пожилых — работающих поменьше. Значительный спад занятости пенсионеров наблюдается уже только после 65 лет. Если занятых людей в возрасте от 60 до 64 лет у нас насчитывается около 1,3 млн человек, то в возрасте старше 65 лет — уже порядка 770 тыс. И распределение по регионам очень неравномерное. Больше всего занятых пенсионеров — в северных регионах и на Кавказе. Например, на Чукотке работают 47,4% пенсионеров, в Магаданской области — 46,1% (почти каждый второй пенсионер там не получит прибавки), а в Ингушетии без прибавки останутся 42,9% пенсионеров. Прибавка как бы и есть, но как бы и нет ее.
И еще 1000 рублей — это, можно сказать, средняя температура по больнице. В законе нигде не прописана обязанность властей увеличить 1 января 2019 года пенсию именно на 1000 рублей. Индексация увеличит пенсию на 7,05%. Если вы получаете как раз среднюю пенсию в 14 100 рублей, то и прибавка будет около 1000. А если пенсия меньше, то и прибавка будет меньше.
Если вы, допустим, пенсионерка из Курской области, которая всю жизнь занималась семьей и воспитанием детей (может быть, многочисленных, что хорошо для демографии страны), не имеете трудового стажа и получаете минимальную пенсию в 7044 рубля, то прибавка составит 528 рублей. Вот такой неожиданный поворот. Зато депутат, проработавший в Госдуме более 10 лет с пенсией в 63 581 рубль, получит прибавку в 4768 рублей. Все на благо народа!
С надбавками разобрались. Теперь самый главный вопрос: хватит ли этой надбавки в 7,05% обычным людям — не депутатам, чтобы с лихвой покрыть рост цен, как того обещал Антон Силуанов?
Действительно, 7,05% — это больше официальной инфляции в 4,3%. Если подходить с исключительно формальной точки зрения, то нас не обманули. Чтобы расходы пенсионера выросли именно на эти 4,3%, он должен потреблять все товары и услуги, по которым рассчитывается инфляция, в равной степени: покупать всевозможные продукты, включая икру и шампанское, различную одежду, машины, ездить отдыхать… Впечатление, что чиновники видят исключительно европейских пенсионеров на курортах. Вот только у наших стариков денег на все это не хватит.
Для них основа потребительской корзины — это самые необходимые продукты на каждый день. Те самые пресловутые макарошки, картошка, крупы да простейшие овощи. И вот по ним динамика цен совсем иная. Сахар за год подорожал на 28,3%, огурцы — на 37,2%, помидоры — на 22,5%, капуста — на 20%, картофель — на 9,9%, лук — на 9,5%, мясо и птица — на 9,7%. Это официальные данные Росстата, а реальность может быть еще суровее. И никакие 7,05% не помогут компенсировать реальный рост цен. Тем более что это был прошлогодний рост, а в этом году — с повышением НДС, разгоном официальной инфляции до 5,5% по прогнозу ЦБ, падением рубля из-за санкций и ухудшением финансового положения производителей (хорошо себя чувствует только нефтянка) — рост цен может быть еще выше.
Так что правительство, подобно уличному «разводиле», просто-напросто «кинуло» своих граждан. Грубо, но это так.
Конечно, за манипуляциями цифрами можно скрыть что угодно, формально ничего не нарушив. Но власть — не цыган-торговец, ответственность должна быть на совершенно ином уровне. Каждое слово — это обращение к народу; люди совершенно справедливо воспринимают это как обещания, которые должны быть выполнены. Но сказать одно, а дать совсем другое — это инфантильность, вранье и боязнь признать реальное положение дел. Такие ли чиновники нужны самой большой в мире стране?
Практику кабмина с радостью перенимают регионалы — губернаторы, мэры, главы администраций. В Курганской области молодым педагогам, которые решатся пойти работать учителями в области, обещали по 100 тыс. рублей подъемных и помощь в решении проблем с жильем. В итоге — ничего. В Удмуртии и Перми врачи, переехавшие работать в села по программе «Земский доктор», не получили по обещанному миллиону рублей на обустройство быта. В Иркутской области губернатор обещал остановить рост тарифов на ЖКУ (результат — рост на 8,4%), остановить вырубку леса (результат — разрешение уничтожения 116 га реликтового леса). Из Екатеринбурга в Верхнюю Пышму так и не начал ходить обещанный скоростной трамвай…
Примеров — масса. Но факт остается фактом: год за годом правительство обещает улучшить качество жизни в нашей стране. Время идет, а положительных изменений нет. Нас попросту обманывают и кормят пустыми обещаниями сладкой жизни. Но так далеко не уедем. Терпеть наш народ может долго, но когда чаша оказывается переполнена, тогда зарвавшимся и завравшимся чиновникам припомнят все. А вранье с пенсионными прибавками, как видим, очень легко разоблачить.
Необходимость значительных перемен во власти вместо перетасовки старых лиц уже обсуждают не только на кухне — люди прямо указывают на это, что и видно в опросах. Доля россиян, требующих отставки правительства, в 53% — это уже не просто желтая моргающая лампочка, сигнализирующая о неполадках: это уже красный фонарь и ревущая сирена, вопящая о смертельной угрозе! Это очень четкое указание к тому, что систему пора срочно чинить. Хватит врать нам, что все работает.