Удар новейшей баллистической ракетой «Орешник» по днепропетровскому стратегическому предприятию «Южмаш» в ответ на удары по Курской области британскими ракетами Storm Shadow знаменует повышение ставок в противостоянии России и Запада. Что же дальше?
Поставленные Западом Украине системы ПВО на атаку гиперзвукового «Орешника», время подлёта которого, как заявлялось, исчисляется считанными минутами, не среагировали. Сомнительно, впрочем, что Запад настолько впечатлён, что и пойдёт на попятную – наверняка за ударами по российской территории британскими Storm Shadow и американскими ATACMS последует дальнейшая эскалация. Не исключено даже, что на Украину введут «ограниченный контингент» Североатлантического альянса, о чём накануне высказалась на брифинге официальный представитель МИДа Мария Захарова. «Появление на территории Украины контингентов НАТО будет означать вступление альянса в войну против нашей страны». Предыдущая красная линия – удары западными ракетами по российской территории – уже далеко позади.
Лягушку варили в кипятке по всем правилам – на медленном огне, не давая ей выскочить из кастрюли. Сначала западные информационные агентства разогнали информацию о том, что Белый дом якобы санкционировал применение ракет ATACMS по российской территории. Их зона поражения – до 600 километров. Чуть позже появились сообщения, что Британия даёт добро Киеву на применение ракет Storm Shadow. Спустя сутки эти новости дезавуировали – сообщения из новостных лент улетучились. А Джо Байден ответил многозначительным молчанием на прямой вопрос журналиста: так вы одобрили ракетные удары по российской территории или нет? На саммите «большой двадцатки» глава МИДа Сергей Лавров пожал руку президенту Франции Эмманюэлю Макрону, и это сочли за жест примирения, но уже через час Лавров публично объявил, что подготовка украинских солдат на военной базе во Франции говорит о прямом участии Парижа в конфликте. Вслед за этим последовал ракетный удар по Брянской области ракетами ATACMS. «Новый этап эскалации в украинском конфликте не указывает на возможность начала мировой войны», – отметила заместитель пресс-секретаря Пентагона Сабрина Сингх. С этим категорически не согласился Реджеп Эрдоган, президент Турции: по его словам, «использование дальнобойных ракет усиливает риски ядерного конфликта, и в НАТО должны серьёзно задуматься над последствиями». А черту череде событий подвела новость из Кремля – президент России подписал новую редакцию ядерной доктрины, допускающую нанесение упреждающего удара. Казалось бы, все точки над «ё» расставлены. Но – увы.
Вслед за этим последовал ракетный удар Storm Shadow по селу Марьино в Курской области, близ которого располагается бывшая усадьба князей Барятинских. Газета The Times сообщила, что удар был нанесён после того, как Белый дом, ранее категорически возражавший против применения британских ракет, изменил своё мнение. А далее – баллистическая ракета прилетела в Днепропетровск. Почему не в Киев? Потому, что «Южмаш» – это не столько стратегическое производство, сколько знаковое для реальных властителей Украины место. Сегодня страной фактически заправляет клан бывшего президента Леонида Кучмы и его зятя, миллиардера Виктора Пинчука – давнего спонсора Демократической партии США. Днепропетровск и «Южмаш» – их, так сказать, родовая вотчина. Клан Кучмы и Пинчука – финансовая опора Зеленского на Украине. Но главное – этот клан обеспечивает лояльность Зеленскому региональной элиты. Не исключено, впрочем, что именно этот клан – в случае проведения президентских выборов в мае – попытается перехватить у отработавшего ресурс и теряющего популярность Зеленского власть. «Противник вынуждает нас начать играть в эскалацию по его правилам, – отмечает политолог Дмитрий Евстафьев, – выстроенным в рамках концепции политико-информационной войны, предполагающих ускорение ответных реакций («навязанный цейтнот»). Противник действует в условиях цейтнота и хочет, чтобы и мы действовали в таком же режиме».
