Задержание аудитора Счётной палаты Михаила Меня, реформа «Роснано» с возможным уходом гендиректора Анатолия Чубайса, слухи о скорой отставке непотопляемого губернатора Александра Усса – похоже, за небожителей кто-то взялся всерьёз. Подобных несокрушимых памятников самим себе наверху немало, но, если приглядеться, разница между ними есть, и существенная.
Не вечные, но жароустойчивые
С Уссом – похожая история. Последние два месяца подряд пресса трещала о его скором уходе. Одни заголовки чего стоят: «Шойгу не поможет? Губернатору Уссу предрекают отставку или отсидку», «Под красноярским губернатором затрещало кресло» и т.п. Но ни тебе отставки, ни тем паче отсидки. И вот, когда показалось, что Усс, как обычно, благополучно усидел, в «Коммерсанте» выходит статья «Врио по одному не ходят»…
Самое увлекательное – наблюдать со стороны, как один «тефлоновый» управленец размазывает другого во внутривидовой битве за жирный кусок. Имя главы «Ростеха» Сергея Чемезова хорошо знакомо нашим читателям – пишем мы о нём часто, ибо всё новые веские поводы возникают то и дело. Но сколько бы мы о нём ни писали – и не только мы, а, пожалуй, большая часть российских изданий, позволяющих себе острые критические публикации, – Чемезову не холодно и не жарко.
Сидит в своём кресле как влитой. Как объяснил один тонкий знаток коридоров власти, каждое назначение «тефлонового» управленца похоже одно на другое. Есть некое направление, которое требуется развивать и удерживать под контролем. На него подыскивают сильного руководителя, находят, но тот торгуется, требуя для себя гарантий. Мол, место суетное, недоброжелатели будут изводить нападками, так что подстрахуйте – недругов наживу тут. Потому если приду, то не верьте ушатам дерьма, что на меня выльют. Хорошо, соглашаются с ним. И такой протеже надолго становится «тефлоновым». А в результате от них отскакивает даже обоснованная критика.
Вот как Дмитрий Рогозин с его «Роскосмосом». У космических кораблей могут отлетать болты прямо в открытом космосе, в обшивке возникать дыры, спутники могут сыпаться пачками с околоземной орбиты, а космические грузовики – терять управление и падать в море вместе с бесценным грузом. А Рогозину хоть бы хны! Записывает песни про космос и выкладывает их на официальный сайт госкорпорации – молодец какой!
Но вернёмся, однако, к Чемезову. Главу «Ростеха» связывают тёплые отношения с бывшим главой «Аэрофлота» Виталием Савельевым – ещё одним типичным «тефлоновым» управленцем, который недавно отправился на повышение, став министром транспорта. О Чемезове давно ходил слух, что он якобы мечтает обзавестись собственной авиакомпанией – на Дальнем Востоке. Почему там, разобраться несложно. Во-первых, богатый регион. Во-вторых, его жители вынуждены много и часто летать. А, в-третьих, государство, зная о дороговизне билетов и невозможности использовать иной вид транспорта, нежели авиационный, регулярно выделяет дотации и прочие льготы дальневосточным авиаперевозчикам. Так что расчёт правильный. Да вот незадача – в регионе уже действуют целых три авиакомпании: «Якутия», «Аврора» и «Полярные авиалинии». Но ведь Савельев теперь стал министром транспорта, а министр такой человек, что всё может. Где три компании, там и четыре. И всё бы ничего, но Дальний Восток – сфера ответственности ещё одного «тефлонового», полпреда Юрия Трутнева.
И тут на портале «Свободная пресса» появляется статья с заголовком «Почему Юрий Трутнев может уйти». Полпреда, информирует издание, «могут снять с Дальнего Востока в рамках ротации» и отправить «полпредом в Северо-Кавказский федеральный округ вместо Юрия Чайки». Трутнев, как выясняется, натянул на себя слишком много полномочий, занимаясь одновременно ещё и Арктикой с Северным Кавказом. «Сферы деятельности обширны, а прорывных результатов нет». Заметьте, речь о полном списании Трутнева «на берег» не идёт – его лишь перебрасывают с одного места работы на другое. «Тефлоновый», как-никак! Но схватка с Чемезовым, похоже, уже проиграна – один «тефлоновый» оказался прочнее другого.
