«Негражданами» обычно называют тех, кто после развала СССР и отделения от России союзных республик оказался как бы чужим на своей земле - например, в той же Прибалтике. Однако в последнее время понятие «неграждане» обретает и иной смысл. Речь идёт о жителях собственно России, которые, формально оставаясь гражданами, фактически перестают ими быть. Это люди, которых не интересуют как настоящее, так и будущее своей страны, ситуация с демократией и правами человека, участие в политике.
Логично предположить, что к такому типу «неграждан» относятся прежде всего обездоленные слои населения, которые тратят все силы на выживание в условиях бедности. Но парадокс состоит в том, что «негражданами» всё чаще становятся самые привилегированные и обеспеченные слои общества.
Частично граждане
Отстранённость бедных от участия в гражданской жизни объяснима. Новые политические и экономические порядки, возникшие в России после 1991 г., не помогли им устроить личную жизнь, и они утратили интерес к демократии и гражданскому обществу. Они не ходят на выборы, не состоят в партиях, не борются за свои права. Бедные «неграждане» во всём уповают на государство и радуются, когда чиновники отрезают им дополнительный кусочек пирога. Суть их жизненных установок, как правило, сводится к простым желаниям: «лишь бы не было войны» и «лишь бы завтра не стало хуже, чем сегодня».
Таких людей в России очень много. Прежде всего это те пенсионеры, которые, проработав всю жизнь, не смогли сделать накоплений и для которых, по признанию первого вице-премьера Шувалова, «пенсия превращается в пособие по бедности». Сегодня в России 25 млн пожилых людей, которым не хватает денег на достойное питание. Но, воспитанные при советской власти, они всё-таки сохраняют остатки гражданского поведения и (больше по привычке, чем из убеждений) ходят на выборы.
Появилась и ещё одна разновидность новых «неграждан». Это «работающие бедные». То есть люди среднего возраста с зарплатой на уровне или ниже прожиточного минимума. Социологи утверждают, что пребывание в бедности в течение 3-5 лет полностью подавляет в человеке гражданские устремления. Едва ли не единственное гражданское чувство, которое они продолжают испытывать (сидя у телевизора), это гордость за победы отцов и дедов. Это бедные патриоты. Им нравятся военные парады, танковые учения, успехи внешней политики и пропаганда «величия». Нравятся им и праздники, в последнее время так обильно рассыпаемые властью. Праздник с бесплатным выступлением популярных артистов, с народной песней, с озорной шуткой хотя бы на короткое время позволяет забыть о пустеющем холодильнике.
Шоколадные люди
Но в последние годы в стране возникла новая поросль «неграждан», у которых, казалось бы, «всё в шоколаде». В период приватизации и залоговых аукционов 90-х благодаря фактически бесплатной раздаче госсобственности узкая группа людей «заработала» огромные состояния. Но значительная часть новой русской буржуазии так и не научилась управлять бизнесом. Упомянем в этой связи банкротство (нередко мошенническое) ряда крупных банков. Другая часть богатейшего сословия, ссылаясь на отсутствие гарантий собственности, попросту не желает вкладывать деньги внутри страны и всеми способами выводит их за границу.
Но как ведёт себя человек, переправивший за границу свои капиталы, а вслед за этим и семью, детей? Такой человек неизбежно теряет и чувство родины, и чувство гражданского долга и начинает хлопотать об обретении «вида на жительство». Дети, закончив зарубежные школы и университеты, тоже становятся новыми «негражданами». Нетрудно догадаться, что это сословие мало интересует, как пройдут выборы в Госдуму, кто станет президентом и как в бывшей «матушке-России» обстоят дела с демократией и гражданскими свободами.
По свидетельству международного агентства «Глобальные партнёры», которое помогает пристраивать российские капиталы за рубежом, состоятельные граждане РФ всё активнее тянутся «на выход». «Мы наблюдаем рост количества богатых русских, стремящихся обрести второе гражданство», - говорит управляющий директор агентства Маика Эмметт.
* * *
Появление космополитической элиты - явление, характерное для многих развитых стран мира. Но в условиях глобализации этот процесс приобретает новую и, надо сказать, опасную динамику. Характерные черты этого процесса - утрата интереса национального капитала к собственной стране, миграция денег в страны с дешёвой рабочей силой, с ограниченными трудовыми правами и скукоженной демократией. Ссылаясь на плохие условия для бизнеса в собственных пенатах, пугая уходом из страны, крупный капитал усиливает давление и на права трудящихся у себя на родине. Это заметно, к примеру, по программе реформ трудового законодательства во Франции, объявленной президентом Макроном.
В условиях свободного перетока капиталов предприниматели и в собственных странах пытаются укоротить те социальные гарантии, которые были обретены населением в предшествующие периоды развития. Отголоски этого явления слышатся и у нас в России. Крупный бизнес сопротивляется введению налогов на сверхдоходы, настаивает на увеличении пенсионного возраста, на упрощении условий для увольнения. Преследуются профсоюзные активисты. Мы всё чаще слышим о невыплате или задержках зарплат. Участились случаи преднамеренных банкротств, в результате которых собственники бегут (с деньгами, разумеется) за границу, а люди остаются без выплат и рабочих мест. За последние 15 лет в России исчезло 300 тыс. хороших рабочих мест и создано столько же, но с худшей зарплатой.
Элитарная модель развития России, сложившаяся в 1990-е и приведшая к появлению сословия «новых неграждан», входит во всё большее противоречие с интересами большинства населения. Экономический и социальный эгоизм, нарастающий разрыв между бедностью и богатством вызывают растущее недовольство. Будут ли учтены и исправлены эти прорехи в готовящейся программе нового президентского срока?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции