Сегодняшние новости напоминают конец августа 1998 года. После дефолта. Cовсем недавно для нас было шоком, когда за три дня ноябрьских праздников доллар подорожал почти на 6 и евро почти на 7 рублей. Сейчас половина этого за один день.
Когда «одаренным» людям доверяют полную свободу в важнейшей и сложнейшей сфере государственно-экономического управления, гладят их по головке и говорят – творите что хотите – то расплачиваться за это приходится нам. Я отнюдь не хочу концентрировать всю ответственность исключительно на главе ЦБ Набиуллиной и ее заме Юдаевой. У нас есть чудесный министр экономического развития господин Улюкаев, бывший помощник Егора Гайдара, который не так давно отметился великолепной фразой, что, если люди получают в рублях и тратят в рублях, то их совершенно не должен интересовать курс доллара. Учитывая, что 35% того, что мы потребляем, является импортным, то любое удешевление рубля – это удорожание того, что мы покупаем в магазинах. Поэтому Улюкаев над нами просто издевается.
Уже нет слов. Банк России вернул нас в 90-е годы на ровном месте. Напомню, есть такой замечательный критерий Ричи. Когда в 1998-99 годах был жуткий кризис, серьезный, мировой, задумались, а сколько должно быть денег у государства, чтобы обеспечить стабильность национальной валюты? Экономист Ричи придумал очень простой критерий: трехмесячные выплаты по импорту плюс годовые выплаты по внешнему долгу – вот сколько должно быть денег. У нас этих резервов должно быть $240-260 млрд. Сейчас есть $420 млрд. То есть минимум $150 млрд. запаса. Денег у государства достаточно для того, чтобы не просто не допускать скачков на 2,5 рубля в один день, а для того, чтобы вообще обеспечить стабильность валютному рынку.
Но наши власти не хотят контролировать ситуацию. Если я хочу исполнить свои обязанности, но у меня не получается, меня можно научить, меня можно заставить, меня можно напугать. Но Банк России провозгласил как главную свою добродетель, как главную свою цель - полное самоустранение от ответственности за валютный курс. И мы сейчас это расхлебываем.
Первая волна девальвации в этом году у нас была с января по середину марта. Тогда никаких санкций не было. А девальвация случилась. Потому что госпожа Набиуллина в конце декабря зафиксировала, что Банк России снимает с себя ответственность за стабильность валютного курса. Все, госпожа Набиуллина обвалила рубль на ровном месте.
Идем в другой лагерь. Господин Кудрин, весь такой либерал, вдруг начинает рассказывать, что цена на нефть упала, потому что президент Обама договорился с Саудовской Аравией. Ну так скоро нам тот же самый товарищ Кудрин, наш будущий президент, как я понимаю, или премьер, как минимум, начнет рассказывать про жидо-масонский заговор как причины всех экономических и социальных неурядиц. Он, может быть, скоро ведьм начнет жечь на своих общегражданских конгрессах. Все это производит впечатление дикого средневековья.
Как замечательно выразился вице-премьер Дворкович, Россия должна платить за финансовую стабильность США. Россия – это не Дворкович, Россия – это мы. Вот мы, судя по всему, и платим. В том числе, расплачиваемся при помощи такой девальвации, а всякие Улюкаевы и Набиуллины о нас вытирают ноги своими заявлениями и сказками, которые они рассказывают. Кто в начале этого года в Сбербанке рассказывал, что люди, которые купят доллар за 35 рублей, могут очень сильно пожалеть? Кто в начале ноября рассказывал, что те, кто покупает доллар за 45 рублей, могут очень сильно пожалеть?
Я не могу сказать, что госпожа Набиуллина глупа – она не глупа. Я не могу сказать, что господин Кудрин глуп. И вполне может быть, что это либеральный клан просто организует у нас майдан, то есть, готовит дестабилизацию страны. И никто не скрывает в либеральном клане, если я правильно помню, что либеральный клан является инструментом глобального бизнеса. Запад действует через либеральный клан.