24 мая улицы Тарутинская и Пивченкова станут односторонними. В ближайшие месяцы организация дорожного движения изменится еще на 21 улице. Благодаря этому в городе появится 400 дополнительных парковочных мест. Руководитель учреждения «Администратор московского парковочного пространства» Александр Гривняк рассказал «ВМ» о развитии парковочного пространства, а также о новом портрете столичного автолюбителя.
Руководитель ГКУ «Администратор Московского парковочного пространства» (АМПП) Александр Гривняк, рассказывая о переменах в организации движения и парковки транспорта в столице, в частности, подчеркнул, что автомобилисты стали разумнее пользоваться средствами передвижения по городу.
—В каком направлении будет развиваться парковочное пространство Москвы? Что поменяется в организации столичных платных парковок в ближайшие годы?
—Московское парковочное пространство — это динамический проект. Мы не можем говорить о планах по изменению парковочного пространства в отрыве от конкретной ситуации на дорогах. Мы проводим постоянный мониторинг дорожной ситуации, изучаем загруженность платных парковок, но могу сказать, что в настоящий момент каких-либо изменений не планируется. Что касается сервисов оплат, то у нас на сегодняшний день представлено множество способов оплаты парковки, и каждый автомобилист может выбрать для себя наиболее удобный. Но, несмотря на обилие данных сервисов, мы продолжаем рассматривать новые варианты оплаты, изучая мировой опыт и мнение автомобилистов. Так, например, последним нововведением стала возможность голосовой оплаты парковки, которую мы реализовали летом прошлого года.
—Как меняется отношение автомобилистов к платным парковкам?
—Мы видим, что в среднем количество парковочных сессий в сутки растет, а их продолжительность становится короче. Таким образом, оборачиваемость парковочных мест увеличивается, и у автомобилистов уходит меньше времени на поиск свободного места. Это хорошая тенденция, которая говорит о том, что люди стали разумнее пользоваться личным автотранспортом, не оставляя его на парковке на целый день.
—Вы постоянно совершенствуете приложение «Парковки Москвы». Чем сейчас могут воспользоваться москвичи?
—Мобильное приложение «Парковки Москвы» на сегодняшний день является самым популярным способом оплаты — порядка 80 процентов автомобилистов выбирают именно его. Причем мы наблюдаем постоянный рост числа пользователей приложения. И это объяснимо: оно удобное, простое и вместе с тем многофункциональное. С его помощью автомобилист может не только оплатить парковку, но и проверить наличие штрафов, узнать, куда эвакуировали машину, оплатить резидентное разрешение, купить абонемент. Чтобы приложение было еще более информативным и полезным для автомобилистов, мы постоянно работаем над добавлением новых сервисов и функций. Так, например, теперь пользователи мобильного приложения «Парковки Москвы» получили возможность оплачивать парковку с помощью платежных карт МИР.
—Часто ли жители просят добавить платные парковочные места на конкретных улицах? Где в последнее время они появлялись по инициативе москвичей?
—Развивая проект парковочного пространства, в первую очередь мы опираемся на мнения горожан. Жители и муниципальные депутаты могут направить нам обращения с просьбой о включении в зону платного парковочного пространства тех или иных участков улично-дорожной сети. Мы рассматриваем эти просьбы, проводим анализ дорожной ситуации и затем по итогам принимаем решение. Так, например, с 3 мая в зону платной парковки вошла часть улично-дорожной сети у трех домов по бульвару Рокоссовского — об этом нас попросили жители этих домов. Теперь они смогут получить резидентное парковочное разрешение и парковаться на льготных условиях на территории своего района проживания.
—Многие дворы сегодня заставлены автомобилями тех, кто не хочет парковаться за деньги. Займется ли Москва резидентными территориями?
—Этот вопрос волнует многих. Могу сказать, что мы во дворы никогда не придем. Это территория жителей. Как они считают правильным, так и будет.
—Количество поступивших от автомобилистов звонков с вопросами о парковке и эвакуации в I квартале 2017 года уменьшилось на 6 процентов. Почему, как вы считаете?
—Снижение числа звонков в контактный центр объясняется тем, что автомобилисты уже знают, как работает проект платных парковок, у них возникает все меньше вопросов о способах оплаты, порядке работы эвакуации и по другим нашим темам. Мы ведем широкую разъяснительную работу: обо всех изменениях оповещаем автомобилистов через сайт «Московский паркинг», официальные страницы в социальных сетях, управы и префектуры, контактный центр. К информированию мы привлекаем и пеших инспекторов — они всегда помогут автовладельцам оплатить парковку, ответят на вопросы о проекте. Также все интересующие вопросы можно задать в сервисных центрах «Московский транспорт».
—Изменился ли характер вопросов?
—В прошлом году автомобилисты интересовались нашими новыми проектами: парковочными местами только для резидентов, абонементными парковками. Теперь вопросов по этим темам возникает все меньше, так как москвичи привыкли к нововведениям.
