Производителям социально значимых продуктов хотят запретить изменение объёма упаковки. ГОСТ, определяющий её стандарты, сейчас рекомендательный, а общественники предлагают сделать его обязательным. Они обратились с такой инициативой к главе кабмина Михаилу Мишустину, в Генпрокуратуру (ГП) и Евразийскую экономическую комиссию. Причина - невыполнение производителями требований ГП о недопустимости сокращения объёма, количества и веса продуктов в случае сохранения цены. Бизнес отнёсся к инициативе скептически, отметив затратность меры для производителей: для соблюдения ГОСТа потребуется переустройство производств под эти нормативы. В "Руспродсоюзе" считают, что альтернативой могло бы стать указание на ценниках стоимости товара в пересчёте на килограмм или литр.
В России на фоне роста цен предлагают запретить производителям уменьшать размер упаковки продуктов первой необходимости, к которым относятся сливочное масло, молоко, крупа, соль, сахар и другие товары. Такое обращение на имя премьер-министра Михаила Мишустина и генпрокурора России Игоря Краснова направил глава "Общественной потребительской инициативы" (ОПИ), зампред общественного совета при Роспотребнадзоре Олег Павлов. С документами ознакомились "Известия".
В них говорится, что идет рост манипуляций производителей с размерами упаковок социально значимых продуктов. Речь о снижении объёма и массы товара при сохранении его прежней стоимости.
"Тревогу вызывают фактически скрытые недобросовестные манипуляции по снижению массы или объёма на фоне роста цен на отдельные продукты, в частности сливочного масла. Покупатели по объективным причинам не всегда способны это обнаружить, а также определить, насколько выгодно приобретение той или иной упаковки", - говорится в документе.
ОПИ напоминает, что на проблему неоднократно указывала Генпрокуратура. По её инициативе в конце 2023 года в межгосударственном стандарте, предусматривающем требования к количеству фасованных товаров (ГОСТ 8.579-2019), были определены допускаемые значения номинального количества ряда продовольственных товаров, таких как масло, молоко, сахар, соль, чай, мука, рис, пшено, гречка и другие.
Ввиду того что применение обозначенного стандарта носит добровольный характер, многие производители его игнорируют, отмечает Олег Павлов в своём обращении.
В документе подчёркивается, что установленные ГОСТом нормативы являются разнообразными и не ограничивают производителей в видах фасовки. При этом производители продовольственных товаров, желающие заявить об их соответствии ГОСТу, должны использовать фиксированные значения количества названного товара. Например, сливочное масло по 100, 200, 250, 500 г или молоко по 200, 250, 500, 1000 мл.
Поэтому общественники просят сделать установленные в ГОСТ 8.579-2019 требования к количеству фасованных товаров обязательными на территории РФ для всех производителей социально значимых товаров первой необходимости. Для этого предлагается внести дополнения в постановление правительства № 530, подчёркивается в документе.
"Известия" направили запросы в правительство, Генпрокуратуру и Госстандарт с просьбой оценить поддержку инициативы.
Как выяснили "Известия", изучив полки торговых сетей, чаще всего отклонения от рекомендованного ГОСТа сегодня можно увидеть у производителей масла и молока. При этом многие компании не стремятся работать по строгим стандартам и выпускают продукцию в разных объёмах упаковки.
В частности, речь идёт о брендах "Масло сливочное вологодское", Viola, "Правильное масло", "ЭкоНива", "Лента", President, "Му-у", "Вкуснотеево", "Коровка из Кореновки", "Рузское молоко" и др. Чаще всего производители фасуют продукт в упаковки по 160-180 г.
Молоко на торговых полках также можно увидеть в разных объёмах - от 873 до 950 мл. Его выпускают под брендом "Домик в деревне", "Му-у", "Экомилк", "Простоквашино", "Село Зелёное", "Большая кружка", "365 дней", "Лента", "Коровка из Кореновки".
- Действительно, особенно проблема наблюдается в сегменте молочной продукции. Одно дело, когда ситуация касается товаров, которые не входят в потребительскую корзину и не являются социально значимыми, например чипсы, а другое - когда речь идёт о продуктах первой необходимости повседневного спроса. Поэтому рассчитываем на поддержку предложения, чтобы требования ГОСТа стали обязательными, - заявил Олег Павлов.
Он напомнил: в прошлом году на фоне роста цен на яйца производители начали уменьшать количество продукта в упаковке при сохранении или даже увеличении цены.
"Известия" направили запросы производителям, в Национальный союз производителей молока и Ассоциацию компаний розничной торговли (АКОРТ) с просьбой прокомментировать предложение общественников.
Зампред правления ассоциации "Руспродсоюз" Дмитрий Леонов считает, что предприятиям пищевой промышленности сложно будет одномоментно перестроить производство для соблюдения норм ГОСТа. Также он добавил, что отсутствуют аналогичные требования к импортной продукции. По его мнению это создаёт неравные условия конкуренции на рынке.
Он отметил: для выполнения требований ГОСТа при выпуске социально значимых товаров необходимы замена или перенастройка линий, заказ новой и выработка произведённой/закупленной упаковки, согласование новых товарных позиций с ритейлом.
- С учётом санкций потребуются определённые финансовые и временные затраты. Временные рамки на безболезненный переход на исправленный ГОСТ составляют не менее 12-15 месяцев. Альтернативой этой инициативе могло бы стать применение практики указания на ценниках стоимости товара в пересчёте на килограмм или литр в зависимости от вида продукции, - считает он.
В компании Viola отметили, что полностью разделяют цели инициативы. Вместе с тем добавили: размер упаковки зависит не исключительно от решения производителя, он может быть обусловлен внешними факторами.
Так, производителям проще отслеживать продукцию во внешних системах, таких, например, как "Меркурий", в целых числах. В частности, в килограммах. Поэтому молоко чаще всего представлено на прилавках в упаковках объёмом 1 кг. Однако 1 кг молока равен 973 мл - и возникает ситуация, которая может восприниматься как шринкфляция, хотя таковой не является, пояснили в пресс-службе компании.
Также там отметили, что при рассмотрении инициативы важно учитывать и технологические особенности линий, которые имеют свои требования в части объёмов продукции.
- Сейчас производители не обязаны применять требования стандарта 8.579-2019, если он не является нормативным документом при производстве. Однако обсуждаемый ГОСТ имеет статус межгосударственного, то есть, если он получит статус обязательного в России, конкурентоспособность продукции из РФ на рынке ЕАЭС снизится, а обязательное его применение на территории Таможенного союза требует согласования всех стран-участниц, - пояснила "Известиям" руководитель управления GR & ESG ГК "ЭкоНива" Любовь Аксёнова.