Рынки входят в 2023 год с ОЖИДАНИЕМ РЕЦЕССИИ РАЗВИТЫХ ЭКОНОМИК. Но именно на фоне мрачных прогнозов и сильной неопределенности аналитики JPMorgan Private Bank рассмотрели крайне привлекательные ВОЗМОЖНОСТИ ВОЙТИ В КАЧЕСТВЕННЫЕ АКТИВЫ.
В 2022 году случилось почти все, что могло ударить по инвестиционному портфелю: рынки начали год с раздутой ликвидности и неадекватных оценок компаний, а затем обнаружили себя посреди разгона инфляции, агрессивного повышения ставок, специальной военной операции на Украине и экономических трудностей Китая. В итоге прятаться было негде: большие потери случились почти во всех классах активов. Для классического сбалансированного портфеля из акций и облигаций 2022-й стал одним из худших годов в истории, констатируют аналитики JPMorgan Private Bank, с отчетом которого ознакомился РБК. Но авторы документа не теряют оптимизма: ситуация в экономике останется сложной и в 2023 году, но рынки уже многое заложили в цены. Падение котировок означает, что сейчас сформировалась самая привлекательная за последнее десятилетие точка для входа в некоторые активы. Для инвестора дело за малым: иметь капитал для вложений и ответить на несколько непростых вопросов: как долго будут расти ставки; когда стабилизируется инфляция; неизбежна ли рецессия и насколько серьезной она может быть. В JPMorgan попытались дать свои ответы и спрогнозировать, какую доходность могут показать разные классы активов в 2023 году.
ПРОГНОЗЫ
• Процентные ставки
В 2022 году мировые центробанки агрессивно повышали ставки, чтобы справиться с инфляцией. К концу года 26 регуляторов из 31, за которыми следят в JPMorgan, ужесточали свою денежно-кредитную политику. Для сравнения: в начале 2021 года таких было всего два. ФРС США запустила самый мощный цикл повышения ставок за последние 40 лет. ЕЦБ был не столь решителен, но все же поднял свою ставку до уровней, которые еврозона в последний раз видела перед мировым финансовым кризисом 2008 года, и продолжает этот процесс, несмотря на очевидную угрозу экономическому росту. Все это привело, в частности, к серьезному сжатию долгового рынка, отмечают аналитики: например, Barclays Global Aggregate Index (отслеживает облигации инвестиционного качества в 24 странах) теряет к концу года 10% — худший результат за всю историю наблюдений. И в мире практически исчезли облигации с отрицательной доходностью — такие бумаги остались только в Японии. Однако авторы отчета заметили небольшой сдвиг в денежно-кредитной политике. Несмотря на то что инфляция остается гораздо выше тех значений, к которым стремятся регуляторы, последние повышают ставку все медленнее. В итоге циклы повышения ставок могут подойти к концу уже в 2023 году, но резкое ужесточение политики центробанков создало серьезные риски для глобального экономического роста. В некоторых странах процентная ставка уже достигла уровня, который не позволяет экономике расти. Например, в США Федрезерв поднял ее до 4,25–5%, а нейтральной для экономики считается ставка 2,5%, пишут аналитики. Рынки согласны с тем, что регулятор мог перестараться в своем стремлении контролировать инфляцию: большая часть кривых доходности по бондам сильно инвертирована, а казначейские облигации по большинству сроков торгуются выше ожидаемой инфляции за тот же период. Все это логично, отмечают авторы: повышение ставок должно замедлять экономику, отваживая бизнес и людей от новых кредитов, поэтому они и берут взаймы все меньше. В итоге секторы, которые в большей степени зависят от кредитных денег, например недвижимость, резко замедлились, а выпуск нового корпоративного долга в мире снизился за год на 80%. Ситуация усугубляется сильным долларом, а метания рынков подрывают уверенность компаний в завтрашнем дне и заставляют их пересматривать инвестиционные планы. Учитывая отложенный эффект высоких ставок, в JPMorgan ожидают слабых результатов на рынке недвижимости, рынках капитала и технологий в 2023 году.
• Инфляция
Аналитики наблюдают подтверждения того, что инфляция идет на спад, но пока не ясно, как далеко зайдет этот процесс и с какой скоростью. По крайней мере данные о цепочках поставок, сырье и материалах вселяют оптимизм. США остаются главным мировым производителем энергии, а сильный доллар сдерживает рост цен на импортные товары. Однако инфляция в сфере услуг остается высокой: по мнению аналитиков, этому способствует слабость рынка труда, которая ведет к росту зарплат из-за нехватки работников. К этому добавляется рост стоимости аренды, и тенденция развернется лишь в середине 2023 года. В итоге, согласно ожиданиям аналитиков, инфляция продолжит падать в течение 2023 года и к 2024-му достигнет целевых уровней большинства центральных банков.