«Токсичные», но долгоиграющие
Чтобы долго не объяснять, как именно следует понимать определение «токсичные», для начала назовём три фамилии – Чубайс, Дерипаска и Малофеев. Все три персонажа на минувшей неделе находились в эпицентре внимания прессы. Чубайс – в связи с возможной отставкой, Малофеев – в связи с началом расследования СКР его деятельности в ДНР и ЛНР. А Дерипаска – в связи с опубликованным в финском журнале Mega расследованием о деятельности благотворительных фондов, аффилированных с миллиардером. Эти фонды якобы вывели из алюминиевого холдинга «Русал» порядка 650 млн рублей.
«Во всём виноват Чубайс» – покойный Виктор Черномырдин с присущим ему особым чувством юмора некогда легко и просто объяснил причину народной нелюбви к главному младореформатору. Но «токсичным» Чубайс стал не по причине народной нелюбви. Заступая на новую должность, Чубайс создавал вокруг себя поляну как бы единомышленников. Заединщиков. А те, в свою очередь, проецировали на себя поразительную непотопляемость своего «свенгали» – фантастического светоча необъяснимых и поразительных политических трюков. И это было их главной ошибкой. Ибо Чубайс и в самом деле всегда выходил сухим из воды. Но – единственным из всех. Остальные тонули.
Просто освежим в памяти. Сначала – кабинет младореформаторов Гайдара. К концу реформ из всех на плаву остался один Чубайс. Остальные дружно пошли ко дну, включая и самого первого вице-премьера. Шумейко, Шахрай, Полторанин, Козырев – смыло всех, подчистую. А Чубайс торчал посреди кораблекрушения, словно риф. Далее – Союз правых сил. Казалось, будущее у этого блока безоблачное. Какие люди – Хакамада, Немцов, Надеждин, Минц, Гозман! А первый среди равных, конечно, Чубайс. И что же дальше? А ничего, ровным счётом. СПС сперва пнули на обочину политического устройства, где он благополучно испустил дух. Из всей команды на плаву остался только Сергей Кириенко – не по той ли причине, что старался держаться от Чубайса подальше? А вот генерал Лебедь не слушался мудрых советов и однажды оказался к Чубайсу в опасной близости (после того, как главный «токсичный» возглавил президентскую администрацию). Ну и где теперь Лебедь, долетался? Можно вспомнить и деятельность Чубайса на посту главы РАО ЕЭС – сколько функционеров угодили после «под пресс»? Раппопорт, Меламед – это навскидку. Кстати – и Абызов тоже!
Теперь вот переформировывают «Роснано» и, в связи с этим, пишут про отставку Чубайса. Честно говоря, за самого Чубайса нисколечко не тревожно, с ним самим наверняка всё будет хорошо. Тревожно за его окружение в госкорпорации. Зря он откровенничал, что денег-де у его структуры навалом. У многих теперь возникнет желание прояснить ситуацию и поискать эти деньги.
Вот и с Дерипаской похожая история. На самом деле к его «токсичности» стоило принюхаться ещё во время скандала с Настей Рыбкой. Угодил в ту историю первый замглавы аппарата правительства Сергей Приходько – ну и где он сейчас? А тут новый сигнал о «токсичности» олигарха: «Как следует из публикации Mega, – сообщает «Свободная пресса», – Дерипаска не просто так передал контроль над холдингом «Русал» американским менеджерам. Только за прошлый год связанные с бизнесменом организации – научно-методический центр «Школа нового поколения», фонд развития российских регионов «Рассвет», а также благотворительный фонд «Вольное дело» – вывели из холдинга порядка 645 млн рублей. Попечительский совет «Вольного дела» возглавляет сам Дерипаска, а руководит этим фондом один из соучредителей центра «Школа нового поколения». Ещё один соучредитель организации, Олег Виханский, стоит во главе Института комплексных стратегических исследований и разработок (ИКСИР), который является ключевым аналитическим центром команды Дерипаски. Владимир Эренбург, учредитель фонда «Рассвет», раньше управлял компанией «Сибирский алюминий» – «Русал», к слову, вырос именно из неё. А Тамара Румянцева, входящая в попечительский совет «Рассвета», параллельно выступает в роли соучредителя «Вольного дела». Таким образом, по факту перевод из «Рассвета» в «Вольное дело» суммы, превышающей 75 млн рублей, которая проходит как покрытие административных расходов, на самом деле не что иное, как перекладывание денег из одного кармана в другой».
