В России уже появилась первая техника и запчасти, ввезенные через механизм параллельного импорта. Но председатель правления Ассоциации экспертов рынка ретейла Андрей Карпов считает, что он не закроет всех наших потребностей в западных товарах. В интервью "Российской газете" он рассказал, в какой продукции больше всего сократился ассортимент и на чем могут экономить производители, чтобы сохранить цены и покупателей.
С одеждой вообще проблем нет. С некоторыми трудностями столкнутся любители премиума, но и они привезут вещи любимых торговых марок из Дубая (в крайнем случае из Турции), эта категория покупателей готова переплатить за товар. Основная часть покупателей не пропадет. Далеко не все россияне покупают европейские или американские бренды. При этом не надо забывать, что многие бренды - это наши российские компании, которые просто отшиваются за границей. На замену уходящих или ушедших ретейлеров управляющие торговыми центрами ищут замену и ведут переговоры с китайскими, турецкими и индийскими брендами.
Параллельный импорт нас спасет? Какие товары уже ввозятся через этот механизм?
Андрей Карпов: Появилась первая бытовая техника и запчасти. Но не стоит считать, что параллельный импорт закроет все наши потребности. Любой официальный дистрибьютор будет внимательно смотреть за перемещением своего товара.
Если условно в Армении вдруг кто-то решил закупить дополнительно миллион айфонов, всем заинтересованным сторонам будет понятно, куда этот товар предназначен. Если производитель не будет сам заинтересован в том, чтобы его товар пошел в санкционную страну, этот канал прикроют.
Впрочем, некоторые бренды дали понять, что в Россию не будут возить товар, но будут возить, например, в Турцию. Из Турции этот товар будет доставлять в Россию уже другое юрлицо. Некоторые иностранные компании продают свои российские заводы, и те продолжают работать - товар с рынка не исчезает. Поэтому пока делать выводы рано: еще нет окончательного понимания, кто из брендов на самом деле уйдет, а кто останется в России.
Ушли окончательно единицы. Многим компаниям уходить не выгодно - бизнес в России приносит прибыль существенно больше, чем в других странах. Для подавляющего большинства компаний, которые покинули наш рынок, Россия не была основным источником дохода. И у некоторых сейчас хороший повод, не теряя лица, списать плохие результаты работы на геополитику.
Многие участники рынка фиксируют снижение спроса в разных категориях товаров. С чем это связано? И где проседание больше всего?
Андрей Карпов: Проседание спроса - постоянное состояние потребительского рынка последние восемь лет, начиная с 2014 года. В текущей ситуации, когда продукция дорожает, а зарплаты остаются прежними, было бы странно говорить о том, что потребительская активность должна возрасти. В продовольственной группе товаров спрос снижается не сильно. А вот в непродовольственной группе потребители стараются все больше экономить. Ничего в этом катастрофического нет: можно без ущерба для себя отложить покупку и увеличить срок использования имеющихся одежды, обуви или бытовой техники.
Меняют ли сейчас торговые сети ассортиментные матрицы? Приходят ли на место известных глобальных брендов, заявивших об уходе с российского рынка, локальные, которые не могли до этого пробиться на полку?
Андрей Карпов: Локальные бренды всегда были в ассортименте торговых сетей. У розницы всегда есть какой-то топ основных товаров, которые пользуются максимальным спросом и активно продвигаются. Но если из категории выпадают какие-то ключевые бренды, их заменяют менее раскрученными. Ведь если полка будет пустая, потребитель не придет в этот магазин.
Такая ротация происходила и раньше. Мы ее не всегда замечали еще и потому, что сильно брендозависимы. Мы привыкли к определенным брендам, которые нам насаждают, в том числе через рекламу. Но если мы внимательно посмотрим на полку, мы увидим много продукции (это касается почти всех категорий), которая производится на отечественных предприятиях.
То есть для среднего и малого бизнеса сейчас открываются большие возможности?