• Экономический рост
Ослабление экономического роста, смягчение положения на рынке труда и снижение инфляции, скорее всего, приведут к тому, что центробанки по всему миру прекратят повышать ставки. На первый взгляд для инвесторов это отличная новость, но им не стоит терять бдительность, предупреждают в JPMorgan: история свидетельствует о том, что реальный сектор экономики страдает больше всего уже после того, как повышение ставок закончилось. США: рецессия скорее будет, чем нет. По мнению аналитиков, корпоративные дефолты и рост безработицы в стране лишь вопрос времени. Исторически циклы ужесточения монетарной политики в первую очередь затрагивают наиболее чувствительные секторы вроде недвижимости, а через годполтора — остальную экономику. Авторы отчета ожидают наибольших сокращений в производстве, технологическом секторе и сфере жилой недвижимости. Впрочем, они не ожидают кризиса, подобного Великой депрессии. По оценкам аналитиков, финансовый сектор, компании и домохозяйства неплохо подготовлены к проблемам: их доходы в среднем превышают расходы в большей степени, чем это было во время любого кризиса до 1950-х годов. Поэтому США все-таки ждет рецессия, а не полномасштабный кризис, уверены в JPMorgan. Китай: проблемы с недвижимостью и ковидом. Коллапс сектора недвижимости и политика нулевой терпимости к коронавирусу продолжают сдерживать экономический рост. Экспорт уже превысил допандемийные показатели, но строительный сектор сокращается, и признаков смены тренда не наблюдается. В течение 2023 года Китай начнет медленно открываться и отменять локдауны, ожидают авторы отчета, но этот процесс будет медленным и осторожным. По мнению экспертов, правительство КНР будет сконцентрировано на стабильности, а не на стимулировании роста, по крайней мере пока. Поэтому быстрого восстановления китайского ВВП можно не ждать. Европа: на грани спада. Хотя темпы роста в регионе оказались лучше, чем ожидали аналитики, ситуация остается безрадостной. Конфликт на Украине одновременно разгоняет инфляцию, снижает реальные доходы, ослабляет финансовый сектор и ставит под сомнение цель ЕЦБ — инфляцию в 2%. Многие цепочки поставок разорваны, а настроения в бизнес-среде редко бывали столь пессимистичными: индекс экономических ожиданий в Европе почти достиг минус 50% и пока остается на минимуме с 2008 года. Конец вооруженного конфликта должен укрепить европейскую экономику, но базовый прогноз JPMorgan на 2023 год не предполагает такого сценария.
Латинская Америка: относительно тихая гавань. Регион последние пару лет выглядел лучше остального мира, отмечают аналитики. Несмотря на повышение ставок ФРС, местные валюты не ослабли к доллару, а укрепились: бразильский реал — на 9%, а мексиканский песо — на 5,5%. Латиноамериканские центробанки начали собственный цикл повышения ставок одними из первых, еще в 2021 году. К концу 2022-го большинство из них смогли сделать паузу в этом процессе и, возможно, начнут снижать ставки в середине 2023-го. А это станет попутным ветром для местных фондовых рынков, которые торгуются по самым низким оценкам за последние 15 лет, ожидают авторы отчета. Если монетарная политика в регионе смягчится, местные валюты едва ли ослабнут, уверены эксперты, реальные ставки, особенно в Бразилии, одни из самых высоких в мире. В итоге Латинская Америка не избежит последствий ослабления мировой экономики, но ее защитит сильный сырьевой сектор. Главный риск для региона — политический. Если госрасходы выйдут из-под контроля, финансовая стабильность может оказаться под вопросом, заключают в JPMorgan.
РЕКОМЕНДАЦИИ
Резкое падение цен на активы: более высокая доходность облигаций, меньшие мультипликаторы акций, — создало, на взгляд аналитиков JPMorgan, самую привлекательную точку входа для традиционных портфелей более чем за десять лет. Долгосрочный прогноз доходности (на 10–15 лет) по всем классам активов, кроме недвижимости, которая осталась на том же уровне, существенно выше, чем в прошлом году.
Аналитики полагают, что в 2023 году инвесторы должны ответить себе на два ключевых вопроса.
• Какие активы могут поддержать мой портфель во время рецессии? Ответ JPMorgan — качественные бонды со сниженным риском (core bonds).
• В какой степени более рискованные активы вроде акций уже отражают будущий ущерб прибылям и денежным потокам? Ответ JPMorgan — в существенной степени, но не целиком.