Публикация финнов, как ни крути, для самого Дерипаски – комариный укус. Чего не скажешь о других фигурантах статьи. Теперь ими могут заинтересоваться. Вот вам ещё один типичный пример «токсичности».
Но без Малофеева список «токсичной» элиты будет явно неполным. Православный олигарх в последнее время не выпадает из информационной повестки. То создаёт политические партии, то проводит съезды избирательных блоков – всё напоказ, всё максимально помпезно. А тут новость: СКР начинает расследование деятельности Малофеева в Донбассе. С этим самым Донбассом шесть лет назад олигарх полез поперёд батьки в пекло, профинансировав ополчение во главе с отставным контрразведчиком Игорем Гиркиным (Стрелковым). В итоге дело дошло до войны, и тихое бесконфликтное «воссоединение» по крымским лекалам сорвалось. По сути, из-за того, что Малофеев самовольно влез не в своё дело. Правда, ситуацию быстро разрулили (не без участия Владислава Суркова – вот вам, кстати, пример «тефлонового» управленца, в одночасье ставшего «токсичным»). Но вопросы к Малофееву остались – и теперь их ему зададут. А близость к фигуре воротилы в итоге негативно отразилась, в той или иной степени, и на карьерах Суркова, Гиркина и Бородая.
Фавориты и аутсайдеры
Ещё наша элита состоит из «бессмертных» – они всем известны – и, увы, простых смертных. О них стоило бы написать отдельную статью, они того заслуживают, но пока мы их перечислим. Печально известные министры-сидельцы Абызов и Улюкаев. Смытый волной перемен Мединский – даже странно, что он так долго просидел в кресле министра культуры, не входя ни в один управленческий клан. А помните такую фамилию – Орешкин? Три года назад влиятельный Bloomberg назвал Орешкина «новым фаворитом Путина»! Министр экономического развития дважды, если верить слухам, чуть было не проснулся премьером. Но – не срослось. Выпал из кадровой обоймы.
Следовало бы поподробнее рассказать и о том, как «тефлоновые» попадают на свои места – вот хотя бы на примере главы Банка России Эльвиры Набиуллиной. Ставилась задача – сократить количество банков. Маститые управленцы хмурили лбы – ох и трудно будет такое исполнить. А неприметная (на фоне того же мастодонта Геращенко, который, говорят, ожидал своего назначения) отличница Набиуллина просто сказала – я готова. И ей дали отмашку – действуй! Но Набиуллина, зная, сколько всего неприятного на неё будет вылито, попросила иммунитет. И получила его. И теперь она вольна делать, что сочтёт нужным, даже теряя деньги на покупке китайских юаней аккурат накануне их обесценивания и т.п. Есть и региональный, так сказать, эквивалент Набиуллиной – тульский губернатор Алексей Дюмин. Который год пресса спроваживает его в отставку, то и дело припоминая скандальные истории с братом-девелопером Артёмом, но Дюмин сидит как влитой. Правда, и наверх его не очень-то продвигают, но пока что Дюмин – типичный «тефлоновый». Непробиваемый.
Мы не коснулись и многих примечательных «тефлоновых» – например, Олега Кожемяко, за непродолжительный срок побывавшего губернатором четырёх (!) регионов. Возможно, мы напишем о них как-нибудь в следующий раз. А пока важно уяснить, как нам кажется, главное. Система набора во власть «тефлоновых» управленцев создаёт ситуацию, при которой отрасли, которыми «тефлоновые» руководят, может, окончательно и не загнутся (как тот же «Роскосмос»), но и не продемонстрируют ярких прорывов. А всё потому, что над «тефлоновыми» особо не каплет. Нет смысла стараться. А проигрывает в итоге страна.
Но главное – под слоем «тефлона» заводится зловонье воровства. Сколько вопросов появляется к проектам «Вертолётов России»? А смычка ФСБ и АСВ с невероятными запасами наличных у полковника Черкалина появилась именно из-за того, что под «тефлоновую» Эльвиру Сахипзадовну никто и не смел копать. И без своевременной ротации такие сверхруководители рискуют породить коррупционную стагнацию целых отраслей.