Андрей Карпов: С малым бизнесом все сложно. Любая торговля заинтересована в том, чтобы поставщик закрывал максимальный ассортимент и объем. Это снижает административные издержки. Одни затраты, если заключить договор на поставку картошки с одной компанией на весь год. И другие - когда тот же объем поставляет тысяча фермеров. Поэтому сначала торговые сети выбирают крупных поставщиков, а затем уже добирают недостающий объем небольшими. Во-вторых, малый бизнес грешит необязательностью - он может не привезти товар по какой-то причине. Сломалась машина или перекупили по более высокой цене или просто решил, что сегодня будет выходной. А торговля зарабатывает с полки. Полка должна постоянно оборачиваться и приносить деньги.
Небольшому бизнесу стоит кооперироваться, чтобы формировать объем, который будет закрывать потребность торговых сетей. По этому пути шел весь мир.
Хотя справедливости ради надо отметить, что в магазинах появляются и фермерские полки. У торговых сетей есть программы по развитию взаимодействия с небольшими производителями.
По вашим ощущениям, насколько изменится наполнение торговых центров, допустим, через год?
Андрей Карпов: У районных торговых центров отток арендаторов минимален - там транснациональные компании присутствуют меньше. Торговые центры чувствуют себя не очень хорошо уже последние несколько лет - в том числе из-за пандемии и активного роста онлайн-торговли. Раньше можно было построить гипермаркет/ТЦ в чистом поле - и народ придет. Локация была не важна. Сейчас все не так. Недаром в США достаточно много торговых центров стоят закрытые: предложение с каждым годом увеличивалось, а когда у человека в радиусе шаговой доступности возникает большое количество магазинов у дома и еще есть альтернативные варианты, то в этой конкуренции выживает сильнейший. Поэтому и нашим торговым центрам придется меняться в любом случае.
В какую сторону?
Андрей Карпов: Задача торгового центра - любыми способами привлечь трафик, создавать точки притяжения. Например, МФЦ дает трафик: вы пришли за документами и попутно купили что-то в магазине. Так же - поликлиники или фитнес.
В этой ситуации как будет развиваться онлайн-торговля? Эксперты уже говорят о снижении.
Андрей Карпов: Онлайн-торговля однозначно будет развиваться. Но роста как в 2020 году уже не будет. Движение замедлится. Во-первых, онлайн у большинства игроков рынка убыточен, они его развивали, пытаясь занять долю рынка. Мы уже разбалованы бесплатной доставкой. Но сейчас мы видим, что многие игроки уже вводят плату за доставку.
Хлеб без упаковки, больше товаров собственных торговых марок (СТМ). Как еще можно минимизировать цены на продукты и другие товары?
Андрей Карпов: Мне кажется, хлеб без упаковки - не такая уж большая экономия. Скорее, речь будет идти о поиске более дешевых ингредиентов, особенно в эконом-сегменте. Производитель будет стараться удерживать цену, учитывая невысокую покупательную способность населения. А в условиях роста стоимости всех ингредиентов это получится сделать в первую очередь за счет удешевления рецептуры.
Сэкономить можно на помещении. В некоторых городах производства еще располагаются в центре города. Мало того, при этих предприятиях есть актовые залы на тысячу и больше человек. Продажа этого участка под строительство жилья и перенос предприятия за черту города - еще один способ оптимизировать затраты.
Что касается СТМ, это не является панацеей от высоких цен. СТМ был придуман в Европе: производителей и сырья там много, предприятия таким образом просто дозагружали свое производство. За границей СТМ - это не всегда дешевый товар, часто его цена выше цены сложившейся в среднем у товаров аналогов/брендов, торговая сеть тем самым гарантирует качество продукции. В России другая ситуация. Мы просто взяли европейские лекала и наложили на нашу ситуацию. Для нашего населения цена всегда имела принципиальное значение. И СТМ позиционировался как такой же товар, но дешевле. Сетям было важно за счет СТМ увеличить маржинальность.
Звучали прогнозы по снижению рыночного товарооборота на 15% до конца этого года. Вы с этим согласны?
Андрей Карпов: Спад будет однозначно. Но пока невозможно прогнозировать, насколько серьезный. Предполагаю, что снижение будет в пределах 10%. Люди будут откладывать покупки новых автомобилей, телевизоров. Раньше меняли старую модель на новую. А теперь ни смысла, ни возможности нет.