ВОСКРЕСЕНИЕ ИЗ МЕРТВЫХ ДЕМОНСТРИРУЮТ ЗВЕЗДЫ ЭСТРАДЫ И КИНО, «СНИМАЯСЬ» ПОСЛЕ СМЕРТИ В РЕКЛАМЕ ИЛИ ГАСТРОЛИРУЯ ПО ГОРОДАМ И ВЕСЯМ. И ЭТО ТОЛЬКО НАЧАЛО ЭРЫ ЦИФРОВОГО БЕССМЕРТИЯ, КОТОРУЮ ДАВНО ПРЕДСКАЗАЛИ ФАНТАСТЫ
На днях отец певицы Эми Уайнхаус заявил, что его дочь, умершая от алкогольного передоза в 2011-м, отправится в следующем году в концертный тур — перед фанатами выступит голограмма. И в этом уже нет ничего необычного.
Точно таким же макаром зрителям уже являлись почившие в бозе Тупак Шакур, Принс, Майкл Джексон, Фредди Меркьюри, Уитни Хьюстон, Виктор Цой и Владимир Высоцкий… Понятно, что голографические привидения ушедших кумиров пока далеки от совершенства — часто изображение не блещет контрастом, может подергиваться и просвечивать, но это всего лишь вопрос времени и отладки технологии. Например, телереклама, в которой снимаются мертвые и знаменитые, выглядит уже весьма правдоподобно. В сети можно найти ролики, где умершая в 1993 году Одри Хепберн вовсю рекламирует современные шоколадки, джинсы, машины и чай. Мерилин Монро (†1962) и Джон Леннон (†1980) не так давно снялись в рекламе «Ситроена», Курт Кобейн (†1994) и Сид Вишез (†1979) в посмертии «втирали» публике ботинки «доктор Мартинс»… Что уж говорить о большом кинематографе, где давно (примерно с конца 50-х) уход из жизни актера не считают уважительной причиной для отказа от его посмертной съемки — в ход идут неиспользованные дубли, монтаж и спецэффекты.
Пионер — всем пример
Все эти коммерческие пляски на костях вызывают у публики двоякие чувства. С одной стороны, упрямое «Цой (Элвис, Джон и т.д.) жив!» обретает наконец почти материальное подтверждение. Пока — в виде лазерного луча и вполне осязаемых дензнаков на счетах, потом, в обозримом уже будущем — в искусственно сгенерированном дубль-телезвезды (биологи уже «заряжены»).
С другой стороны, есть некое мистическое опасение, что подобный оживляж не очень хорошо отражается на посмертном существовании умершего. Например, некоторые эзотерики считают, что постоянное обращение мыслями к ушедшему, особенно окрашенное эмоциями, как кандалами привязывает его душу к земному плану и мешает окончательно уйти в горние выси или новое воплощение. Впрочем, такое мнение разделяют далеко не все.
— Все эти теории про земные кандалы придуманы эзотериками, которые не очень хорошо понимают, о чем говорят, — считает астрософ, директор Центра хроноструктурного анализа Владимир Погудин. — На самом деле поминание покойного предусмотрено в каждой религии. Но частое поминание покойного человека приносит вред не ему, а тому, кто плачет, — как минимум на уровне психики. А еще во многих религиях есть четкое понимание, что личность умершего пребывает, так сказать, в состоянии полураспада, постепенно истончаясь, 29 лет, после чего человека прекращают поминать на службах, ведь в этом уже просто нет смысла. Хотя никто не запрещает людям помнить о нем. Что же касается эмоций (а значит, и энергии), которые выплескивают зрители на гастролях голограмм, ну подумайте, к кому она уходит и кто заинтересован в ее получении, если мертвым уже все равно...
Но оставим мистику мистикам. Реалисты и прагматики, например, видят в новом заупокойном тренде отблески светлого завтра, которое откроет всем нам (а скорее, конечно, избранным) путь в вожделенное бессмертие. Причем штурм геронтологического Эвереста, на вершине которого уже лежит, радуя бантиками и блестящей упаковкой, подарочек с вечной жизнью, идет как минимум с нескольких направлений. Тут вам и совершенствование технологий клонирования и наномедицины, и создание взаимозаменяемых запасных частей для конкретного, не желающего дряхлеть тела, и апгрейд этих самых частей на более продвинутые версии (а-ля киборг), и копирование личности с переносом на другой носитель.
Собственно, без последнего пункта достичь бессмертия никак не получится. Ведь любое тело рано или поздно изнашивается, любая запчасть приходит в негодность (и мозг не исключение), при этом даже клонирование полностью воспроизводит лишь внешность, но никак не содержание (хозяева клонированных животных утверждают, что характером на своих прототипов они совершенно не похожи). В общем, уверены адепты бессмертия, надо спешно учиться пересаживать сознание на новые носители. И учеба, если что, в самом разгаре. Тренируются, понятно, пока на всякой малосознательной мелочовке, пытаясь воспроизвести структуры действующего мозга и «оживить» его в компьютере.