Да, идёт полноценная информационная война. Следует «вброс», затем – откат. Уважаемые, казалось бы, информационные источники готовы выглядеть идиотами, размещая и затем удаляя новости первостепенной важности. Аналогично ведут себя и политики, делая провокационные заявления, а затем отказываясь от своих слов либо отбояриваясь, что их неверно поняли. Но если на угрозы не последовало немедленного жёсткого ответа, их реализуют. Как в случае с ракетными ударами по Курской и Брянской областям. Лягушка тем временем медленно варится: сперва обсуждают дальнобойность ракет – добьют ли они до Москвы или поразят только Курскую область, как вроде бы разрешил Байден? Затем – рискнёт ли Россия применить более веские аргументы, нежели вербальные увещевания? Кажется, удар по «Южмашу» должен поставить точку, но – нет. Теперь обсуждают вероятность введения на Украину «ограниченного контингента» НАТО. Наверняка понимая, что и этот акт не останется без ответа. Впрочем, и на Западе уже различимы те, кто не желает играть в эскалацию, – это Италия, отказавшая Киеву в праве использовать поставленные вооружения по российской территории, и Германия, в очередной раз не пожелавшая изменить номенклатуру военных поставок в угоду украинскому руководству. Отметим и неизменность позиции Будапешта и Братиславы – как отметил премьер Словакии Фицо, эскалация «сорвёт саму перспективу переговоров о мире» и увеличит риск начала третьей мировой войны.
Всё дело в деньгах?
Вместе с тем стоит отметить, что прямой отмашки из Белого дома на ракетные удары по российской территории не поступало: помощник госсекретаря США Брайан Николс, якобы подтвердивший разрешение Байдена в беседе с корреспондентом бразильской O Globo, на поверку ничего такого не говорил. «Разрешение» прозвучало в самом вопросе: «США санкционировали использование Украиной ракет дальнего радиуса действия американского производства. Не может ли это привести к дальнейшей эскалации?» А Николс ответил обтекаемо: «Оружие, которое президент Байден разрешил использовать Украине, даст ей больше возможностей для самообороны и, надеюсь, позволит начать переговоры о мире». Что это за оружие, Николс не уточнил. Впрочем, все всё понимают – тому порукой выступление неугомонного Такера Карлсона, раскритиковавшего республиканцев в конгрессе за отсутствие реакции на эскалацию, затеянную «на посошок» Белым домом. «Президент – «хромая утка» – начал горячую войну с самой опасной страной мира, обладающей ядерным оружием. Нам всем грозит гибель. Но почему-то республиканец – спикер палаты представителей – не касается этой темы ни в публичном поле, ни на совещаниях с представителями руководства страны. Что происходит?» Одновременно сын избранного президента, Дональд Трамп-младший, режет правду-матку в социальной сети: «Военный промышленный комплекс, похоже, хочет успеть начать третью мировую войну до того, как мой отец сможет добиться мира. Надо же обеспечить себе триллионные доходы! Жизни людей? Да им всё равно! Имбецилы!» Налицо как бы столкновение мнений уходящей власти и её сменщиков, отчего же возникает ощущение, что происходящее – манипуляция в духе «доброго и злого полицейских»? Может статься, Трампу на руку обострение, затеянное Байденом, – оно позволит ему после инаугурации вести мирные переговоры с более выгодных позиций?
Ларчик затеянной Байденом эскалации, возможно, открывается проще, чем многим кажется. Назначенный Трампом кем-то вроде «верховного аудитора» Илон Маск накануне сообщил, что Счётная палата федерального правительства зафиксировала «неправомерные платежи» уходящей администрации – на астрономические 247 млрд долларов. И это лишь по 82 программам за 2022 год. Какова может быть итоговая цифирь растрат, несложно представить. Таким образом, над уходящими демократами дамокловым мечом нависает угроза масштабного финансового аудита – как администрации Белого дома, так и Пентагона. И речь не только о безразмерных финансовых вливаниях в украинскую бездонную бочку – десятки миллиардов испарились в ходе реализации программ Medicaid и Medicare, так что вопросы неизбежно возникнут и к бигфарме. Демократы сделают всё, чтобы избежать этого аудита. В свете вышесказанного разрешение Байдена на дальнобойные удары – один из способов избежать проверок, раскрутив маховик эскалации. А война всё спишет.
Уходящая администрация Белого дома, по сути, создаёт все условия для локальной ядерной войны, отмечает депутат Верховной рады Украины Александр Дубинский. «Война будет далеко от США, а вот обещанный Трампом аудит расходования средств – непосредственно там, и этот аудит серьёзно угрожает репутации и политическому будущему руководству Демпартии США и лично Харрис и Байдену. И это на руку Зеленскому, который всячески старается сделать невозможными любые мирные переговоры». А то, что Белый дом разрешил Киеву бить по территории РФ дальнобойными ракетами американского производства, может иметь и сугубо прикладное, так сказать, объяснение. Крупнейшая в мире американская оружейная корпорация Lockheed Martin, производящая ракеты ATACMS, в прошлом месяце неожиданно для себя столкнулась с финансовыми проблемами – минобороны США приостановило выплаты по контрактам из-за задержки модернизации самолёта F-35. Акции корпорации покатились вниз, за две недели на 10%. Если предположить, что у действующей администрации Белого дома могли быть некие финансовые обязательства перед Lockheed Martin, разрешение показать Киеву ATACMS в действии – не более чем рекламная акция, призванная укрепить пошатнувшееся положение корпорации. Акции вновь пойдут вверх, акционеры утрут испарину на лбах, а компания сможет заключить новые выгодные контракты. Только бизнес, ничего личного.