—Планируете ли увеличить количество мест для инвалидов?
—Нормы организации и обустройства парковочных мест предусмотрены федеральным законодательством. На каждой улице выделяется не менее 10 процентов мест для парковки автомобилей инвалидов и не менее одного места, которые не должны занимать иные транспортные средства. То есть если на парковке восемь мест, одно должно быть для инвалидов, если 100 — не менее 10 мест. У нас это соотношение строго соблюдается. Сейчас в Москве оборудовано 8,7 тысячи парковочных мест для инвалидов. Они располагаются в наиболее удобных точках для въезда и выезда, а также близко ко входу, оборудованному для маломобильных граждан.
—Как часто автомобилисты незаконно занимали эти стоянки?
—За соблюдением порядка на данных парковках следит ГИБДД. Если у автомобилиста нет льготы, а он оставил автомобиль на данной парковке, ему будет выписан штраф в размере 5000 руб лей, а автомобиль будет эвакуирован на специализированную стоянку. В 2016 году мы переместили на спецстоянки почти 30 тысяч автомобилей, которые незаконно занимали парковочные места для инвалидов.
—В надежде сэкономить горожане попадаются на уловки мошенников: оплачивают парковку через сторонние мобильные приложения. Как вы с этим боретесь?
—О таких случаях мы сразу же сообщаем в правоохранительные органы. В свою очередь мы просим автомобилистов пользоваться только официальными сервисами для оплаты парковки — это мобильное приложение «Парковки Москвы», паркоматы, смс-сообщения, терминалы Qiwi, голосовая оплата. Все эти способы перечислены на нашем сайте, а также указаны на информационных щитах на парковках. Если вдруг у автомобилиста возникают сомнения по поводу оплаты, он всегда может обратиться в наш контакт-центр «Московский транспорт». Для этого необходимо позвонить с мобильного телефона на короткий номер 3210 или на городской номер 8 (495) 539-54-54.
—Существует ли региональный опыт, который можно было бы внедрить в Москве? А что из московской методологии могут перенять в качестве опыта другие российские города?
—Мы общаемся и делимся опытом по развитию платного парковочного пространства с коллегами из других городов. Мы рассказываем о том, каких результатов нам удалось добиться, как устроено все изнутри. Вместе с тем мы учитываем и принимаем во внимание итоги работы парковок в других городах, поэтому я могу сказать, что этот процесс двухсторонний. При этом у каждого города свое развитие, и каждый город перенимает именно тот опыт, который позволит улучшить дорожную ситуацию конкретно у них.
А КАК У НИХ
В Вене по рабочим дням с 9:00 до 22:00 стоянка стоит около €1 за 30 минут. Максимальное время парковки ограничено 2 часами. Бесплатно оставить машину можно на 15 минут. Однако для этого за лобовым стеклом необходимо разместить парковочный ваучер с временем начала парковки. Если его нет или информация не видна, водителю выпишут штраф.
■
Парковка на улицах Вашингтона ограничивается 2 часами и стоит от 75 центов (около 47 рублей) до 2 долларов в час (около 120 рублей). В зонах повышенного спроса стоимость парковки составляет от 2,3 доллара в час.
■
В крупных городах Испании в ряде зон парковка ограничена двумя часами. Стоимость одного часа — от 2,3 до 6 евро (от 156 до 408 рублей).
■
Платный въезд в город — привычная реальность жителей Норвегии. К примеру, поездка в Осло на автомобиле обойдется в 32 норвежские кроны (около 240 рублей), а в Берген — 25 норвежских крон. Час парковки на городских улицах Осло стоит 14 или 25 норвежских крон в час (105 или 188 рублей). Стоимость зависит от зоны. Продолжительность парковки — не более двух часов.
СТАТИСТИКА
Средняя скорость транспортных средств в утренние часы пик увеличилась на 7 процентов — с 43 км/ч в 2012 году до 46 км/ч сейчас.
■
Скорость транспорта в вечерние часы увеличилась на 5 процентов.
■
Количество маятниковых автомобильных поездок, то есть из дома на работу и обратно, сократилось на 15 процентов.
■
Пассажиропоток на остановках наземного городского транспорта увеличился на 13 процентов, а на метрополитене — на 9 процентов.
■
Среднее время пребывания транспортного средства в районе платной парковки уменьшилось незначительно — на 3 процента.
■
Количество ДТП с 2012 года сократилось на 24 процента.
■
Стоимость платной парковки в центре увеличилась в 4 раза — с 50 рублей за час до 200 рублей за час.
■
Более 115 миллионов парковочных сессий совершили автомобилисты с 2012 года, с начала 2017 года — 16,3 миллиона сессий.
ЦИФРА
12 млрд рублей заплатили автомобилисты за платную парковку в столице начиная с ноября 2012 года.