По мнению аналитиков, сейчас инвесторы могут найти возможности для заработка в качественных облигациях, привилегированных акциях, компаниях малой и средней капитализации, инфраструктурных и транспортных активах. В течение 2023 года, когда рынки отразят слабость экономики, появится больше возможностей в таких секторах, как недвижимость, и в акциях крупных компаний большой капитализации.
• Облигации
Еще несколько кварталов назад бонды не могли обеспечить ни достойной доходности, ни адекватной защиты от экономического спада. Но сейчас, когда доходность по казначейским бумагам США и корпоративным облигациям находится на своих максимумах за десятилетие, обе эти функции снова работают. Аналитики рекомендуют всем инвесторам обратить на это внимание. Текущие доходности многих облигаций сопоставимы с исторической доходностью рынка акций, и это дает инвестору возможность достичь своих целей с меньшим риском. А поскольку во время рецессии ставки могут падать, надежные и долгосрочные облигации вроде надежных корпоративных или муниципальных бондов могут обеспечить потенциально двузначный доход, полагают аналитики. Сейчас рынок фактически закладывает в цену, что краткосрочные процентные ставки останутся выше 3,1% в течение ближайших десяти лет. В JPMorgan считают это маловероятным и рекомендуют зафиксировать повышенную доходность сейчас. Если повышать уровень риска, то даже с угрозой дефолтов ставки в районе 10% по высокодоходным облигациям эксперты считают привлекательными. Аналитики также обращают внимание на привилегированные акции на американском рынке: они сочетают в себе черты облигаций (их цена зависит от ставок на рынке) и акций (бумаги реагируют на будущие денежные потоки). Рост ставок и пессимизм относительно экономического роста уже привели к тому, что такие активы подешевели в среднем на 20%, что формирует привлекательную точку входа. Более того, поскольку такие бумаги обычно выпускают крупные корпорации, риск дефолта по ним относительно невысок.
• Акции
Аналитики JPMorgan не собираются гадать, достиг ли дна рынок акций, но отмечают, что падение на 20% исторически предоставляет наилучшую точку входа для инвесторов со среднесрочными и долгосрочными целями. Эксперты считают, что этот цикл не должен стать исключением, поэтому любое дальнейшее снижение котировок можно рассматривать как хорошую возможность для покупок. В случае американских акций в JPMorgan считают остальных аналитиков чрезмерно оптимистичными и вместо роста выручки компаний из S&P 500 на 7,5% в 2023 году ожидают стагнации или падения. Например, консенсуспрогноз для США — рост корпоративной выручки на 5%, а в JPMorgan считают, что она упадет на 3%. Для Европы показатели — плюс 2% и минус 8% соответственно. Однако прогнозы по выручке — это всего лишь часть уравнения. Когда инфляция в США снижается, а цикл повышения ставок близок к завершению, аналитики ожидают роста цен на акции. Два этих фактора вместе дают скромный, но положительный прогноз для акций по итогам 2023 года. Ситуация для инвестора зависит от региона. Хотя в Европе и Китае цены на акции уже выглядят привлекательными, тем, кто инвестирует в долларах США, аналитики рекомендуют подождать более отчетливого снижения доллара к другим валютам и более заметного оживления производства в мире, прежде чем наращивать свои вложения в акции за пределами США. Интересные возможности есть на развивающихся рынках за пределами Китая. Аналитикам JPMorgan нравятся активы в Бразилии и сильная полупроводниковая промышленность в Южной Корее. Структурная нехватка продовольствия и зависимость от нефти могут уравновесить риски для Ближнего Востока и Латинской Америки. По мере того как рецессия будет развиваться, в течение 2023 года привлекательные возможности появятся почти на всех развивающихся рынках. Но пока эксперты предпочитают американские акции как наиболее защищенные от экономического спада. Лучший, по мнению авторов доклада, сектор — здравоохранение. Также имеет смысл рассмотреть качественные генерирующие прибыль технологические компании, которые как раз серьезно подешевели из-за повышения ставок. Промышленные компании предоставляют некоторую защиту от инфляции и выигрывают от глобальных инвестиций в инфраструктуру и безопасность. А учитывая неопределенность в макроэкономике и высокие ставки, в выигрышной позиции могут оказаться дивидендные акции. Как прогнозируют в JPMorgan, в 2023 году продолжатся проблемы технологических гигантов с мегакапитализацией. Напротив, высокий потенциал у компаний средней и малой капитализации: если во время рецессий они отстают от крупного бизнеса в среднем на 5%, то в первый год восстановления они растут на 30% быстрее. В JPMorgan полагают, что сейчас может быть самое время добавить такие активы в портфель.