«Человек слова, но не дела»
Россию буквально пытались взять «на слабо»: мы разрешим Киеву бить по вашей территории – и что вы нам сделаете? В этом контексте нельзя не отметить поистине стоического терпения Кремля. В итоге слабость, как видно, придётся признать Украине – имеющихся у неё нескольких десятков ATACMS явно недостаточно, чтобы поддерживать накал эскалации. Впервые Запад тайно поставил четыре тактические ракеты ATACMS в модификации Block 1A с дальностью до 300 километров в октябре 2022 года – об этом упоминали некоторые украинские источники. Затем в публикации The Wall Street Journal признали поставки ракет ATACMS с малым радиусом действия, без уточнения модификации, – осенью 2023 года. Наконец, в марте текущего года The New York Times сообщила о передаче Киеву сотни ракет с дальностью до 300 километров. Один ракетный удар – это примерно десяток ATACMS. Чуть больше десятка ракетных ударов, конечно же, эскалация, но явно недостаточная для убедительной «перемоги». Так что терпение теперь главная добродетель Москвы. Как только Запад не пытался вынудить это терпение потерять – и «Северные потоки» взрывали, и санкции накладывали, и современным оружием Украину завалили, и спутниковую разведку всем НАТО Киеву обеспечивали, и военспецов ВСУ передали. Но в Москве и глазом не моргнули. Хотя дотерпеть до прихода Трампа едва ли конечная цель. «Главная наша проблема с Трампом в том, что он, его команда и даже противостоящие ему кланы полностью уверены, что хорошие отношения с будущей администрацией для Кремля настолько важны, что в имеющийся зазор времени они могут делать всё, что угодно, а мы будем терпеть в ожидании позитива, – отмечает Дмитрий Евстафьев. – Но мы-то понимаем, что Трамп – человек слова, но не дела». Были уже ожидания и шампанское в Думе по случаю его первой победы на выборах. Так или иначе, в ближайшие месяцы поставки западного оружия на Украину продолжатся, и не исключено, что уходящая администрация Белого дома постарается максимально накачать Киев финансовыми ресурсами. Это значит, что эскалация продолжится, а сам по себе приход к власти Трампа её не купирует одним махом.
Все решит «солдат в ватнике»
Комментируя удар «Орешником» по «Южмашу», Владимир Путин отметил, что при дальнейших ударах гиперзвуковыми ракетами население украинских городов будут оповещать заранее. Пожалуй, эти слова в Киеве наделали куда больше шума, чем эхо от днепропетровской ракетной атаки. Ведь любое такое предупреждение однозначно вызовет панику. И что будут делать украинские власти, если прочь побегут не только киевляне, но и одновременно жители ещё нескольких городов, решительно непонятно. «Орешник» Зеленскому определённо осложнит жизнь.
Вышесказанное вовсе не значит, что Россия в соответствии со скорректированной ядерной доктриной реализует её постулаты в качестве последнего довода в украинском конфликте. Недавний удар по украинской энергетической инфраструктуре единым махом «выбил» семь ядерных реакторов из девяти. А что толку им продолжать работать, если подстанции и сети не смогут доставлять потребителям выработанную ими электроэнергию? Энергетики, как водится, за несколько дней восстановят подачу, но двух-трёх ударов по распределительным сетям будет достаточно, чтобы полностью обесточить крупные города. За примером далеко ходить не надо. Трое суток без света – и этого оказалось достаточно, чтобы протестующие одесситы вышли на улицы. Давненько на Украине такого не было. А нет электричества – нет и тепла, и воды в домах. А на дворе – не май месяц.
Стоит также отметить, что итог любого вооружённого противостояния знаменуют не ракетные удары, а в первую очередь ситуация «на земле». Российская армия продолжает неспешно, но неуклонно продвигаться вперёд, отмечает перебравшийся в Белоруссию киевский телеведущий Максим Равреба. «Значение имеет только продвижение армии на фронте. Российская армия продвигается, украинская – отступает. В конце Второй мировой десятки тысяч самолётов бомбили рейх круглосуточно. Миллион тонн бомб сбросили на германскую инфраструктуру. И что? И ничего! ВПК рейха работал как ни в чём не бывало. Всё решил русский солдат в ватнике и с ППШ».