Как и в случае с первой полной расшифровкой генома, пионером-первопроходцем здесь выступил крошечный (не больше миллиметра) червяк Caenorhabditis elegans. Его тело состоит всего лишь из 959 клеток, а нервная система — из 302 нейронов, образующих друг с другом около 7000 связей. Вот «оцифровкой» всего этого нервного добра и занялись ученые. На полную расшифровку червячного коннектома (коннект — «контакт», слово создано по аналогии со словом «геном») ушло 12 лет каторжного труда, по прошествии которых оцифрованные мозги двигателя прогресса загрузили в компьютер. Поведение компьютерной модели С.elegans (одна такая модель «обитает» и в нашем Институте систем информатики) ничем не отличалось от поведения его живого собрата: он так же ползал в поисках еды, старался убежать от опасности и совершал другие, достойные червяка, поступки. А четыре года назад оцифрованную личность этой нематоды загрузили в мозги робота. И робот стал вести себя соответствующе — как червяк, обползал препятствия, находил выходы из лабиринтов и совершал тому подобные «осознанные» действия.
Сейчас ученый мир вовсю корпит над расшифровкой коннектомов мушки дрозофилы, мыши, совы и потихоньку подступается к человеку. Например, трудится над картографированием сетчатки глаза. На сегодняшний день полностью описано уже несколько сотен нейронов, но если учесть, что таких нейронов в сетчатке миллионы, а счет связей между ними идет на триллионы, работы еще непочатый край. Кстати, сделать свой вклад в приближение бессмертия может любой желающий — расшифровку оформили в виде онлайн-игры (называется EyeWire).
Бессмертие для бабы Мани
Несмотря на то что работа кажется неподъемной (только в мозге человека более 100 миллиардов нейронов), биологи уверены, что человечество шагнет в цифровое бессмертие уже при нашей жизни:
— Думаю, что первое когнитивное копирование осуществят в 2028 году, — не скрыла от «ВМ» оптимизма гендиректор компании «КиберМионика» нейробиолог Ольга Левицкая. — Его сделают откровенно плохо, дальнейшие годы будут потрачены на улучшение, и в 2045 году, если исследования поддерживать материально, технология станет массовой.
Ответ на вопрос «зачем?» у биолога тоже не вызывает затруднений:
— Смерть перестала нести свое эволюционное значение, человек больше не использует естественный отбор для приспособления к внешней среде. Он сам приспосабливает ее под себя. Более того, современные технологии (геномное редактирование, киберпротезирование, геропротекторы и т.д.) позволяют улучшить и внутреннюю среду нашего организма. Поэтому сейчас на передний план выходит сохранение опыта и знаний, накопленных людьми за жизнь. Гораздо проще построить в голове хрустальный замок из множества уже совершенных прозрений, чем предаваться странному занятию — каждый раз, начиная с нуля, пытаться это сделать вновь. Именно в этом, а не в банальном продлении себя во времени, и заключается главная задача цифрового бессмертия, считает Ольга: — Мы никак не оскорбляем и не обижаем эволюцию, она старалась как могла. Например, подарила нам огромный мозг. Но чтобы двигаться дальше, им нужно пользоваться. Поэтому я не только верю в кибернетическое бессмертие, я стараюсь его создавать изо дня в день, это фактически моя работа. Трудностей там масса, сложностей еще больше, это дорого, долго, тяжело — с кровью, потом, бессонными ночами, инвазивными иголками...
Но у нас нет другого выхода, потому что человек исчерпал ту среду, в которой зародился. Дальше — либо вымирать, как все исчезнувшие виды, либо уходить в виртуальное пространство, на другие планеты и в другие среды, приспосабливая организмы к новым условиям. И, конечно же, здесь просто необходимы технологии когнитивного копирования, которые — уверяю вас — вполне реализуемы.
Футурологи тоже не увидели в технологии ничего неосуществимого.
— Идея переноса сознания гения на какой-то носитель не нова. Раньше это делали с помощью книг и записей, сейчас говорят о цифровом бессмертии, но все равно это пока по-прежнему улучшенный аналог книги, — считает футуролог, создатель проекта Futura.ru Cергей Москалев. — Потому что человек сложное физиологическое устройство. Можно оцифровать все, написанное Толстым и его современниками о нем, но нельзя воспроизвести Толстого с его физиологией, жизненным опытом, Кавказской войной и прочим в каком-то новом теле. Вообще, идея переноса сознания кажется необходимой лишь в случае с гением. Когда умер Ландау, бродила такая идея — сохранить его голову, чтобы в будущем извлечь оттуда его ум, а под мозг Ленина целый институт в 20-е создали...
Нынешним спонсорам исследований не до гениев, им бы себя любимых воссоздать. А это значит, что социальное неравенство в очередной раз заиграет новыми красками. Футуролог, впрочем, полон оптимизма: — Мы живем в эпоху дженериков. Так что вполне возможно, благодаря современным коммуникациям на рынок очень быстро поступит какое-нибудь «китайское бессмертие» — дешевенькое, быстро сляпанное на коленке, емкостью этак лет в 500–600. Но, думаю, для какой-нибудь бабы Мани из соседней квартиры и этого за глаза хватит.